на главную страницу

16 Ноября 2002 года

Завтра - день Ракетных войск и артиллерии

Суббота

Разящий гром

18 ноября – 100 лет со дня рождения маршала артиллерии К.П. Казакова

Александр КОЧУКОВ, «Красная звезда».



Без малого семь десятков лет маршал артиллерии Константин Петрович Казаков находился в боевом строю защитников Родины. Его армейская судьба распорядилась так, что в начале 20-х годов он был зачислен в «пушкари» и породнился с «богом войны» на всю жизнь. Выполнял интернациональный долг в Испании и Китае, от звонка до звонка был на войне с гитлеровцами, участвовал в боях с японцами.
     Впервые я услышал о Константине Петровиче Казакове от дважды Героя Советского Союза генерала армии А.П. Белобородова, который во время войны с милитаристской Японией командовал 1-й Краснознаменной армией, а генерал Казаков был у него командующим артиллерией. И вот однажды во время поездки по местам боев в Сталинграде мы встретились, и я постарался расспросить Константина Петровича о его службе, жизни подробнее.
     – С апреля 1942 года, – рассказывал Казаков, – я трудился в штабе начальника артиллерии Красной Армии, принимал участие в разработке артиллерийского наступления в операции под Сталинградом...
     – Тогда вашим начальником был главный маршал артиллерии Воронов?
     – Да. Но носил он погоны еще генерал-полковника артиллерии и был представителем Ставки на сталинградском направлении. Вряд ли кто-либо другой, отмечу, сделал для развития советской артиллерии столько, сколько он – Николай Николаевич Воронов.
     – Говорят, он внес немало принципиально новых предложений по использованию артиллерии...
     – Воронов выдвинул, а другие артиллерийские генералы подхватили идею создания фронтовой артиллерийской группы. Окончательно решение об этом было принято военным советом Юго-Восточного фронта 14 сентября 1942 года.Для того времени столь мощный артиллерийский кулак имел важное значение. Располагая им, командующий артиллерией фронта оказывал своевременную и действенную помощь войскам при удержании важнейших рубежей и объектов. Или взять артиллерийскую контрподготовку. До войны данный вопрос основательно не разрабатывался. Правда, уже в первых сражениях с гитлеровцами наблюдались отдельные случаи проведения артиллерийской контрподготовки (в 16-й армии Западного фронта в 1941 году, в 57-й армии Юго-Восточного фронта в 1942 году). Но это было лишь начало, довольно робкое.
     Мощная и эффективная артиллерийская контрподготовка обрела право на жизнь в дни обороны Сталинграда. Одним из первых умело организовал ее начальник артиллерии 62-й армии генерал Пожарский.
     – Константин Петрович, участники Сталинградской битвы отмечают, что при проведении артиллерийской контрподготовки и просто при отражении вражеских контратак особенно хорошо действовали наши «катюши».
     – Известно, какие тяжелые бои вели наши войска в сентябре 1942 года под Сталинградом. Враг наглел, самоуверенность его порой выходила «из берегов». Именно с таким настроением, к примеру, фашисты пытались взять деревню Чепурники – психической атакой.
     Полк вражеской пехоты, 2 кавалерийских эскадрона при поддержке более 20 танков двинулись вперед. С развернутыми штандартами, под музыку бравурного марша. Вскоре к звукам духового оркестра добавились орудийные залпы трех артиллерийских дивизионов противника.
     На музицированное наступление наши «катюши» тоже ответили «музыкой». 18-й гвардейский минометный полк дал всего один залп. И перед собой мы действительно увидели психов.
     – По масштабам контрнаступление под Сталинградом, – продолжал рассказ Константин Петрович, – было крупнейшей стратегической операцией, осуществленной силами трех фронтов, представлявших собой миллионную армию всех современных родов войск. В окружении сталинградской группировки врага решающее значение имели танковые и механизированные соединения. Авиация, организовав воздушную блокаду окруженного противника, «задраила» котел сверху.Огромную роль в контрнаступлении, как и ранее в ходе оборонительного периода битвы, сыграла, конечно же, артиллерия.
     – Сколько стволов было в распоряжении советского командования на том участке фронта?
     – К началу контрнаступления группировка артиллерии Юго-Западного, Сталинградского и Донского фронтов насчитывала (без 50-мм минометов) 13,5 тыс. орудий и минометов и 1.250 боеготовых установок полевой реактивной артиллерии.
     – А какие новые способы ведения огня применялись?
     – Готовясь к контрнаступлению, мы, артиллеристы, обдумывали, изучали много новых вопросов. По существу, предстоял первый опыт массированного использования артиллерии. Впервые разрабатывались планы артиллерийского наступления, предусматривавшие все три его периода: артиллерийскую подготовку, артиллерийскую поддержку атаки и артиллерийское обеспечение боя в глубине.
     – Особенно выделялся, как подчеркивают многие фронтовики, второй период артиллерийского наступления...
     – Да. При ликвидации окруженной под Сталинградом группировки вражеских войск мы впервые осуществили артиллерийскую поддержку атаки огневым валом в сочетании с последовательным сосредоточением огня на глубину до 1.500 метров... Не хочу преуменьшать значения других родов войск, но роль артиллерии в разгроме врага – огромнейшая. Не случайно со Сталинградом связано установление – 19 ноября – праздника – Дня артиллерии. (Теперь он называется Днем ракетных войск и артиллерии и отмечается в третье воскресенье ноября. – Ред.)
     – Известно, что в послевоенный период вы занимали ряд руководящих должностей в Министерстве обороны...
     – Последняя из них – командующий ракетными войсками и артиллерией Сухопутных войск.
     – Именно при вас, кажется, был сбит американский шпионский самолет У-2?
     – Он был сбит, когда я занимал руководящую должность в зенитно-ракетных войсках ПВО страны, поэтому считаю и себя причастным к этому нашумевшему делу.
     – Расскажите, пожалуйста, со своих позиций о том, что случилось 1 мая 1960 года.
     – Рано утром 1 мая, а если быть совсем точным, в 5 часов 36 минут нашу южную воздушную границу пересек американский самолет-шпион У-2. Праздничный день для разведывательного полета организаторы шпионской акции, видимо, выбрали не случайно. Они полагали, что в войсках никто не отважится сбить самолет без согласования с Москвой. В столице же все армейское руководство будет занято парадом. Пока разберутся в ситуации, пройдет какое-то время, что на руку Пауэрсу.
     Однако в нашей ПВО действовали четкие и недвусмысленные инструкции. Когда из Свердловска в Москву доложили о сложившейся обстановке, руководство ПВО страны тут же отдало приказ об уничтожении цели.
     – Константин Петрович, а когда в Москве узнали, что ракет пришлось выпустить несколько?
     – Сразу. В результате ошибки локаторщиков, несогласованности в действиях КП подразделений одной из ракет был сбит наш истребитель. Погиб старший лейтенант Сафронов. Так что победа и трагедия вызывали смешанные чувства. На самом высоком уровне было решено сообщить только о победе.
     – А как же наш погибший летчик?
     – 7 мая 1960 года вновь избранный Председателем Президиума Верховного Совета СССР Л.И. Брежнев подписал свой первый указ – о награждении орденами и медалями СССР ракетчиков, отличившихся при выполнении боевого задания по уничтожению шпионского самолета. Первым в списке награжденных значился... старший лейтенант Сафронов Сергей Иванович. О том, что он награжден посмертно, не сообщалось...
     ...В советской военной элите Казаковых было трое: два маршала артиллерии и генерал армии. Самый старший по возрасту – Герой Советского Союза маршал артиллерии Василий Иванович Казаков. Являясь представителем «могучей кучки» при маршале К.К. Рокоссовском, он прошел боевой путь от Москвы до Берлина, в послевоенный период командовал артиллерией Советской Армии и умер в 70 лет.
     Герой Советского Союза генерал армии Михаил Ильич Казаков – он из знаменитого первого выпуска Академии Генерального штаба – всю войну работал в штабах фронтов. После Победы командовал войсками ряда военных округов. Последняя должность – начальник Штаба Объединенных Вооруженных Сил Варшавского Договора. Ему было суждено прожить 78 лет.
     Маршал артиллерии Константин Петрович Казаков пережил своих знаменитых однофамильцев. Смерть настигла его на 87-м году жизни. Он автор трех книг, часто публиковал свои материалы в «Красной звезде», был искренним другом газеты.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker