на главную страницу

20 Ноября 2002 года

Армия сегодня

Среда

Лейтенантские университеты

Беседу вел Олег ФАЛИЧЕВ, «Красная звезда».



Ежегодно в войска и на флоты приходят лейтенанты – выпускники военно-учебных заведений, и каждый раз это большое событие в жизни российских Вооруженных Сил. Но радость встречи быстро сменяется ожиданием. Как пройдет процесс профессионального становления молодых офицеров? Каково качество образования, полученного лейтенантами в военно-учебных заведениях? Ответить на эти и другие актуальные вопросы редакция попросила первого заместителя начальника Главного управления кадров Министерства обороны генерал-лейтенанта Михаила ВОЖАКИНА.

     
Визитная карточка

     Михаил Георгиевич Вожакин родился 28 ноября 1952 года в городе Грозном. Окончил Московское высшее общевойсковое командное училище им. Верховного Совета РСФСР, Военную академию им. М.В. Фрунзе. Службу проходил в Южной группе войск, Московском военном округе. С июля 1996 по июнь 2002 года занимал должность начальника Управления кадров Генерального штаба ВС РФ. Заслуженный военный специалист Российской Федерации. Указом Президента РФ от 22 июня 2002 года назначен первым заместителем начальника ГУК МО РФ.

     - Михаил Георгиевич, недавно в войска и на флоты прибыли выпускники военно-учебных заведений. Во всем ли соответствует их профессиональная подготовка современным требованиям?
     - Практика повседневной деятельности войск и особенно опыт их применения в контртеррористической операции на Северном Кавказе свидетельствуют о том, что основная масса офицерской молодежи получила в военно-учебных заведениях твердые знания и профессиональные навыки, которые успешно применяются ими в служебной деятельности. Подтверждение тому - 38 выпускников 2000-2001 гг., удостоенных звания Героя Российской Федерации, многие десятки награжденных орденами и медалями, получивших очередные воинские звания досрочно, назначенных на новые должности.
     Одновременно следует отметить, что качество военно-профессиональной подготовленности ряда выпускников по-прежнему отстает от современных требований. Например, выпускникам командного профиля зачастую недостает практических навыков в организации боя и его всестороннем обеспечении, обучении и воспитании подчиненных. Некоторые слабо подготовлены в морально-психологическом и физическом отношении к ведению боевых действий. Сказывается отсутствие опыта в применении вооружения и военной техники.
     Каковы причины этого? Несовершенство прежних учебных программ, недостатки в материально-техническом и информационно-методическом обеспечении образовательного процесса.
     В рамках программы реформирования системы военного образования разрабатывается комплекс мер, направленных на дальнейшее совершенствование подготовки офицеров. К примеру, законодательно введенное в 1993 году обучение по двум специальностям - военной и родственной гражданской выявило, особенно в командных вузах, невозможность качественно реализовать образовательную программу. Поэтому ряд военно-учебных заведений Сухопутных войск перешли с этого учебного года к подготовке курсантов по новой специальности - «Управление персоналом» со сроком обучения четыре года. Впервые командиров стали готовить как управленцев-организаторов, сохранив необходимую военно-техническую составляющую.
     - В СМИ много говорилось о реформе высшей военной школы. Закончилась ли она? Каковы ее результаты?
     - Последние четыре года все преобразования в высшей военной школе проводились на основе Программы совершенствования системы военного образования, принятой в 1998 году. В процессе ее выполнения подверглась коренной реорганизации и сокращению сеть военно-учебных заведений. Пересмотрены сроки и обновлено содержание обучения. Вузы приступили к работе по новым учебным планам и программам, впервые разработанным на основе государственных образовательных стандартов. Приняты меры, позволяющие сохранить и укрепить научно-педагогический потенциал вузов.
     Сделано немало. Вместе с тем одни только военно-учебные заведения сегодня не в состоянии компенсировать ежегодную убыль офицеров с военной службы и не могут в полном объеме удовлетворить потребности в них войск и сил флота. Необходимость кардинального решения этих и других проблем потребовала продолжения реформ и разработки документа, определяющего стратегию развития военного образования. Им стала федеральная программа «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года», разработанная по поручению Президента Российской Федерации. Программа утверждена Правительством России в мае этого года, и в настоящее время развертывается работа по ее реализации.
     В результате мероприятий первого этапа будет сформирован новый облик военного образования, способного в перспективе полностью обеспечивать потребности Вооруженных Сил в высококвалифицированных военных кадрах при рациональном использовании средств на их подготовку. Второй этап (2006-2010 гг.) - модернизация системы военного образования. Его цель - привести все три составляющие системы военного образования (содержание подготовки, сеть вузов и систему управления) в соответствие с тем обликом, который будет сформирован на первом этапе.
     - Некоторое время назад военные академии перешли к двухлетнему периоду обучения. Насколько это оправдало себя?
     - Переход на двухлетнюю подготовку офицеров осуществлен по результатам работы в 1996-1997 гг. двух специальных комиссий Министерства обороны. На основе их предложений были основательно переработаны квалификационные требования к выпускникам военных академий, учебные планы и программы. Так что существующая сегодня система подготовки офицеров в высших учебных заведениях удовлетворяет потребности Вооруженных Сил и возвращение к трехлетнему сроку обучения пока не планируется.
     - Но ведь для сокращения срока обучения пришлось и от чего-то отказаться? А это не проходит бесследно...
     - Сокращение срока обучения на один год стало возможным благодаря оптимизации учебного процесса, в том числе за счет исключения дублирования по отдельным дисциплинам программ. Вместо пятидневных и одного дня самостоятельной подготовки были введены шестидневные плановые занятия. Принято решение об исключении проведения на выпускных курсах одновременно итоговых государственных экзаменов и защиты дипломных проектов (работ), отказе от стажировок. Все это привело к значительному снижению материальных и финансовых затрат, позволило сократить на треть количество офицеров, ежегодно оторванных от службы в связи с направлением на очное обучение.
     - Не секрет, что Вооруженные Силы РФ все-таки испытывают нехватку офицеров взводно-ротного звена. Как это отражается на состоянии армии и флота?
     - Вы правы. Недостаточная укомплектованность войск офицерами этой категории, безусловно, влияет на положение дел в войсках. Ведь там, где нет штатного командира, нет и полноценной боевой подготовки.
     Ситуация усугубляется еще и тем, что некоторые выпускники, назначенные на должности командиров взводов, по прибытии в войска заявляют о своем нежелании продолжать военную службу. Их немного. Как правило, это люди, твердо решившие после получения бесплатного образования покинуть ряды Вооруженных Сил. Считаю, что это надо рассматривать как «брак» в воспитательной и профилактической работе. Такая категория должна выявляться и отсеиваться еще на этапе предварительного отбора, в крайнем случае - в стенах вуза.
     Офицеры, занимающие первичные должности, рассматриваются нами как перспективный резерв для комплектования батальонного звена, кандидаты в слушатели военных академий. Чем больше их количество, тем шире возможность отобрать наиболее достойных для выдвижения. С другой стороны, в условиях существующего некомплекта командиров рот ситуация вынуждает порой назначать на вакантные должности командиров взводов, прослуживших не более года, что явно недостаточно для их становления.
     Немаловажную роль в этом отношении играет работа по приему на службу по контракту офицеров запаса, имеющих опыт работы с личным составом (здесь в лучшую сторону отмечается Московский военный округ). А также призыв на 24 месяца офицеров запаса, прошедших обучение по соответствующим программам на военных кафедрах. Эти и другие, иногда вынужденные и временные меры, обеспечивают поддержание укомплектованности должностей взводного и ротного звена на уровне, позволяющем выполнять поставленные задачи.
     Однако есть проблемы, в разрешении которых мы надеемся на помощь государства. Наиболее острая - жилищная. В последнее время много усилий прилагается для обеспечения квартирами офицеров, увольняемых с военной службы, что справедливо. Но требует скорейшего решения и жилищный вопрос молодых офицеров. К примеру, в этом году в войска прибыло более трех тысяч женатых выпускников военных институтов. Только трети из них выделено отдельное жилье, остальные размещены в общежитиях и помещениях, приспособленных для проживания. Иные вынуждены идти на поднаем жилья.
     Вместе с тем есть примеры вдумчивого подхода к приему и вводу в строй молодых офицеров, изысканию внутренних ресурсов для их бытового обустройства. Так, в войсковой части, которой командует генерал-майор А. Коломийченко, все выпускники этого года (а их более двадцати) обеспечены жильем, в том числе пятеро женатых - отдельными квартирами, остальные - благоустроенными общежитиями. И неудивительно, что никто из выпускников этого года здесь не собирается увольняться.
     На мой взгляд, назрела необходимость разработки комплексной программы поддержки молодых офицеров с целевым финансированием строительства жилья, своевременной выплатой денежных ссуд, обеспечением культурного досуга молодых офицеров и членов их семей. Такие меры не только оказали бы положительное влияние на отношение молодых офицеров к службе, но и повысили бы ее престиж.
     - Это так. Но сразу такая программа не появится. А некомплект офицерского корпуса, по сообщению одного из информагентств, составляет уже около 48 тысяч человек. Как изменить ситуацию?
     - В настоящее время кадровая ситуация в Вооруженных Силах стабилизируется. Впервые за последние годы общая укомплектованность офицерских должностей составила 90 процентов. Этого удалось добиться в том числе и в результате переназначения на вакантные должности более 70 процентов офицеров, высвободившихся в ходе проведения организационно-штатных мероприятий.
     Сейчас Министерством обороны проводится работа по реализации Плана совершенствования системы комплектования ВС РФ офицерами, прапорщиками и мичманами на 2001-2005 гг. Этим планом предусмотрены развитие федерального законодательства по вопросам подготовки офицеров, прапорщиков (мичманов) и прохождения ими военной службы; оптимизация источников комплектования и совершенствование подготовки; реорганизация органов управления и многое другое, что, безусловно, способствует обеспечению укомплектованности офицерских должностей в ВС.
     - Действительно ли в некоторых вузах возобновлена подготовка офицеров-воспитателей?
     - Да, с сентября 2002 года в ряде вузов Вооруженных Сил началась подготовка заместителей командиров рот (им равных) по воспитательной работе со сроком обучения пять лет. Необходимость этого вызвана тем, что с 1991 года подготовка офицеров-воспитателей для ротного звена не проводилась. Комплектование таких должностей осуществлялось за счет офицеров командного, командно-инженерного профилей. Однако данный принцип комплектования не срабатывал в полной мере, так как ВС и без того испытывали острый недостаток в командирах взводов и рот. Представьте, что в армии и на флоте 93 процента (!) заместителей командиров рот по воспитательной работе - это офицеры, призванные из запаса на 24 месяца. Из их числа продолжать военную службу в дальнейшем остаются не более 1-2 процентов. Так что сейчас прорабатывается вопрос даже о возобновлении в Военном университете заочной подготовки офицеров органов воспитательной работы с высшим военным образованием.
     - И последний вопрос, Михаил Георгиевич. Какие меры, на ваш взгляд, необходимо принять, чтобы как можно меньше офицеров досрочно увольнялись из ВС РФ?
     - Это задача многотрудная. Если не лукавить, стоило бы сначала сказать о материальном факторе. Формирование современного стабильного офицерского корпуса невозможно без усиления социально-правовой защищенности, повышения уровня жизни, уверенности в завтрашнем дне, наконец, без решения на государственном уровне задачи по изменению отношения общества к Вооруженным Силам, повышения престижности военной службы.
     Все вышеперечисленное и является главной целью кадровой политики в армии. То есть надо создать такие условия, при которых офицер смог бы реализовать свои способности и интересы, а государство имело бы надежные Вооруженные Силы с профессиональным, высокообразованным и стабильным офицерским корпусом.
     Тем не менее, как бы часто мы ни возвращались к материальному, не стоит забывать, что служба российского офицера наполнена идейным смыслом. Не за деньги русский офицер служит, но для блага России, во славу ее величия и благочестия. Я говорю о духовном, о том, что в сердце настоящего офицера. Потому и служим... Так было, так, надеюсь, будет и впредь.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker