на главную страницу

23 Ноября 2002 года

Тема номера

Суббота

Встреча в Царском селе

Алексей ЛЯЩЕНКО, «Красная звезда».



     В великолепном Екатерининском дворце Царского села состоялась российско-американская встреча в верхах. Ее значимость не только в том, что лидеры двух крупнейших держав мира в очередной раз «сверили часы» по важнейшим вопросам двухсторонних и международных отношений, но и в том, что Джордж Буш приехал в Россию непосредственно с саммита НАТО в Праге. И тем самым подчеркнул роль и значение России в решении мировых проблем, американской политике.
     Да, саммит НАТО прошел по сценарию, расписанному в Вашингтоне. Америке удалось провести на нем все поставленные ею задачи: принять решение о приеме новых стран в альянс, наметить пути трансформации союза и добиться согласия его членов на увеличение военных расходов, выработать общую позицию в отношении Ирака… Однако по большому счету все это планировалось еще в «дотеррористическую эпоху». Сейчас ситуация иная, в которой огромная машина НАТО, загруженная, с одной стороны, многочисленными бедными и не очень уверенными в себе, а с другой — претендующими на собственную политику пассажирами, слишком медленно маневрирует, а то, глядишь, может и вовсе остановиться.
     Не устраивает Белый дом и то, что он вынужден прикладывать огромные усилия и тратить уйму времени, чтобы заставить НАТО двигаться в нужном ему направлении. Скажем, чтобы заставить остальных членов альянса присоединиться к американской позиции в отношении Ирака, госдепартамент США вынужден был пойти на крайние меры. Он послал телеграммы в американские посольства в натовских странах, повелев послам в кратчайший срок определить, какой уровень поддержки можно ожидать от этих стран в том случае, если США начнут операцию в Ираке. В Праге США попытались получить формальное одобрение со стороны НАТО в ситуации с Ираком. Все большее раздражение в Вашингтоне вызывает нежелание европейских натовских союзников вкладывать большие деньги в военные программы, обновление и развитие своего военно-технического потенциала. США, солирующие в натовском оркестре и опережающие в военном и технологическом потенциале все страны — члены альянса вместе взятые, вряд ли будут по-прежнему испытывать необходимость в его содержании. Кстати, ежедневно на военные цели США тратят около 1 млрд. долларов, в то время как все другие страны НАТО — 500 млн. долларов.
     В этих условиях Вашингтону, как считают аналитики, будет гораздо проще создать некий новый союз, наполненный тесными торгово-экономическими отношениями. Конечно, в нем будет минимум участников, но все они будут безоговорочно поддерживать начинания и цели своего главного союзника (о военном же присутствии в Европе, которое так значимо для США, Вашингтон всегда может договориться и на двусторонней основе, используя массу своих возможностей). И далеко не факт, что в подобном союзе на неких особенных условиях не окажется и Россия. Наша страна, первой поддержавшая США в борьбе с международным терроризмом, обладающая огромной военной мощью и имеющая вес и влияние на мировой арене, несомненно, сегодня вышла на первые роли в американской политике.
     И не случайно Джордж Буш поспешил заверить Москву, которая по-прежнему несогласна с необходимостью расширения НАТО на восток, что ей нечего бояться. «У нас общий враг – международный терроризм», - заявил он в Праге. Что ж, в этой борьбе Россия готова идти настолько далеко, насколько готовы к этому ее партнеры, в том числе и США. Например, в решении проблемы Чечни. Надо признать, что в последнее время позиция официального Вашингтона относительно чеченских «борцов за свободу» претерпела некоторые изменения, и там вроде решили внести их в «черный список» террористических организаций. Хотя при этом США и продолжают рассуждать о каком-то политическом урегулировании в Чечне.
     Совершенно очевидно, что наша страна заинтересована в развитии всестороннего и взаимовыгодного сотрудничества с Америкой. Вместе с тем у нее есть интересы, которые, мягко скажем, не всегда совпадают с американскими. Взять тот же вопрос об Ираке или северокорейскую проблему. Есть некоторые расхождения и в подходах к обеспечению стратегической безопасности. Тем не менее, по оценке российских официальных лиц, сотрудничество наших стран обрело «очень серьезный, глубокий, интенсивный характер». А уровень доверия и взаимопонимания между Россией и США «позволяет нам столь же открыто говорить о наших успехах и совпадениях, сколь и о тех вопросах, которые нас еще разделяют или на которые у нас есть различные точки зрения. Эти вопросы не вызывают аллергии ни в Москве, ни в Вашингтоне». И подтверждением тому стал саммит Россия – США в Санкт-Петербурге, который вылился в «очень важное этапное событие» в отношениях двух стран.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker