на главную страницу

23 Ноября 2002 года

Российское оружие

Суббота

ЕГО ЖИЗНЬ — АВИАЦИЯ

Полковник в отставке Павел ТЮРИН, бывший замначальника службы летных испытаний авиатехники и вооружения начальника вооружения ВВС.



Двадцать лет назад, 25 ноября 1982 года, не стало начальника вооружения - заместителя главнокомандующего ВВС по вооружению генерал-полковника Михаила Никитовича Мишука. Одна из командировок в Афганистан стала последней для доктора технических наук, профессора, Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии. Если к этому добавить звания кавалера двух орденов Ленина, ордена Красного Знамени, двух орденов Трудового Красного Знамени, орденов Отечественной войны I и II степени, двух орденов Красной Звезды, а также четырех орденов зарубежных стран, то будет понятно, что в «горячую точку» заслуженный генерал ездил не за наградами и званиями. В водоворот боевых событий его звал долг человека, целиком посвятившего свою жизнь авиации.

     В Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н.Е. Жуковского Мишук учился... дважды. Первый раз его отчислили из-за необоснованных обвинений в адрес отца - героя Гражданской войны, командира кавалерийского корпуса, одного из первых кавалеров ордена Красного Знамени, которого расстреляли в 1937 году. Когда обвинения с отца были сняты, Михаил Никитович с золотой медалью окончил Московский автодорожный институт и вернулся на учебу в академию, обучение в которой успешно завершил в 1940 году. Годы, проведенные в стенах прославленной академии, стали особо важными в судьбе Михаила Никитовича. Он страстно полюбил авиацию, ставшую делом всей его жизни.
     Великую Отечественную войну М. Мишук встретил старшим инженером оперативной авиагруппы ВВС Балтфлота на острове Эзель в Балтийском море. Эвакуация подходила к концу, когда выяснилось, что на аэродроме не осталось ни одной целой машины. И тогда он из нескольких разбитых самолетов собрал один, способный летать, и он вдвоем с командиром полка последними улетели с уже занятого фашистами острова на Большую землю. Согласитесь, в этом неординарном поступке есть нечто большее - мужество и бесстрашие человека, одержимого жаждой борьбы с врагом.
     Авиабригада ВВС Балтийского флота вскоре была преобразована в ударную авиагруппу Ставки Верховного Командования для обеспечения защиты с воздуха знаменитой Дороги жизни по льду Ладожского озера в осажденный Ленинград. В июле 1942 года Михаил Никитович назначается заместителем главного инженера по эксплуатации ВВС Северного флота. При его непосредственном участии проводится ряд работ научно-технического характера, позволивших значительно повысить боевую эффективность самолетов за счет установки на них дополнительного оборудования и вооружения. Этот опыт широко использовался во многих частях ВВС. В целом инженерно-авиационные службы, в руках которых были «ключи» от аэродромов боевых авиачастей, внесли весомый вклад в обеспечение боевых действий. И в этом немалая заслуга М. Мишука.
     После завершения Великой Отечественной войны М. Мишук назначается главным инженером авиации Балтийского флота, затем переводится на должность начальника Военно-морского авиационного училища в г. Пермь, где он организует учебный процесс курсантов с учетом опыта эксплуатации авиационной техники в боевых условиях.
     С 1956 г. М. Мишук работает в центральном аппарате авиации ВМФ в должности заместителя начальника управления опытного строительства авиатехники ВМФ, руководит заказами на разработку боевых авиационных средств, увязывая эту работу с научными исследованиями в этой области. После передачи авиационных заказов по морской тематике в ВВС М. Мишук работает с 1959 по 1966 г. в должности председателя Научно-технического комитета ВВС и руководит перспективным планированием и координацией научно-исследовательских работ по созданию новых образцов авиационной техники и вооружения с учетом технического прогресса отечественной и зарубежной авиации. Лично принимает активное участие в рассмотрении эскизных проектов и макетов авиационной техники, формирует конкретные предложения по повышению ее боевых возможностей, которыми НИИ ВВС руководствовались при определении перспектив развития авиации.
     Особо напряженный и плодотворный этап в жизни М. Мишука - работа с 1966 по 1971 г. заместителем главнокомандующего ВВС по инженерной авиационной службе, а с 1971 года и до последних дней своей жизни - начальником вооружения - заместителем главнокомандующего ВВС по вооружению. Михаил Никитович отдает все свои силы, энергию, богатый боевой и жизненный опыт заказывающим управлениям, НТК ВВС и НИИ ВВС по решению самых сложных технических проблем комплексного подхода по созданию авиационной техники и повышению ее боевой эффективности и надежности. Методология комплексного подхода была научно обоснована М. Мишуком в его докторской диссертации и стала теоретической базой работ по созданию самолетов третьего поколения: фронтовых истребителей МиГ-21 различных модификаций и МиГ-23, истребителей-перехватчиков Су-9, Су-11 и МиГ-25, ударных фронтовых самолетов Су-7Б, Су-17 различных модификаций и Су-24, боевых и транспортно-боевых вертолетов Ми-8МТ и Ми-24, дальних и стратегических бомбардировщиков Ту-16, Ту-22, Ту-95, а также опытных образцов четвертого поколения самолетов-ракетоносцев, корабельных самолетов и принципиально новых образцов ракетного вооружения и противолодочного оружия (Су-27, МиГ-29, Ту-160, Су-25, Ка-52).
     Одновременно М. Мишук принимает активное участие в создании НИИ ВВС, который должен был обосновывать главные направления развития авиационной техники, долгосрочные программы вооружения, разрабатывать проекты ТТЗ на создание и модернизацию образцов авиационной техники и средств наземного обслуживания и специального применения. Такой институт был создан в 1961 г. как Центральный НИИ авиационной и космической техники.
     Вся его жизнь в авиации сочеталась с постоянным поиском нового. Свои глубокие инженерные знания, творческую смелость при решении сложных технических задач, высокие организаторские способности он без остатка отдавал повышению боевой мощи нашей славной авиации.
     В заключение, пользуясь случаем, обращаюсь с просьбой ко всем, кто знал и проходил совместную службу с Михаилом Никитовичем, прислать о нем воспоминания к 90-летию со дня его рождения, которое будет отмечаться 2 декабря 2003 г., для издания книги об основных вехах его деятельности по развитию отечественной авиации. Материалы прошу направлять по адресу: 129110 Москва, проспект Мира, дом 69, на имя автора этих строк.
     На снимке: генерал-полковник М. Мишук в кабине макета самолета нового поколения.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker