на главную страницу

23 Ноября 2002 года

Пульс планеты

Суббота

ЧТО ИДЕТ НА СМЕНУ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЕ»?

Вадим МАРКУШИН. Прага.



     Свой второй рабочий день пражский саммит НАТО начал вовремя и размеренно покатил по уже накатанной дороге. А в кулуарах продолжали обсуждать произошедший накануне инцидент, который поставил на уши всю службу безопасности саммита. Дело в том, что к вечеру четверга в воздушном пространстве Чехии вдруг обнаружили неизвестный самолет, который следовал курсом на Прагу. На его перехват немедленно были направлены истребители ВВС США, охраняющие во время саммита чешское воздушное пространство. Они заставили «нарушителя» совершить посадку на аэродроме города Пардубице (Центральная Чехия). Как выяснилось позже, это был самолет министра обороны Казахстана генерала армии Мухтара Алтынбаева, у которого оказалось просроченным разрешение на пролет воздушным пространством Чехии. В результате министр обороны Казахстана прибыл на саммит с полуторачасовым опозданием.
     Сам же саммит работал весьма плодотворно. В частности, приняты решения по реформированию военного потенциала НАТО и созданию объединенных сил быстрого реагирования. Они будут насчитывать 21 тыс. военнослужащих из трех видов вооруженных сил - сухопутных войск, ВВС и ВМФ. Этот многонациональный контингент, в котором будут задействованы наиболее мобильные и высокооснащенные части натовских стран, должен быть готов к действию к октябрю 2004 года. Его полное комплектование планируется завершить к концу 2006 года. Как отмечается в документах саммита, срок его развертывания «в любом месте, где это необходимо» - от 7 до 30 дней.
     Члены альянса взяли на себя и обязательства по повышению военных способностей своих стран. А они составляют в общей сложности 408 национальных программ в 8 главных разделах военно-стратегической реформы сил альянса. Как указывается в документах саммита, основную часть своих обязательств страны НАТО должны выполнить к 2008 году. В этой связи страны - члены НАТО согласились также увеличить свои военные расходы.
     Будет совершенствоваться и командная структура альянса, которая до последнего времени несла в себе пережитки «холодной войны». Решено упразднить стратегическое командование НАТО в зоне Атлантики, миссия которого заключалась в противодействии советскому ВМФ и обеспечении переброски американских войск в Европу, и соответственно создать новое командование по трансформации ОВС альянса. Будет также на 30 процентов сокращено число разных комитетов и структур в военной организации НАТО.
     Наиболее острой проблемой из тех, что обсуждались на саммите, стала выработка общего подхода НАТО к Ираку. Как известно, некоторые ведущие европейские страны союза заняли критическую позицию в отношении стремления США провести военную операцию и свергнуть режим Саддама Хусейна. Тем не менее под давлением Вашингтона Североатлантический альянс все же пришел к консенсусу по вопросу об Ираке, суть которого состоит в том, что «Саддам Хусейн должен разоружиться». Что понимается под словом «разоружиться» - уничтожение, если оно есть у Ирака, оружия массового поражения или ликвидация вооруженных сил страны, — в документах саммита не уточняется. А ведь это две большие, как говорят в Одессе, разницы.
     Еще одно решение саммита заключается в том, что в 2004 году число членов альянса увеличится на семь стран – Эстонию, Латвию, Литву, Словакию, Словению, Болгарию и Румынию. В результате зона ответственности НАТО расширится на 593 тыс. кв. километров и 46 млн. человек. Комментируя это решение, генеральный секретать НАТО Джордж Робертсон отметил, что расширение альянса не направлено против России, которая является партнером Североатлантической организации. В свою очередь министр иностранных дел России Игорь Иванов, который прибыл в Прагу для участия в заседании «двадцатки», заявил, что в Москве будут внимательно рассматривать и изучать документы и решения пражского саммита НАТО. «Вместе с тем, - подчеркнул он, - мы обратили внимание на высказывания отдельных руководителей стран альянса, в которых подчеркивалось, что НАТО не рассматривает Россию как противника, а видит в ней партнера в борьбе с новыми угрозами».
     Глава МИД РФ отметил также необходимость трансформации Североатлантического альянса, пересмотра стратегии и перехода от «холодной войны» к противодействию против новых вызовов. «Россия выступает против механического расширения НАТО при сохранении его прежней военной направленности». «Вряд ли это отвечает интересам безопасности и сотрудничества, в том числе на евроатлантическом пространстве», - заметил Игорь Иванов. В то же время, подчеркнул он, «если трансформация, о которой было заявлено на саммите, будет реализовываться на практике, и НАТО будет противодействовать новым угрозам, как и Россия, возможность взаимодействия Москвы и альянса будет расширяться... Мы исходим из того, что НАТО будет придерживаться совместно выработанных документы России и альянса, и что все новые члены НАТО должны придерживаться тех же принципов». Глава МИД РФ также высказался за то, чтобы все новые члены альянса ратифицировали Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ).
     В пятницу к главам государств и правительств государств - членов НАТО присоединились руководители стран-участниц программы «Партнерство ради мира». В итоге делегации 46 государств обсудили ряд конкретных мероприятий, направленных на развитие сотрудничества в рамках этой программы. Российскую делегацию возглавил министр иностранных дел Игорь Иванов.
     В этот же день состоялось и заседание Совета Россия – НАТО. Как заявил глава российского внешнеполитического ведомства, несмотря на небольшой срок работы Совета Россия - НАТО он зарекомендовал себя «действенным механизмом в решении проблем, с которыми сталкиваются Россия и страны альянса». Пражская встреча Совета Россия - НАТО «укрепила у нас понимание того, что Москва и альянс будут выбирать те формы взаимодействия, которые сочтут целесообразными», отметил Игорь Иванов, отвечая на вопрос о возможности участия Москвы в международных европейских силах.
     По его словам, «борьба с терроризмом и другими глобальными угрозами современности будет и дальше являться приоритетной задачей Совета Россия - НАТО». «На евроатлантическом пространстве и во всем мире, - продолжил глава МИД РФ, - идет новая архитектура безопасности, которая должна прийти на смену холодной войне». «Совет Россия - НАТО - живое воплощение новой эпохи», - сказал он. «Россия никогда не ставила вопрос о вступлении в альянс, мы хотели бы, чтобы Совет стал одним из основных несущих элементов евроатлантической безопасности», - указал Игорь Иванов.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker