на главную страницу

22 Ноября 2002 года

Пульс планеты

Пятница

ВОЕННАЯ ПОЛИТИКА США: НОВЫЕ ЗАДАЧИ И ТЕНДЕНЦИИ

Григорий ТИЩЕНКО.



     Оценивая современную стратегическую ситуацию в мире и перспективы ее развития, военно-политическое руководство США сделало ряд важных выводов:
     1. Войны XXI века в еще большей степени потребуют использования всех элементов «национальной мощи» - экономических, дипломатических, финансовых, правовых. Возрастет потребность в разведке, проведении открытых и тайных операций.
     2. Способность сил осуществлять связь и действовать на поле боя как единое целое станет критически важным фактором для достижения победы в будущих войнах.
     3. Войны целесообразнее всего вести коалициями, сформированными на принципах добровольности, а не на основе принятых обязательств. Цели операции должны определять состав коалиции, а не наоборот.
     4. Необходимость защиты территории США диктует потребность проведения не только оборонительных, но и превентивных наступательных операций.
     5. С целью обеспечения «убедительного сдерживания» Соединенные Штаты должны дать понять противнику, что они готовы использовать для достижения победы все имеющиеся в их распоряжении средства.
     6. Для достижения победы над противником необходимо осуществлять постоянное жесткое давление на него, не давать времени на передышку и перегруппировку сил.
     7. Новые технологии не позволяют полностью исключить применение обычных наземных сил.
     8. Военные операции должны сопровождаться оказанием гуманитарной помощи, организацией радиовещания и другими мероприятиями, разъясняющими местному населению необходимость действий США.
     В этой связи было принято решение о трансформации американских вооруженных сил, которая должна осуществляться на основе четырех принципов:
     - наращивание возможностей по проведению операций объединенными силами за счет создания штабов постоянных объединенных сил, совершенствования командования и управления, проведения совместного обучения, расширения передового присутствия объединенных сил для усиления эффекта сдерживания;
     - экспериментальная проверка новых подходов к ведению боевых действий, оперативных концепций и возможностей, организационных структур (таких, например, как объединенные штабы) путем проведения игр, моделирования и полевых учений, которые бы фокусировались на наиболее приоритетных угрозах;
     - использование преимуществ американской разведки, достигаемых за счет применения большого числа различных разведывательных средств, осуществления глобального наблюдения и распространения данных;
     - более активное и широкомасштабное развитие науки и техники, выборочное наращивание закупок, внедрение новаций.
     В конечном итоге вооруженные силы должны быть готовы к защите территории США, сдерживанию агрессии в важнейших регионах мира с передовых позиций, быстрому отражению агрессии в двух крупных одновременно происходящих конфликтах (решение о том, в каком из конфликтов должна быть достигнута сокрушительная победа, включая смену режима или оккупацию, принимается президентом); проведению малых по масштабу чрезвычайных операций.
     Для достижения поставленных целей американская администрация намерена постепенно увеличивать военный бюджет. По словам министра обороны США Дональда Рамсфелда, для ликвидации тех негативных моментов, которые проявились в американском военном строительстве в последние годы из-за значительного сокращения военного бюджета после окончания «холодной войны», потребуется около 6 лет.
     За последние годы американские ВС участвовали в разрешении различных конфликтов намного чаще, чем за весь период «холодной войны», что требовало значительных дополнительных финансовых затрат, не предусмотренных бюджетом, и в конечном итоге приводило к недофинансированию программ развития вооруженных сил. При планировании военных расходов не принимались во внимание, в частности, возросшая частота привлечения к различного рода операциям подразделений военной полиции, необходимость создания технологий нелетального оружия и выработки новых подходов к решению вопросов оснащения войск. Бюджет совершенно не учитывал того факта, что войны XXI века, в отличие от конфликта в зоне Персидского залива в 1990-91 гг., будут представлять собой прежде всего боевые действия против партизанских отрядов и формирований террористов.
     Учитывая цели американской военной политики, в основу военных бюджетов США закладываются определенные установки.
     Личный состав. Политика и программы минобороны должны исходить из того, что высокая квалификация военного персонала - важнейшая составляющая американской военной мощи. Для повышения уровня подготовки американских ВС рекомендуется увеличить финансирование работ по разработке новых систем обучения и тренинга. Особое внимание должно быть уделено системам и средствам моделирования боевой обстановки, а также освоения имеющихся военной техники и вооружений (ВВТ).
     Боеготовность. Американские ВС должны быть соответствующим образом укомплектованы, обучены, снаряжены, иметь требуемое материально-техническое обеспечение с тем, чтобы обладать возможностью действовать быстро и эффективно. По словам министра обороны США, в настоящее время боеготовность ВС находится на крайне низком уровне. Так, например, боеготовность не развертываемых сил ВМС снизилась с 63% в 1991 г. до 43% в 2001 г. Только 69% боевых частей ВВС способны выполнять возложенные на них задачи (в 1996 г. - 91%). Сроки эксплуатации ВВТ, используемых корпусом морской пехоты, близки к предельным, на 50% исчерпан ресурс эксплуатации большей части главных боевых воздушных и наземных систем сухопутных сил.
     Мобильность. США должны быть способны обеспечить необходимое военное присутствие в любой точке земного шара, где требуется защита американских интересов. Сокращая военное присутствие за рубежом, США тем не менее намерены оставаться в Европе, Северо-Восточной и Юго-Западной Азии, на побережье Восточной Азии, на Ближнем Востоке.
     Качество вооруженных сил. Американские ВС должны продолжать сохранять превосходство над любым возможным противником с тем, чтобы в случае провала политики «сдерживания с позиции силы» они могли гарантировать отражение любой агрессии с минимальными для себя потерями и принятием в последующем противоположной стороной условий, выдвинутых США.
     Мощные стратегические наступательные и оборонительные силы. В США расширено понятие ядерной триады, традиционно включавшей ядерные вооружения наземного, воздушного и морского базирования. Теперь ее составными элементами являются наступательные ядерные и неядерные вооружения, оборонительные системы, инфраструктура, обеспечивающая ответные действия (см. рис.).
     В соответствии с планами к 2012 г. оперативно развернутые ядерные силы страны будут иметь в своем составе 1.700-2.200 стратегических боезарядов, 14 ПЛАРБ с БРПЛ «Трайдент» (две из которых будут находиться на капитальном ремонте), 500 МБР «Минитмен», 76 бомбардировщиков B-52 и 21 B-2. Целями для поражения должны быть места расположения высшего руководства противника, объекты вооруженных сил, прежде всего базы дислокации ОМП, командные пункты, объекты инфраструктуры ВС и т.д.
     Технологическое превосходство. Путем проведения широкого спектра НИОКР и своевременной модернизации вооружений ВС США и в отдаленном будущем должно быть обеспечено технологическое превосходство над любым потенциальным противником как важнейшее условие достижения победы над ним. По мнению американского военно-политического руководства, в связи с ограниченностью военного бюджета непрерывным увеличением сроков и стоимости разработки и производства ВВТ развитие вооружений должно осуществляться прежде всего за счет их модернизации, а не создания новых образцов. Создание новых систем вооружения считается оправданным только в том случае, если боевую задачу нельзя решить никакими другими способами. Основную часть средств на модернизацию ВВТ администрация намерена получить за счет экономии ресурсов в результате осуществления реформы министерства обороны.
     В США не прекращаются дискуссии по поводу того, стоит ли им активно осуществлять наметившуюся «революцию в военном деле» или следует действовать «с оглядкой», поскольку первый вариант требует значительных средств на разработку перспективных «прорывных» технологий, что в условиях ограниченности бюджета чревато большим риском и негативными последствиями.
     «Материальной базой» утверждений о начале революции в военном деле (РВД) стало широкое внедрение в военное дело результатов «информационного взрыва», произошедшего десятилетием ранее в сфере коммерческих коммуникационных систем. Началу активного обсуждения РВД способствовали также в целом успешное использование в войне против Ирака первых образцов высокоточного оружия и истребителей-бомбардировщиков F-117, созданных на основе стелс-технологий, демонстрация возможности управления боевыми действиями с территории Соединенных Штатов с применением космических систем связи, разведки и навигации.
     В целом содержание концепции революции в военном деле в ее нынешней трактовке сводится в основном к следующему:
     - массированное использование сенсорных и компьютерных технологий в системах разведки, связи и управления;
     - ведение боевых действий с помощью высокоточного оружия, запускаемого с дистанции вне зоны действия оборонительных систем противника;
     - исключение или минимизация собственных потерь;
     - исключение или минимизация «сопутствующих» (гражданских) потерь и разрушений;
     - информационно-психологическое воздействие на противника до начала боевых действий (с целью снижения его воли к сопротивлению);
     - быстротечность военной фазы конфликта.
     Эффективный процесс приобретения вооружений. Для эффективной разработки, закупки, приобретения в нужных количествах вооружений необходимо следующее: финансирование, достаточное для поддержания оптимальных темпов производства; более широкое использование долгосрочных контрактов; закрытие программ, имеющих низкий приоритет; поддержание эффективной военно-промышленной базы.
     Если ранее в Соединенных Штатах вооружения и военная техника разрабатывались в основном в противовес советским системам, то теперь при их создании должны учитываться весь спектр возможных угроз США и оснащенность ВС потенциальных противников.
     В этой связи министерством обороны был произведен отбор наиболее эффективных технологий и вооружений (перспективные образцы новых главных систем оружия, снаряжения, обеспечивающих систем (наблюдения, связи и т.д.), которые могли бы внести весомый вклад в усиление мощи американских вооруженных сил в обозримом будущем. Проведена оценка новых технологий на предмет возможности их использования для повышения тактико-технических характеристик эксплуатирующихся и находящихся в разработке вооружений. Основное внимание уделялось оптимизации выполнения главных программ, поскольку они наиболее ресурсоемки. К таким программам относятся: военно-воздушные силы ТВД; ударные и разведывательные вертолеты; ПРО; авианосцы; ударные подводные лодки; космические средства выведения; военная спутниковая связь; самолет с поворотным крылом V-22 Osprey.
     Использование последних достижений в области информационных технологий, материалов, электроники в современных системах вооружения может обеспечить американским вооруженным силам значительное преимущество над противником. В этой связи руководство минобороны США намерено пересмотреть концепцию применения на поле боя отдельных систем оружия - танков, самолетов, ракет и некоторых других.
     Проводится оснащение дивизий сухопутных войск современной цифровой техникой, что, как ожидается, должно повысить их эффективность на 30-40%. Стоимость оснащения этой техникой одной такой дивизии оценивается в сумму около 300 млн. долл. Согласно планам минобороны, к 2004 г. в США должен быть сформирован один «оцифрованный» корпус в составе 3 дивизий.
     Наиболее эффективным направлением наращивания возможностей надводного флота при недостатке ресурсов признана модернизация крейсеров путем их оснащения новыми системами связи и вертикальными пусковыми установками.
     Усовершенствованная инфраструктура. США должны уменьшить и сделать более эффективной инфраструктуру своих ВС, закрыть ненужные объекты и обеспечить достаточный уровень финансирования для поддержания как остающихся объектов, так и всей инфраструктуры в целом.
     Сухопутные силы нуждаются в срочном ремонте принадлежащих им объектов и строительстве новых. Возраст 35% объектов инфраструктуры Корпуса морской пехоты составляет 50 и более лет; 60% зданий военного ведомства не удовлетворяют принятым нормам. Если в частном секторе обновление объектов осуществляется в среднем через 57 лет (цель военных – 67 лет), то при финансировании, соответствующем бюджетам минобороны на 2001 и 2002 фин. гг., их замена может произойти соответственно лишь через 192 и 101 год. По мнению военного руководства, без осуществления нового этапа сокращения военных баз на 25%, что должно принести значительную экономию средств, вряд ли можно достигнуть существенных успехов в деле модернизации объектов
     минобороны. Если планы закрытия баз не будут реализованы, то для соблюдения намеченных министерством сроков обновления объектов (через 67 лет) потребуется тратить в течение 9 лет 9 млрд. долл. в год, что в сумме составит 81 млрд. долл.
     С изменением военной политики США, расширением сферы американских интересов меняется и структура боевого управления. С 1 октября 2002 г. на авиабазе Петерсон (штат Колорадо) должно начать функционировать Северное командование США (NORTHCOM - U.S. Northern Command), отвечающее за оборону Северной Америки (включая Канаду и Мексику) и обеспечение военной поддержки гражданским агентствам. Командующий NORTHCOM будет являться одновременно и командующим Командования воздушно-космической обороны Североамериканского континента - NORAD. В зону ответственности Европейского командования США войдет основная часть России, а также остававшаяся до сих пор не охваченной атлантическая часть восточного побережья Европы. Тихоокеанское командование будет оказывать помощь Европейскому командованию в части Дальнего Востока России, а также распространит свою ответственность на Антарктику.
     В США разработаны новые руководящие материалы в области военной политики: «Глобальная политика присутствия военно-морских сил» (GNFPP – Global Naval Forces Presence Policy), определяющая развертывание средств ВМС в мирное время на различных ТВД, и «Глобальная политика вооруженных сил» (GMFP – Global Military Force Policy), в частности, служащая основой для определения потребностей ВС в платформах наблюдения и разведки.
     Согласно оценкам специалистов, ожидается возрастание универсальности вооруженных сил, не требующих их разделения на отдельные виды. Например, ВМС, оснащенные ракетными системами большой дальности, постоянно будут привлекаться к участию в наземных операциях для нанесения ударов по наземным целям на большом удалении от береговой линии. Использование сил флота должно быть более интегрировано в операции НАТО. Возникнут «квази виды» ВС, к которым, в частности, относятся подразделения, эксплуатирующие военно-космические системы и предназначенные для ведения «информационной войны». Повысится роль так называемых «специальных сил», состоящих из небольших по численности подразделений, действующих достаточно самостоятельно при поддержке огнем с воздуха и тыла. К специальным силам должны приблизиться (с точки зрения организации и тактики ведения боевых действий) пехотные части. Ожидается увеличение количества гражданских лиц, нанимаемых по контракту, например, для технического обслуживания и ремонта самолетов, обслуживания баз и т.д.
     Для улучшения взаимодействия американских ВС в процессе осуществления ими боевых действий, а также в ходе проведения совместных операций с союзниками и партнерами в США разработана (в соответствии с законом 1986 г. Голдуотера - Николса о реорганизации минобороны - the 1986 DOD Reorganization Act) и регулярно обновляется единая доктрина. Отвечает за ее разработку председатель комитета начальников штабов.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker