на главную страницу

16 Ноября 2002 года

Завтра - день Ракетных войск и артиллерии

Суббота

Слава ищет умелых

Аркадий ПИНЧУК, «Красная звезда».



Как молодые люди выбирают военную профессию? По семейной традиции, примеру друга, зову детской мечты, а то и по разнарядке военкомата. У Сергея Ларина все случилось иначе. Отец его, Михаил Иванович, всю жизнь был строителем, этим делом и сегодня занимается. Друзья звали Сережу совсем не туда, куда ему хотелось. В детстве о военной службе он тоже не мечтал и предложение военкомата поразмыслить об этом не принял. Но в десятом классе в руки Сергея попал роман Юрия Бондарева «Последние залпы». Один из героев этого романа, как путеводный маячок, осветил будущий путь, позвал настойчиво и властно на огневую позицию. Решение стать артиллерийским командиром пришло, когда был перевернут последний лист книги.
     Получив аттестат о среднем образовании, он пришел-таки в военкомат и рассказал о своем выборе. Ему предложили учиться в Туле: знаменитое инженерно-техническое училище, и почти рядом с домом – до села Архангельское рукой подать. Ларин отказался.
     – Хочу быть артиллерийским командиром, а тут – инженерное...
     И поехал поступать в Коломенское высшее артиллерийское училище. Легко поступил, легко учился, потому что выбор был точен и еще потому, что одна из дискотек в училище подарила ему ту редкую встречу, которую иначе, как судьбой, тоже назвать нельзя. Звали судьбу Наталией, и была она студенткой Коломенского пединститута, по окончании которого стала женою артиллерийского офицера Сергея Ларина. Сегодня в одной из школ города Луги Наталия преподает физику и математику – предметы, можно сказать, артиллерийского профиля.
     Окончившего училище с отличием Сергея Ларина направили в полк обеспечения учебного процесса Санкт-Петербургского военно-артиллерийского университета. Принял там взвод самоходно-артиллерийских установок с поэтическим названием «Акация». Командир батареи старший лейтенант Анатолий Савченко, знакомя нового подчиненного с особенностями предстоящей службы, акцентировал внимание на двух пунктах:
     – Наш полк – своеобразное продолжение университетских кафедр. Мы помогаем курсантам теоретические знания закрепить практикой. Успешно это можно сделать только в том случае, если сами будем и знать, и уметь намного больше, чем курсанты. Вторая особенность в том, что наш полк ежегодно обслуживает Всеармейские состязания артиллеристов. Работать приходится с артиллеристами высочайшего класса, гроссмейстерами. И нет у нас права даже на незначительную ошибку: высмеют. Зато школа этих состязаний – выше всяких университетов. Скоро сам убедишься...
     Это «скоро» наступило почти через год. Начались отборочные состязания. В полку победителем вышел старший лейтенант Анатолий Савченко. Ларин был неотступно при своем командире, цепко наблюдал за всеми его действиями. На очередном этапе отбора, окружном, Савченко снова вышел в лидеры и получил право участвовать в финале. На Всеармейских состязаниях Сергей Ларин очень болел за своего командира, хотя непосредственно занимался обеспечением совсем других офицеров.
     Сидя в окопе, лейтенант вслух комментировал все перипетии борьбы, тут же высчитывал поправки, отдавал команды, предупреждал соревнующихся артиллеристов о возможных ошибках. Конечно, его никто не слышал. Но на лейтенанта обратил внимание стоявший неподалеку маршал артиллерии Владимир Михалкин.
     – Каждый мнит себя стратегом, видя бой издалека, – улыбнулся военачальник. – Давайте-ка, товарищ лейтенант, проверим, что вы знаете на самом деле.
     И маршал начал гонять лейтенанта по самым сложным вопросам артиллерийской теории, задавать сначала простые, а затем все более трудные задачи. Ларина не смутили маршальские погоны. Все-таки не случайно окончил он училище с отличием. Знания были еще достаточно свежими. Отвечал спокойно, даже с азартом.
     – Молодец, – подытожил маршал. – Готовый командир батареи.
     И словно напророчил. После состязаний Савченко, занявший на них почетное пятое место, пошел на повышение: его назначили начальником штаба дивизиона. А батарею приказали принять Сергею Ларину. Вскоре и звание старшего лейтенанта присвоили досрочно. Никого затем не удивила победа Сергея Ларина на очередных полковых состязаниях, которая имела продолжение на следующем этапе. В 2001 году молодой командир батареи уже защищал честь полка на состязаниях Всеармейских.
     Чтобы читатель имел представление, что такое современные состязания артиллерийских командиров, расскажу лишь об одном соревновательном этапе.
     ...По команде посредника командир батареи должен в строго ограниченное время прибыть на огневую позицию, провести выверку техники, устранить все рассогласования (введенные специально) прицельных приспособлений. Затем с помощью специального метеокомплекта определить метеоданные – температуру, давление, направление и силу ветра и рассчитать поправки. Норматив чрезвычайно жесткий, и для перепроверки результатов не остается ни секунды.
     Как только следует доклад о готовности, посредник указывает на карте место командно-наблюдательного пункта, и командиру батареи предстоит безошибочно определить его на местности и быстро туда прибыть. Там ему вручают координаты цели. С этого момента и начинается основная работа артиллерийского офицера: от него требуются точные математические расчеты, привязка позиции, пристрелка и окончательная подготовка данных на открытие огня. Наблюдаемый разрыв и становится моментом истины.
     На состязаниях 2001 года старший лейтенант Ларин занял второе место. Как говорили сослуживцы, получил серебряную медаль всероссийского достоинства. Для первой попытки этот результат можно было считать победным. Но Сергей внутренне испытывал огорчение, хотя внешне никогда его не проявлял. Он лучше других знал, где и когда допустил ошибки, и был убежден, что допустил их только по неопытности.
     В июле этого года ему предоставилась возможность все исправить. Условия состязаний в чем-то напоминали прошлогодние, но задачи были сложнее. Так ведь и Ларин минувший год не сидел сложа руки, готовился. Но разве мог он предвидеть, что будет жара за тридцать? Броня раскалилась до такой степени, что к механизмам установки даже притронуться страшно. Тут многое зависело от нервов и выдержки. Только взял себя в руки, только подошел к рубежу открытия огня – обнаружилась поломка в технике. Стреляющую установку заменили, заново пустили секундомер. Но каково командиру? Всю подготовительную работу надо было провести заново. Однако Ларин не сплоховал. И только когда увидел зачетный разрыв и понял, что не ошибся, почувствовал жуткую усталость.
     Только спустя некоторое время пришло понимание, что именно он – победитель, что ему со второй попытки покорилась-таки самая заветная высота артиллерийского командира. А вскоре пришли и награды: часы от главкома Сухопутных войск, должность начальника штаба дивизиона, капитанское звание и право на бесконкурсное поступление в Санкт-Петербургский военно-артиллерийский университет.
     ...Мне хотелось расспросить офицера и о многом другом. Он приехал из отпуска с самыми свежими, как говорится, впечатлениями о родительском доме. Но Ларин спешил, его беспокоили дела в дивизионе, и мы договорились, что продолжим разговор когда-нибудь в будущем – после состязаний уже в ранге командиров дивизионов. Сергей скромно улыбнулся. А я почему-то верю: будет у него и третья попытка. Пусть не завтра, но обязательно будет.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker