на главную страницу

23 Ноября 2002 года

Армия сегодня

Суббота

Истоки

Штрихи к портрету военкома

Николай АСТАШКИН, «Красная звезда».



     Верно говорят, что словом можно не только ранить человека, но и сразить его наповал. Генерал-майор Валерий Иванович Шпак, военный комиссар Ростовской области, убедился в этом на собственном опыте. Когда некоторое время назад одна из местных газет несправедливо обрушилась на него с критикой, он - боевой генерал, в недавнем прошлом командир мотострелковой дивизии, с которой воевал в Чечне, оказался на госпитальной койке.
     Между тем в военкомат зачастили всевозможные комиссии, которые пытались выявить всевозможные нарушения в расходовании бюджетных средств, выделенных на строительство столовой на областном сборном пункте, ремонт казармы для призывников, благоустройство территории. В итоге, что называется, гора родила мышь: грязь, которой пытались облить генерала, к нему не прилипла, зато основательно подорвала его здоровье.
     Юристы подсказали Валерию Ивановичу: подавайте на газету в суд, выставляйте кругленькую сумму за моральный ущерб, подорванное здоровье, и вы выиграете дело. Но не стал генерал Шпак судиться-рядиться с недобросовестными газетчиками, которые, как выяснилось, выполняли заказ тех, кого военком за злоупотребления понижал в должности или попросту не продлевал с ними контракт.
     - Пусть это останется на их совести, - грустно рассудил Валерий Иванович, - а у меня и без того дел по горло.
     В этом - весь генерал Шпак, достойный представитель знаменитого рода.
     ОТЕЦ. Иван Антонович Шпак родился одиннадцатым ребенком в многодетной крестьянской семье в Белоруссии. Чуть старше него был Василий Антонович, а все остальные - девочки. В детстве пас гусей, батрачил у зажиточных крестьян. Отец умер рано, матери было тяжело тянуть такую лямку. Как только подрос, одна из сестер, вышедшая замуж, забрала его к себе в город. Окончил курсы кочегаров. Затем работал помощником машиниста паровоза.
     В 1939-м, перед самой войной, был призван в армию - в учебную инженерно-саперную бригаду, что дислоцировалась под Можайском. Через полгода ему присвоили звание старшего сержанта, а так как офицеров не хватало, Ивана Антоновича назначили командиром взвода. Потом началась война. Их бригаду перебросили на старую границу под Житомир, где когда-то были оборудованы доты, а потом все вооружение было снято. Заняли эти укрепления, думали, что подвезут снаряды, подойдет подкрепление. Но, увы, немцы опередили и стали уничтожать наших бойцов, у которых была одна винтовка на десятерых, из огнеметов. Затем окружение, плен.
     У старшего сержанта Ивана Шпака возник туберкулез легких. В конце октября ему совсем стало худо и, казалось, он доживал последние дни. Но, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. 7 ноября 1941 года немцы подошли к Москве и в честь этого объявили местным украинцам: кто отыщет среди пленных своих родственников, пусть их забирает. Военнопленные попросили деда с бабкой, которые не нашли родственников, чтобы они забрали туберкулезного старшего сержанта: «Здорового не отдадут, а этого отпустят». Так вот дед с бабкой за банку меда и кусок сала выкупили у фрицев жизнь Ивана Шпака.
     Долгие пять месяцев старики выхаживали умирающего бойца. В конце концов молодой организм победил недуг. Весной Иван Антонович отправился пешком в родную Белоруссию. По дороге попал в две засады: тогда стреляли во всех. Прыгнул в озеро, где почти сутки просидел в воде - дышал через тростинку. В итоге опять заболел, но все же дошел до своих. Жена, Анна Акимовна, выходила. С 1943 года - в партизанах. Когда советские войска освободили город Осиповичи, Иван Шпак встретился со своим братом Василием, который был начальником особого отдела одной из стрелковых дивизий. Сейчас Василий Антонович проживает в Москве, ему 87-й год.
     МАТЬ. В 1939 году Анна Акимовна окончила торговый техникум и в городе Осиповичи была одной из самых образованных женщин. Родила трех сыновей. Осиповичи - городишко небольшой. Но после войны в нем осело много военных. Здесь дислоцировались мотострелковая и артиллерийская дивизии из Резерва Верховного Главного Командования, отдельный противотанковый и вертолетный полки. Разворачивались ракетные части. Словом, войск в городе было больше, чем населения. Работы, естественно, не хватало. Военные жили значительно лучше, были более дисциплинированны и сплоченнее, поэтому Анна Акимовна и Иван Антонович всегда ставили их своим детям в пример - за их честь и достоинство, за то, что спасли Отечество от гитлеровской чумы. И эта детская любовь к армии со временем окупилась сторицей.
     - Отец очень хотел, чтобы я стал военным, - вспоминает Валерий Иванович. - Старших братьев, Георгия и Николая, он отправил в железнодорожное училище и меня всячески выпроваживал из города, чтобы я не попал под влияние улицы. Поэтому в Минск мы все уехали в один год - братья поступили в железнодорожное училище, а я - в суворовское.
     CТАРШИЙ БРАТ. В начале 60-х годов Георгий Шпак увлекался спортом. Никто его не заставлял, он сам посещал стадион «Трудовые резервы». Вскоре стал мастером спорта по стрельбе и штанге. Тем, кто учился в ПТУ, обучаться в средней школе тогда не разрешалось. И все же Георгий перехитрил ретивых чиновников, заочно окончив 11 классов. Когда подошло время собираться в армию, в военкомате предложили на выбор - либо в войска, либо в воздушно-десантное училище. Выбрал последнее. Вступительные экзамены сдал на «отлично».
     Ныне генерал-полковник Георгий Иванович Шпак - командующий ВДВ. Его сын старший лейтенант Алик Шпак погиб в первую чеченскую кампанию - за неделю до замены. Конечно, отец мог бы его спрятать, определить на какую-нибудь теплую должность, но Георгий Иванович не пошел на это - не позволила офицерская честь.
     - За неделю до гибели сына брат был там двое суток, - рассказывает Валерий Иванович. - За день до отлета Георгий Иванович сказал ему: «Поехали со мной». Но тот ответил: «Отец, не могу - у меня боевая операция и остаются солдаты». С нее он не вернулся…
     Младшая дочь Георгия Ивановича, Лена, замужем за офицером-десантником. Родившуюся дочь они назвали Аней - в честь бабушки. Через полтора года у них родился мальчик - его назвали Аликом в честь погибшего брата. Лена окончила медицинский институт. Сейчас она - капитан воздушно-десантных войск.
     СРЕДНИЙ БРАТ. Николай Иванович Шпак тоже мечтал в детстве стать военным. Но однажды, будучи на каникулах, он работал в столярном цехе - отец не одобрял, когда сыновья в свободное время бездельничали. Так вот, когда он распиливал на циркулярке доски, правую руку затянуло пилой и отрезало четыре пальца. Три пальца нашли в стружке, четвертый найти не смогли. Хирург-фронтовик из районной больницы пришил их и заставил мальчишку постоянно их разрабатывать. И прижились-таки эти пальцы, однако травма помешала Николаю осуществить давнюю мечту стать офицером.
     Окончив ПТУ, с семнадцати лет стал работать помощником машиниста тепловоза. Николай Иванович был одним из самых молодых машинистов Советского Союза - в свои неполные двадцать он уже водил скорые пассажирские поезда. Но однажды в Министерство путей сообщения Белоруссии пришла анонимка, в которой сообщалось: дескать, молодой машинист - калека и подвергает опасности пассажиров. И Николая Шпака отстранили от управления поездами, хотели определить в депо. Однако отец, Иван Антонович, не захотел мириться с несправедливостью и написал письмо тогдашнему руководителю республики Петру Мироновичу Машерову.
     Вскоре из столицы Белоруссии прибыла в Осиповичи представительная комиссия, и Николай Иванович доказал специалистам, что по праву является одним из лучших машинистов тепловозов в республике. И он снова стал водить пассажирские поезда.
     Время шло. В начале 1980-х Николай Иванович заочно окончил Институт инженеров железнодорожного транспорта. Уже имея диплом о высшем образовании, продолжал водить поезда. А в 1988 году машинист тепловоза Николай Шпак становится начальником локомотивного депо станции Минск, которое через год стало лучшим депо СССР. Затем ему предложили возглавить отделение дороги в Барановичах, которое он также вывел в передовые.
     В настоящее время Николай Иванович Шпак - заместитель председателя комитета по координации железнодорожных перевозок стран Европы и Азии, проживает в Варшаве, одновременно являясь заместителем начальника железной дороги Белоруссии.
     МЛАДШИЙ БРАТ. Если любовь к труду Валерию Шпаку, как, впрочем, и его братьям, еще в детстве привил отец, то в суворовском училище он понял цену настоящей дружбы, которая заключается прежде всего в искренности отношений в коллективе, взаимовыручке. В течение семи лет офицеры-воспитатели командир роты подполковник Владимир Федорович Друшляк, командир взвода майор Георгий Александрович Староверов и старшина роты старшина Дмитрий Александрович Брянцев учили мальчишек, одетых в черную форму с алыми погонами, подавлять в себе малейшие признаки слабоволия - капризность, обидчивость, слезливость, болезненное самолюбие. Все трое были фронтовиками - испытали лишения, видели кровь, гибель боевых товарищей, разруху. Но никакие беды военного лихолетья не смогли очерствить их души.

     - Хоть и требовательными были наши наставники в суворовском училище, - вспоминает генерал Валерий Шпак, - но относились к нам по-доброму, прививали чувство локтя, воспитывали в нас человечность, патриотизм. До сих пор мы, суворовцы, встречаясь, сразу же вспоминаем эти три фамилии.
     После суворовского Валерий Иванович поступил в Московское ВОКУ, которое окончил в 1972 году. По распределению попал служить в город Чебаркуль Челябинской области, где дислоцировалась учебная мотострелковая дивизия. Вскоре женился, а затем в молодой семье родился сын Сергей. Там, на Южном Урале, Валерий Иванович прослужил шесть лет - вплоть до поступления в Военную академию имени М.В. Фрунзе.
     После академии попал служить в Группу советских войск в Германии - начальником штаба танкового полка. Затем стал командиром полка. В 1986 году по замене был направлен на Дальний Восток в Комсомольск-на-Амуре, где у него родилась дочь Лариса. Два года был командиром полка, а в 1988-м стал начальником штаба дивизии. Еще через два года предложили возглавить в Биробиджане территориальный учебный центр.
     С 1995 по 1998 год служил на Чукотке в должности командира соединения, а затем был переведен на «большую землю» - в Волгоград, где командовал мотострелковой дивизией, которая побывала и в Дагестане, и в Чечне. Подчиненные генерала Валерия Шпака участвовали в освобождении Грозного, действуя на самых опасных участках. И вместе с тем потери в его частях и подразделениях были минимальные. Благодаря высокому профессионализму комдива, той боевой работе, которую он проводил накануне контртеррористической операции мотострелкам удалось выполнить все поставленные задачи. За мужество и отвагу, проявленные в боях, генерал Шпак был награжден орденом Мужества.
     В апреле 2000 года Валерий Иванович становится военным комиссаром Ростовской области. По словам сослуживцев, за два с половиной года пребывания на этой должности он сумел сделать намного больше того, что сделали предыдущие военкомы. И это естественно. Ведь он прежде думает о деле, а уж потом обо всем остальном. Увидев, что казарма на областном сборном пункте обшарпана, территория не освещена, а столовая, где питались бы призывники и солдаты, вообще отсутствует, Валерий Иванович, что называется, стал бить тревогу. И его услышали местные власти.
     Из бюджета области были выделены необходимые денежные средства, на которые в течение десяти месяцев построили прекрасную столовую на 250 мест - ее не было на сборном пункте более 40 лет. Полностью заменено наружное освещение, заасфальтирована территория, построены теннисный корт, бассейн с фонтаном. В самом здании облвоенкомата капитально отремонтированы все помещения, созданы хорошие бытовые условия для солдат и сержантов, для работы офицеров, прапорщиков и гражданского персонала.
     Но генерал Шпак и на этом не останавливается. И вскоре на сборном пункте появляется подсобное хозяйство - свинарник, крольчатник, птичник, теплица, фруктовый сад на 500 деревьев, овощехранилище, куда можно поместить 4 четырехосных вагона... Все это помогло существенно улучшить питание призывников, солдат и сержантов, а также оказывать материальную помощь малоимущим работникам военкомата. Приятно вдвойне, что во главе учреждения, предназначенного для комплектования Вооруженных Сил России, находится человек рачительный, вникающий в нужды и чаяния призывников, относящийся к молодым ребятам, которым предстоит защищать Отечество, так же, как в свое время относились к нему фронтовики-воспитатели.
     Вместе с тем военный комиссар области беспощаден к тем, кто, мягко говоря, «лежит» на должности, заботится прежде о своем кармане, а уж потом думает о работе и службе, кто различными злоупотреблениями замарал честь офицера. Таким он объявил войну.
     Что ж, офицерская честь - не пустые слова...


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker