на главную страницу

20 Ноября 2002 года

«Двадцатка»

Среда

Логика общих интересов



Мы продолжаем публикацию материалов под открытой совместно с Информационным бюро НАТО в России рубрикой «Двадцатка». На сей раз о российско-американских отношениях, сотрудничестве России и НАТО и целях саммита Североатлантического альянса в Праге рассказывает посол США в России, посол контактного пункта НАТО в Москве Александр ВЕРШБОУ.

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

     Александр Вершбоу родился в городе Бостон (штат Массачусетс). В 1974 году получил степень бакалавра по проблемам России и Восточной Европы в Йельском колледже, а в 1976 году - степень магистра международных отношений и диплом об окончании Института России в Колумбийском университете. Поступив на дипломатическую службу в 1977 году, он занимал ряд должностей, включая работу в посольствах США в Москве и Лондоне, был директором Отдела по делам Советского Союза в Государственном департаменте в последние годы существования СССР и участвовал в многочисленных встречах на высшем уровне и уровне министров между США и СССР. В 1991 году направлен на работу в НАТО в качестве заместителя постоянного представителя США и поверенного в делах представительства США. В 1993-1994 годах - заместитель помощника госсекретаря по делам Европы и Канады. С 1994 по 1997 год - специальный помощник президента и старший директор по европейским делам в совете национальной безопасности. Участвовал в выработке документа об основах отношений между НАТО и РФ, который был подписан в 1997 году. С января 1998 года по июль 2001 года - представитель США в НАТО. 19 июля 2001 года приступил к исполнению обязанностей посла США в РФ.
     Женат, воспитывает двух сыновей.


     
Новые российско-американские отношения

     Мы все росли и жили в период «холодной войны», в такое время, когда слова «гарантированное взаимное уничтожение» и «забрасываемый вес» были, к сожалению, активной частью нашего словаря. К счастью, то время кануло в вечность. Мир изменился, и за последние несколько лет нам выпала счастливая возможность увидеть удивительные перемены в отношениях между США и Россией.
     Сегодня наши страны стали ближе друг к другу в политическом, экономическом и военном отношении, чем в какой-либо другой период нашей истории. Ведь только подумайте: американские компании вкладывают огромные суммы в Сахалин и Каспийский трубопроводный консорциум (КТК), в то время как российские танкеры доставляют нефть в американские порты, помогая нам диверсифицировать использование источников энергии, а России – найти новые рынки. Американские и российские войска сотрудничают на Балканах и в Афганистане. Госсекретарь США и министр иностранных дел России почти ежедневно обсуждают по телефону положение на Ближнем Востоке, напряженную ситуацию в индо-пакистанском регионе и целый ряд других международных вопросов, о которых мы каждый день читаем в газетах. Также регулярно беседуют друг с другом и наши президенты.
     Многие указывают на события 11 сентября 2001 года, считая, что эта трагедия сблизила наши страны. Я же на это всегда говорил, что эти теракты и решение России присоединиться к кампании против терроризма лишь ускорили тот процесс, который к тому времени уже начал развиваться. Еще в июне и июле 2001 года во время встреч в Любляне и Генуе президенты Буш и Путин осознали, что наступила новая эра и что они смогут вывести свои страны из рамок мышления периода «холодной войны» и построить новые отношения.
     Еще до террористических актов в США, случившихся в сентябре прошлого года, Президент Путин всесторонне оценил стратегическую ситуацию. Он был первым из мировых лидеров, кто позвонил президенту Бушу после террористических нападений с выражением соболезнования. Более того, понимая необходимость борьбы с терроризмом, он воспользовался историческим моментом и предложил использовать российское воздушное пространство для самолетов коалиции. Российский Президент также предложил делиться важными разведывательными данными с США и поддержал гуманитарные мероприятия по восстановлению Афганистана. Мы действительно вступили в новую эру.
     Недавний российско-американский энергетический саммит в Хьюстоне подчеркнул наши развивающиеся экономические связи, которые реально демонстрируют разрыв с периодом, «холодной войны». Действительно, как сказал государственный секретарь США Колин Пауэлл на заседании американо-российского делового совета в начале октября, «центр тяжести в наших отношениях с Россией, идущей по пути все большей демократизации, неминуемо сдвинется – и должен сдвинуться – в сторону экономических, торговых и инвестиционных - вопросов. И чем больше будет этот сдвиг, тем более нормальными будут становиться наши двусторонние отношения».
     
Россия — НАТО: исторические события

     Трансформация российско-американских отношений – от враждебности и управляемого соперничества в период «холодной войны» к дружбе и сотрудничеству – отражается в течение последних нескольких лет в развитии и расширении отношений между Россией и НАТО, а также, конечно, и в интеграции России в наши существующие структуры по безопасности, в нашу стратегию. Мы все очень многого ожидали от сотрудничества России с НАТО после подписания Основополагающего акта в 1997 году. Занимавший должность посла США в НАТО практически с самого начала работы Совместного постоянного совета Россия - НАТО, я одним из первых готов признать, что ранние попытки сотрудничества между Россией и Североатлантическим альянсом не оправдали ожиданий. В основном это произошло из-за разногласий относительно кризиса в Косово. Тем не менее сотрудничество между нашими миротворческими силами на Балканах было и остается великолепным и, несомненно, помогло преодолеть недоверие. Более того, по мере улучшения состояния российской экономики после кризиса 1998 года россияне вновь стали чувствовать уверенность относительно места их страны в мире.
     Во всяком случае после террористических актов в сентябре прошлого года логика наращивания и укрепления сотрудничества между Россией и НАТО стала еще более очевидной для всех. Опередив многих в своей стране, Президент Путин пришел к пониманию того, что национальные интересы России и цели западных держав, а также НАТО в целом по большей части совпадают. Конечно же, сотрудничая с Западом, Президент Путин не отступает от стратегических целей России, а просто отстаивает то, что называется «логикой общих интересов». Когда Президент Путин и руководители девятнадцати стран - членов НАТО шесть месяцев назад встретились в Риме, чтобы создать Совет НАТО - Россия, это действительно представилось как историческое событие.
     В рамках этого нового Совета мы уже видим, как проявляется дух гибкости и готовности к принятию компромиссных решений. Как и альянс в целом, Совет НАТО - Россия работает на основе достижения консенсуса и выработки тех же привычек проводить консультации и создания культуры сотрудничества, которые развивались между союзниками по НАТО в течение пятидесяти трех лет. В отличие от Совместного постоянного совета Россия - НАТО, действующего по формуле «19 плюс 1», при которой члены НАТО всегда координировали свои позиции перед тем, как говорить с Россией, новый Совет НАТО - Россия позволяет проводить обсуждения с двадцатью отдельными странами. При принятии решений о совместных действиях все участники Совета несут общую ответственность за принятые решения. Новый механизм сотрудничества между Россией и НАТО позволяет принимать совместные решения и меры по проблемам, вызывающим общую обеспокоенность или интерес, включая борьбу с терроризмом, нераспространение ядерного оружия, миротворческие операции, реагирование на чрезвычайные ситуации невоенного характера и сотрудничество между военными.
     История знает мало примеров, свидетельствующих о таких радикальных переменах в отношениях между странами. Можно вспомнить о трансформации Германии, Италии и Японии из врагов всех свободолюбивых народов во время второй мировой войны в стабильные, процветающие демократические государства, об их превращении в самых близких союзников США, других своих бывших врагов. При этом я бы поспешил отметить, что Россия не проиграла никакой войны. Она никогда не подвергалась оккупации войсками «другой стороны». Россию никто не принуждал к вступлению в этот новый Совет. На самом деле Россия добровольно приняла решение объединить силы с бывшими соперниками, чтобы постараться вместе создать путем активного сотрудничества и достижения консенсуса более спокойный, стабильный и процветающий мир.
     Работа нового Совета НАТО - Россия началась хорошо. Голос России звучит на равных с другими членами клуба при рассмотрении и на дебатах Совета по широкому кругу вопросов. Среди них некоторые вызывают больше споров, чем другие, например, такие, как вопросы угрозы терроризма, управления кризисными ситуациями, распространения ракетной технологии, противоракетной обороны, поисково-спасательных операций на море, использования воздушного пространства и проведения совместных учений. НАТО является организацией, основанной не на словах, а на действиях, и поэтому нас удовлетворяют те шаги, которые новый Совет предпринимает по конкретным проектам в области сотрудничества между НАТО и Россией.
     
О саммите в Праге

     Конечно, многие говорят о Пражском саммите, и я уверен, большинству из вас интересно узнать, какие страны будут приглашены вступить в НАТО. К сожалению, в России некоторые по-прежнему находятся в плену старого мышления и рассматривают расширение НАТО в качестве какого-то зловещего заговора. Однако я хотел бы указать на то, что с присоединением к НАТО новых членов Россия, поскольку число участников Совета НАТО - Россия будет расти, приобретает для себя своего рода новых союзников в лице этих новых членов. Дело в том, что и Россия, и наши традиционные союзники, и будущие новые члены НАТО - все стоят перед теми же угрозами своей безопасности, в особенности перед теми новыми угрозами, источники которых в основном находятся за пределами Европы, как, например, угроза международного терроризма.
     Пражский саммит – по крайней мере с точки зрения Вашингтона – призван уделить не меньшее внимание вопросу о новых угрозах, о новых способностях и о новых отношениях, необходимых для борьбы с этими новыми угрозами, чем вопросу расширения. НАТО и НАТО - Россия должны создать новые способности защиты наших народов от угроз – американцев и бельгийцев, чехов и британцев, а также других народов, в том числе и россиян. Как показали события 11 сентября 2001 года, эти угрозы, к сожалению, являются вполне реальными.
     Мы должны задуматься над тем, какой вклад мы можем внести в решение этих проблем. В самом деле в целом существует согласие в том, что европейские участники НАТО, будучи равными партнерами США, должны сделать больше для преодоления растущего разрыва в наших военных потенциалах. Наши союзники должны переориентировать свои усилия по укреплению обороны на создание гибких, устойчивых вооруженных сил, способных к быстрому развертыванию. Те же самые аргументы можно выдвинуть в отношении России.
     Кроме того, на саммите в Праге будет рассмотрен вопрос об углублении и расширении отношений НАТО с Россией и другими партнерами. Понятно, что если в этом новом мире возникают новые угрозы, то нам нужно искать творческие пути сотрудничества с нашими партнерами для борьбы с этими угрозами. Проще говоря, НАТО и Россия нужны друг другу, чтобы вести войну с терроризмом и победить в этой войне, чтобы остановить распространение оружия массового уничтожения и чтобы в целом укреплять безопасность и стабильность во всем мире. Россия играет важную роль в этих новых планах. Пражский саммит подчеркнет этот факт и разъяснит, насколько важно для Североатлантического альянса обладать механизмом для того, чтобы справиться с сегодняшними глобальными вызовами вместе с Россией и в сотрудничестве с Россией.
     Таким образом, на повестке дня Пражского саммита будут стоять три вопроса. Конечно, о принятии новых членов, но также и о новых возможностях и новых отношениях. Участием вашей страны в Совете НАТО - Россия Владимир Путин обеспечивает положение, при котором голос России будет звучать громко и ясно в ходе всех будущих обсуждений по вопросам, представляющим взаимный интерес и которые связаны с безопасностью.
     
О месте России

     Процесс интеграции идет полным ходом. В эти первые годы двадцать первого столетия Россия уже проявила себя как важный партнер в деле поддержания мира и стабильности. В освобожденном от власти талибов Афганистане Россия является участницей коалиции, которая помогает в деле преобразования этой страны в жизнеспособное государство. В рамках «Мадридского квартета» Россия пытается остановить порочный круг насилия и репрессий на Ближнем Востоке. В области экономики правительство США и Европейский союз признали Россию страной с рыночной экономикой. Россия движется к тому, чтобы стать полноправной участницей «большой восьмерки». Помимо этого, Россия также продвигается вперед по пути к вступлению во Всемирную торговую организацию. Россия также в тесном сотрудничестве с США и другими странами участвует в борьбе с распространением наркотиков, торговлей людьми и организованной преступностью.
     Благодаря активному участию в работе специализированных европейских и международных организаций, как, например, Арктический совет (в котором США также принимают участие), Совет стран Балтийского моря и Евро-арктический совет стран региона Баренцева моря, Россия пожинает преимущества международного партнерства. Эти форумы способствуют укреплению личных и профессиональных контактов, свободных от старой политической вражды и направленных на решение общих задач.
     Я хотел бы еще раз отметить дальновидность и умение повести за собой, проявленные Президентом России Путиным, который раньше многих осознал, что будущий экономический рост и политическое влияние России лучше всего достигаются через развитие более тесного сотрудничества с Европой и с США. При этом укрепление партнерских отношений между НАТО и Россией может сыграть существенную роль в поддержании стабильности в тех регионах Европы, которые в течение долгого времени страдали от политических и социальных потрясений. Наше новое партнерство может привести к стиранию произвольных разграничений в Европе и приблизить нас, выражаясь словами президента Буша, «к Европе, которая впервые в истории будет единой, свободной и мирной».
     

     В последний час
     Джордж Буш: НАТО должна учитывать, что Россия больше не враг

     Президент США Джордж Буш заявил, что НАТО должна строить свою стратегию с учетом того, что Россия больше не является противником Североатлантического альянса. «Ключевым вопросом является изменение военной стратегии НАТО, - сказал Джордж Буш в интервью радиостанциям «Свобода» и «Свободная Европа». - Лорд Робертсон (генеральный секретарь НАТО) это понимает. Он начал с понимания того, что Россия - не враг. НАТО не следует строить с целью предотвращения вторжения Варшавского пакта в Европу». Американский президент также сказал, что сейчас обстановка изменилась. «Угрозой, с которой мы сталкиваемся, являются глобальные террористические атаки», - подчеркнул он.
     Глава Белого дома отметил, что партнерство между НАТО и Россией «развивается конструктивно». Отвечая на вопрос, станет ли Россия полноправным членом Североатлантического альянса, он сказал, что «время покажет». Пока главное - развивать отношения между сторонами «должным образом», чтобы было ясно, что расширение НАТО не угрожает России, заявил президент. Джордж Буш сказал, что именно это он намерен подчеркнуть в ходе предстоящего визита в Россию.

     Интерфакс.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker