на главную страницу

22 Ноября 2002 года

Армия и общество

Пятница

Одним полком больше

Юрий БЕЛОУСОВ, «Красная звезда».



Мы привыкли к тому, что общее число частей, соединений в связи с военной реформой сокращается. Но недавно мне пришлось столкнуться с противоположным фактом: небольшая воинская часть повышена в статусе.

     Еще пять месяцев назад эта воинская часть именовалась базой хранения инженерной техники ПУрВО. Теперь это инженерно-саперный полк. О недавнем прошлом подчиненные полковника Николая Трегуба уже и не вспоминают. К тому же переходный период от подразделения обеспечения к боевой войсковой единице прошел достаточно спокойно. Начальник инженерных войск округа генерал-лейтенант Сергей Тертышников назвал этот переход «бархатным», особо подчеркнув заслугу в этом прежде всего командира.
     Уже с первого дня новая жизнь коснулась каждого представителя бывшей базы хранения: часть активно пополнялась военнослужащими. И если в работе с увеличившимся контингентом солдат срочной службы особых проблем не возникало, то трудности адаптации офицеров к новым задачам были заметны невооруженным глазом. Немногочисленный отряд старожилов трех прежних отделов хранения, за несколько лет совместной службы изучивших друг друга «от и до», в одночасье растворился в массе новых лиц и характеров. К тому же их, некогда равных по должности, расставили по служебной лестнице емкого штатного расписания. Не в «своей тарелке» чувствовали себя и вновь прибывшие. Оттого складывалось впечатление, будто коллектив распался.
     Просто впечатление, не более. Командир внимательно отслеживал происходящее, принимал оперативные меры. Лучшим, как оказалось, инструментом для «разруливания» ситуации стали отчеты о проделанной каждым за день работе. В повседневных делах люди быстрее свыкались, сходились характерами. Многие, как позже выяснилось, даже не заметили, как вошли в ритм не всегда и не во всем нормированного распорядка дня. Выяснилось, что вчерашним представителям базы хранения давно уже наскучила рутинная работа по обслуживанию средств инженерного вооружения. Им хотелось чего-то нового, по-настоящему боевого. Остальные, особенно вновь введенные в штат должностные лица – командиры взводов и рот, искренне стремились быстрее зарекомендовать себя с лучшей стороны.
     Правда, ни тем, ни другим проявить себя в одночасье не довелось. Первые в интересах боевой подготовки без труда перевели с хранения на текущее довольствие более 50 единиц инженерной техники и... задумались: а что дальше? Ведь до сей поры круг обязанностей не выходил за рамки процесса обслуживания машин. Теперь же обстоятельства требовали использования спецтехники по боевому предназначению в интересах учебного процесса.
     Курьезными оказались и первые самостоятельные командирские шаги вчерашних вузовских выпускников. В полку теперь с улыбкой вспоминают о такой, например, житейской истории. В часть для ремонта доставили гусеничный минный заградитель. Требовалось починить компрессор. И только. Задачу доверили лейтенантам. Но в нормативные сроки ремонта молодые офицеры не уложились, потому что большую часть времени потратили на... поиск самого компрессора. Пришлось признать очевидное: чтобы обучать, надо учиться самим.
     Начинали с элементарного – составления конспектов занятий. Пробелы в знаниях восстанавливали, штудируя учебные пособия и осваивая тренажеры на кафедрах Тюменского филиала военно-инженерного университета. А познавать, по словам заместителя командира полка подполковника Андрея Мешкова, пришлось немало. Ведь при переходе базы хранения в боевую единицу штатное расписание части пополнилось подразделениями саперов, мостостроителей, управляемого минирования, взводами инженерных конструкций, пункта управления, плавающих транспортеров. Пришлось осваивать практическое предназначение путепрокладчиков, экскаваторов, автокранов, землеройной и мостостроительной техники. Параллельно для размещения всей этой линейки инженерных машин расширяли и обустраивали автопарковую зону.
     По инициативе командира части на пустыре возвели учебный городок для отработки общевойсковых боевых элементов и спецподготовки. Оснастили его всем необходимым. Распланировали вплоть до участка по изучению взрывного дела. Ввели в строй два учебных класса: инженерных заграждений и мостов и колонных путей. Восстановили огневой городок, стрельбы на котором теперь проводятся не раз в полгода, а согласно расписаниям занятий.
     Конечно, полагаясь лишь на собственные силы, воплотить в жизнь это и многое другое вряд ли бы удалось. Но при активном содействии инженерного управления ПУрВО этап становления полка был заметно облегчен. Только имущества, необходимого для обеспечения учебного процесса, было завезено несколько КамАЗов.
     Не оставила без внимания новую войсковую единицу на своей территории и местная администрация. В качестве шефской помощи полку были предоставлены строительные и отделочные материалы, комплекты постельного белья, спортивный инвентарь.
     Да и у самих трегубовцев руки оказались мастеровитые. Параллельно с боевой учебой им удалось отремонтировать штаб, казарму, столовую. Полным ходом идет строительство бани. Обновили четырехкилометровую ветку теплотрассы, подключив к ней даже подсобное хозяйство, которое, кстати, укрупнили новыми свинарником и курятником. С помощью собственной пилорамы удалось в течение месяца согласно мобзаданию построить пункт приема личного состава. Ныне пилорама полка – учебный объект мостостроителей. Военнослужащие заняты изготовлением свай, досок для настила, колейных блоков – элементов готовых инженерных конструкций, которые в последующем будут использоваться на практических занятиях по возведению мостов.
     Конечно, становление пока не обходится без проблем и трудностей. Обострился жилищный вопрос, которого раньше не существовало. Сполна ощутили, что значит «сидеть на топливном лимите». Раньше-то горючее выделялось только для проведения регламентных работ. Теперь же от его правильного распределения и расхода зависит жизнедеятельность боевой войсковой единицы. В полку не хватает офицеров воспитательного звена. И тем не менее, по словам заместителя командира полка, чрезвычайных происшествий в части меньше, чем их было на прежней базе хранения. «Людям, – рассуждает подполковник Андрей Мешков, – интересен новый образ жизни, их увлекает боевая учеба. Но сохранить этот настрой надолго совсем непросто, нужна творческая работа. И тон в ней задает командир – полковник Трегуб». При таком командире, шутит он, особо «не забалуешь». Он видит каждого, доверие сочетает с контролем.
     Пять месяцев – еще не срок для серьезных выводов. Но, по мнению начальника инженерных войск ПУрВО генерал-лейтенанта Сергея Тертышникова, главный вывод уже можно сформулировать: боевой полк состоялся.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker