на главную страницу

23 Ноября 2002 года

История Отечества

Суббота

В Чечне огнем крещенный

Василий ПАРХАЧЕВ, председатель Совета партизан и подпольщиков Карелии и Заполярья Московского комитета ветеранов войны.



60 лет назад, когда советские войска успешно развивали контрнаступление с северо-запада и с юга от Сталинграда, не менее ожесточенные бои с фашистами происходили на соседнем, кавказском театре военных действий.
Не добившись успеха юго-восточнее столицы Кабардино-Балкарии Нальчика, еще 11 ноября противник бросил в районе Моздока на позиции Красной Армии эсэсовцев из дивизии «Викинг». Шесть рот этих элитных войск в тот день навечно остались на поле боя. На следующий день завершились шестидневные бои у города Орджоникидзе (ныне Владикавказ). Ударная группировка 1-й германской танковой армии была отброшена от столицы Северной Осетии на 40–50 километров. 16 ноября Совинформбюро сообщило:
«... Юго-восточнее Нальчика в селе, освобожденном на днях от немецко-фашистских войск, лейтенант Николай Меньшиков, красноармейцы Сергей Архипов, Иван Юрко, Иван Орешкин, Виталий Сизов и Александр Савицкий обнаружили 8 трупов красноармейцев, замученных немцами. Показаниями очевидцев и медицинским осмотром установлено, что гитлеровцы подвергли пленных зверским пыткам. Палачи отрезали советским бойцам уши, пальцы, раздробили суставы ног и рук, а потом прикладами размозжили им головы...»

     А 23 ноября, по сообщениям Совинформбюро, в районе Нальчика советские войска подавили две минометные батареи, истребили две роты немецкой пехоты и одну роту, пытавшуюся проникнуть в тыл, рассеяли. Северо-восточнее Туапсе «Н-ское подразделение захватило несколько дзотов и блиндажей и уничтожило более 100 гитлеровцев».
     Вчитываясь в эти суровые строки, воочию представляешь всю глубину опасности, нависшей в то время над нашей Родиной. Шла жестокая битва за Кавказ. Едкий дым пожарищ стелился по долинам Кабарды, Северной Осетии. Как горный обвал, война докатилась до Чечено-Ингушетии. Вдоль линии фронта – осетинские, кабардинские, чеченские аулы и казачьи станицы. Здесь, как и в годы Кавказской войны ХVIII века, героически сражались их прапрадеды, кровью и потом добывали Великую Победу герои наших сегодняшних рассказов.
     Было это 28 марта 1945 года в одном из населенных пунктов Австрии. Старший лейтенант Сергей Решетов, вызванный в штаб части, терялся в догадках: зачем он понадобился начальству? Представился, как положено, командиру полка подполковнику М. Шумилину. Внимательно посмотрев на подчиненного, тот протянул ему телеграмму.
     – Принял ее с волнением. Неужто случилась беда с родителями? – начал свой рассказ ныне Герой Советского Союза капитан 1 ранга в отставке Сергей Никитович Решетов. – Все больше волнуясь, не веря своим глазам, читаю: «За ваш геройский подвиг, проявленный при выполнении боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками, Президиум Верховного Совета СССР своим Указом от 24 марта 1945 года присвоил вам звание Героя Советского Союза». И подпись: «М. Калинин». В штабе, а затем в кругу друзей-однополчан, было много поздравлений, объятий, были и наркомовские 100 граммов.
     Так, аккурат в день своего рождения молодой офицер получил это радостное известие. Когда все угомонились, перед его глазами, словно кинокадры, ожили жестокие бои ноября 1944 года у югославского селения Батина. 703-му стрелковому полку было приказано форсировать реку Дунай, захватить плацдарм. При попытке выполнения этого задания в ночь на 9 ноября были разбиты 1-я и 2-я роты. 3-я рота под командованием Решетова переправлялась в следующую ночь на десяти рыбацких лодках. Над рекой — зловещая тишина и кромешная темнота. Доплыв до середины Дуная, под осветительными ракетами пехотинцы оказались обнаруженными. Сразу же начался массированный огневой налет врага. Вода словно вскипела от разрывов мин и попадания множества автоматных и пулеметных пуль. Разбитые лодки уносило течением. Гибли люди, тонули раненые. Уцелевшие лодки упорно шли к берегу, занятому фашистами.
     Только Решетову с небольшой горсткой десантников удалось достичь цели. Перебежками, а где и ползком, прорвались к первой траншее. Немцы, ошеломленные дерзким прорывом, спешно отходили по ней в разные стороны. Штурмующие гранатами и огнем из автоматов пробивались вперед. В азарте боя удалось захватить четыре пустующих домика. Надо было доложить командованию о захвате плацдарма. Но как? Средств связи нет. Переплыть в тыл вызвался старший сержант Василий Ободовский. Оставшиеся 15 десантников тут же занялись подготовкой к обороне, зная, что немцы предпримут все, чтобы сбросить горстку смельчаков в Дунай. В подвалах домов пробивали бойницы, копали проходы от них к траншее. Еще до рассвета на двух лодках приплыли 17 бойцов-югославов, ведомые Ободовским. Защитников плацдарма стало 33.
     Как только рассвело, немцы ринулись в атаку. Раненный осколком Сергей Решетов продолжал умело руководить обороной занятых рубежей. Появлялся там, где требовалось поддержать подчиненных. При отражении атак противника, следовавших одна за другой, офицер разил гитлеровцев гранатами и огнем из автомата. Беря пример с командира, подчиненные сражались также бесстрашно и решительно...
     К вечеру, когда пехотинцы отбили двенадцатую по счету атаку, они заметили приближающиеся к плацдарму катера и лодку на буксире. При огневой поддержке десантников те достигли берега, на который высадились 40 воинов под командованием старшего лейтенанта П. Княжина. Стремительной атакой немцы были обращены в бегство. Плацдарм был расширен на более чем 100 метров от реки. С началом темноты саперы принялись за наведение понтонного моста. Вскоре по нему переправились полки 233-й стрелковой дивизии 57-й армии и две бригады Народно-освободительной Армии Югославии. Несколько позже – и части 64-го механизированного корпуса. В спешном порядке фашисты перебросили сюда дополнительные силы из состава группы армий «Юг», чтобы не допустить прорыва советских войск к Будапешту и озеру Балатон. Десять дней продолжалась ожесточенная схватка с большими потерями с обеих сторон. После захвата одной из высот в роте Решетова осталось... 4 воина. Всего в боях за этот дунайский плацдарм и его расширение погибли 1 тыс. 297 солдат и офицеров Красной Армии и около 500 югославов.
     За подвиги, совершенные личным составом при форсировании Дуная у селения Батина, 233-я стрелковая дивизия была отмечена орденом Красного Знамени, 11 человек удостоены высокого звания Героя Советского Союза, из них 6 — посмертно. На берегу в честь павших воинов Красной Армии теперь высится 35-метровая гранитная колонна с бронзовой фигурой женщины с опущенным мечом в одной руке и с факелом — в другой. У основания памятника — братская могила.
     Преклоняясь перед массовым героизмом и самопожертвованием сынов и дочерей нашего Отечества в войне 1941-1945 гг., невольно задаешься вопросом: где истоки беззаветной преданности Родине? Ответом могут служить детство и трудовая деятельность таких, как Сергей Решетов, среда и обстановка, в которых формировался его характер. Он родился и вырос на славной смоленской земле в работящей семье. Учился в школе, где работали замечательные учителя — патриоты Родины. С началом оккупации области немецко-фашистскими войсками все они встали в ряды участников сопротивления. Схваченные гитлеровцами учительницы М. Селянинова и А. Симонова были казнены.
     А боевая биография будущего героя началась в ноябре 1942 года. В составе 34-й отдельной морской бригады курсантов Каспийского высшего военно-морского училища им. С.М. Кирова Сергею Решетову довелось участвовать в жарких боях с вражескими войсками в Суарском ущелье Чечено-Ингушской Автономной Республики. Враг рвался к Орджоникидзе. Здесь молодой смолянин на практике познал цену дружбы народов в многонациональной стране. В ожесточенных боях за Кавказ бок о бок сражались русские, украинцы, грузины, осетины, армяне... Бросив связку гранат под фашистский танк, погиб курсант Леня Андреев. В составе группы товарищей метко отсекал от танков автоматчиков врага Рафаэль Хуцишвили. Противотанковой гранатой вывел из строя очередной танк Ракип Газизов. С риском для жизни под огнем неприятеля курсанты Голубцов и Цомаев спасли тяжело раненного осетина...
     Неоценимую помощь защитникам Суарского ущелья оказывали местные жители-осетины. Под обстрелом врага они смело приносили бойцам на поле боя пищу, боеприпасы, уносили раненых, оказывали им необходимую медицинскую помощь. Эту благородную работу возглавляли председатель сельсовета Алихан Базров, председатель колхоза Арсен Дзуцев и коммунист Хахако Бугулов. Сергей Решетов хорошо помнит, как за его ранеными товарищами ухаживали местные девушки Тамара Альбегова, Ангелина Дзуцева и другие. А совсем юный, 14-летний подросток Володя Галабаев бесстрашно доставлял в окопы боеприпасы...
     Позже в этих местах благодарные жители села Майрамадага организовали музей боевой славы и построили мемориальный памятник у братской могилы, в которой покоятся останки 101 курсанта-каспийца.
     – Нельзя не отметить, - вспоминает Сергей Никитович, – что в чеченских селениях уже в то время обстановка была совершенно другой. Достаточно сказать, что в целях избежания неприятностей нам разрешалось выходить из расположения части только группами не менее трех человек и обязательно с оружием для самозащиты.
     По окончании войны С. Решетов твердо решает вернуться во флот. И в 1949 году он оканчивает высшее военно-морское училище. Служит на Черноморском флоте старпомом и командиром ряда кораблей. В 1969-1974 гг. являлся заместителем начальника штаба эскадры, а затем еще два года — начальником поисково-спасательной службы обслуживания космической программы. Довелось и мир повидать. На кораблях Сергей Решетов многократно курсировал вокруг Африки и восемь раз пересекал экватор.
     Сегодня, в преддверии своего 80-летия, Герой Советского Союза Сергей Решетов активно участвует в ветеранском движении, в работе Московского клуба Героев. А недавно старый солдат с гордостью воспринял известие о том, что власти Смоленской области в связи с 85-летием средней школы, которую в 1940 году он окончил, решили присвоить ей его имя. Вместе с ним порадовались за него сын Анатолий, в прошлом морской офицер, дочь Ирина и пятилетний внучек.
     На снимке: капитан С.Н. РЕШЕТОВ. Австрия, 17 мая 1945 г.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker