на главную страницу

23 Ноября 2002 года

История Отечества

Суббота

«Честь и слава»

Тур второй



Начнем с того, что сообщим: не столь давно в редакции «Красной звезды» побывал капитан 1 ранга Алексей БУГЛАК, победитель конкурса «Честь и слава» 2001 года. В далекое Заполярье он увез главный приз нашего спонсора, Межгосударственной финансово-промышленной группы «Электронные технологии», - телевизор.

     Напомним, что спонсоры, а точнее - друзья, есть и у нашего нынешнего конкурса. В числе призеров (а в прошлом году их было порядка пятидесяти) может оказаться каждый активный участник, проявляющий интерес и настойчивость в решении наших заданий - причем вне зависимости от того, в скольких турах он участвовал. Однако чем большее количество правильных ответов, тем весомее будет приз.
     Теперь переходим непосредственно к заданию. Познакомившись с ответами на первый тур конкурса и подумав, мы решили, что стоит сделать его интереснее и сложнее. А потому нынешнее задание будет не совсем (или совершенно) необычным. Традиционные десять вопросов представляют собой отрывки текстов, в каждом из которых допущена ошибка. Эту ошибку и нужно найти.
     1. Утром 19 декабря 1709 года победители при Полтаве и Лесной торжественно вступали в Москву. Парадное шествие - после трубачей и литаврщиков - открывал лейб-гвардии Семеновский полк, следовавший в конном строю верхом, с распущенными знаменами и обнаженными палашами. Два других гвардейских полка, Измайловский и Преображенский, шли в пешем порядке. «Нарвская конфузия» была полностью отмщена. Как сказал государь, «ученики выучились и отблагодарили своих учителей».
     2.Императрица Екатерина II остановила свой внимательный взгляд на молодом гренадерском офицере лейб-гвардии Преображенского полка. Казалось, сегодня он только впервые надел свой мундир: каска была украшена пышным султаном из белых перьев, алый воротник обшит золотым галуном, на офицерском знаке ярко блестели цифры «1700 № 19» - памятная дата сражения при Нарве, где гвардия покрыла свои знамена бессмертной славой, через правое плечо был надет золотой с черным шелком шарф... В этот момент появился светлейший князь Потемкин: «Матушка, тебе пора!», - заявил он тоном, не допускающим возражений.
     3. Проехав стоянку составлявшего прикрытие артиллерийской роты эскадрона Гродненского гусарского полка, граф Кутайсов оказался на самой батарее. Солдаты отдыхали перед боем, и начальник артиллерии распорядился их не тревожить. В сопровождении ротного командира он обошел все единороги, направленные в ту сторону, откуда доносился неумолчный шум неприятельского бивуака. Граф понимал, что завтра здесь будет очень жарко, и мало кому из номеров расчетов повезет уцелеть... Вот только того, что ему самому суждено исчезнуть на поле боя, Кутайсов никак не мог предполагать.
     4. На ощетинившееся штыками пехотное каре стремительно мчались «железные люди» - французские кирасиры. Казалось, эта волна, блистающая медью кирас, сметет все на своем пути и ей нигде не будет преграды... «Жай... товсь... кладсь...», - привычно глотая слоги команд, распоряжался батальонный командир, и его спокойствие передавалось мушкетерским солдатам. Быстро, но без суеты они скусывали патроны, насыпали немного пороху на полки, а все остальное высыпали в дуло ружья... Когда кирасиры почти вплотную подскакали к каре, раздалось «пли!» и весь фас полыхнул огнем. Новое «пли!» - выстрел второй шеренги. Уцелевшие французы спешно поворачивали лошадей, а из-за каре уже выезжал, разворачиваясь к бою, драгунский эскадрон, предводительствуемый лихим ротмистром...
     5. В тот самый момент, когда генерал-лейтенант NN выходил из своей коляски, из-за угла, из Фонарного переулка скорым шагом вышли два молодых гвардейских офицера: один в мундире, перепоясанном шарфом, и кивере, другой - в сюртуке и шляпе. Они мгновенно вскинули правые руки к виску и замерли, пропуская генерала. Это были, как видно, отважные боевые офицеры: мундир одного украшали орден Владимира IV степени с бантом и серебряная медаль на голубой ленточке, а на шпаге другого был Георгиевский темляк.
     6. «Нет, в гвардии я служить не хочу! - рассуждал Николенька. - Гвардия - это сплошные парады, она уже почти полвека не воевала, с самого польского мятежа!» «Ну и куда же ты собираешься поступать, в какой полк?» - невозмутимо спросил его дядюшка. «В кавалерию! Хотя для гусара или улана я несколько дороден, но в драгуны я не хочу. Мне лучше всего в кирасиры идти. Вот, например, Орденский кирасирский полк! Черный воротник, черный чепрак, золотые эполеты - мечта!»
     7. Майор Ромашов долго смотрел в окно, на маршировавших по улице солдат в мундирах с синими погонами и бескозырках с белым околышем: «Хороши, ничего не скажешь, - думал офицер. - Прямо-таки гвардия, а не армейская пехота! А ведь совсем еще недавно, в Маньчжурии, они были совершенно другие...»
     8. Дед Пантелей долго и с трудом читал вывешенное на афишной тумбе воззвание «Все на защиту Петрограда!», а прочитав и осмыслив, загоревал, что к нему это уже не относится - стар. В это время раздались громкие звуки оркестра и из распахнувшихся ворот Инженерного замка стали выходить красные курсанты в киверах, длинных, до земли, кавалерийских шинелях, с карабинами за плечом. «Куда вы, сынки?» - спросил старик. «Сегодня - на смотр! - отвечал розовощекий парень. - А завтра - на фронт, Врангеля бить!» «Правильно, сынки! Не видать черному барону нашего Красного Питера!», - крикнул дед уже в спину уходящим.
     9. Возвращаясь из госпиталя после ранения, в родную деревню на сутки заехал краснофлотец Ваня Иванов. Вид у моряка был самый что ни на есть героический: на темно-синей фланелевке рубиновым огнем горел орден Красной Звезды, рядом с ним сверкал белой эмалью новенький гвардейский знак, а слева серебрилась большая медаль на красной колодке, с танками и самолетами - «За отвагу»; бескозырка с черно-оранжевой георгиевской лентой была лихо сдвинута набекрень. «Вот, скоро немца в Сталинграде додавят - и войне конец!» - уверенно рассуждал моряк-гвардеец.
     10. Хотя по наградам полковника Вартаняна было видно, что он прошел и Афган, и последующие «горячие точки» - на его мундире были планки с ленточками двух орденов Красного Знамени, орденов «За военные заслуги» и Красной Звезды, разговор у нас шел об одном из эпизодов Великой Отечественной войны. «Сперва бой вели Т-26, довольно успешно, - говорил полковник. - Потом подошла рота тридцатьчетверок - и все было закончено, так что когда наконец появились Т-70, им уже просто нечего было делать».
     Ну вот и все! Смотрите, думайте, проверяйте, сравнивайте и присылайте в редакцию ваши ответы. Кстати, вы не забыли подписаться на «Красную звезду» на 2003 год? Ведь наш конкурс будет продолжаться.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker