Чемпион
В третьем туре в группе лидеров на втором контроле (5-м часу игры) в хорошей позиции автор этих строк... зевнул фигуру Петкевичу.
– Поздравляю. Возможно, мой просмотр поможет вам стать чемпионом мира, – немедленно остановил я часы.
И ведь помог! Юзеф не просто лидировал весь турнир, но и внимательно следил за игрой своего дарителя из третьего тура. При этом он каждый день хвалил мою игру и извинялся за нелогичный результат нашей встречи.
Перед закрытием турнира новый чемпион мира среди сеньоров подтвердил, что именно очко от меня ему здорово помогло, и мы вспомнили нашу первую встречу в полуфинале чемпионата СА и ВМФ. Рига, апрель 1970 года, пятый тур. У местного мастера спорта сержанта сверхсрочной службы 4 очка из 4 возможных. У кандидата в мастера майора из Москвы тоже 4, но нуля. Сержант проиграл и буквально бегом удрал из Дома офицеров.
– Поздравляю с победой, – подошел на следующий день мастер к кандидату в мастера.
– Надо было это сделать вчера, – упрекнул я.
- Извините меня. Вчера я разозлился, что проиграл пижону. Но вместе с Айваром (Гипслисом) мы весь вечер анализировали партию. Гроссмейстер убедил меня, что вы выдали классную игру.
И тогда в Риге, и теперь в Наумбурге Юзеф Петкевич проявил себя не только сильным шахматистом (чемпион мира среди сеньоров становится гроссмейстером), но и объективным спортсменом-рыцарем.
Лучший немец
Сувенир за лучший результат среди представителей Германии (183 спортсмена) получил международный мастер прапорщик СА в отставке Анатолий Донченко, несколько месяцев назад переехавший из России. Он когда-то играл за команду МО ПВО, полтора десятка лет участвовал в турнирах Советской Армии. Перед онемечиванием экс-армеец работал директором одного из московских шахматных клубов.
Кавалер
Старейшему участнику чемпионата Иоахиму. Х. (Германия) 93 года. Стройный, корректный, аккуратный, моложавый – выглядит на шестьдесят, хотя ходит с палочкой. Как и несколько спортсменов из России, он жил в отеле Keiserhof (Царский двор). Одна из россиянок, по-женски сочувствуя возрасту, за завтраком немного помогала дедушке: приносила со шведского стола какой-нибудь бутерброд или что-либо вкусненькое, или бокал фруктового сока. Сеньор оценил ее заботу и пригласил даму к себе в номер «на вино». Согласилась. Визит был коротким – через пару минут удивленная и испуганная сеньора выскочила в коридор.
– Ох, ох, ох, - кудахтала она, – откуда такой юношеский темперамент?
Легенды
Руководитель пресс-центра Дагоберт Коолмейер, перебирая на компьютере сделанные им фотографии, остановился:
– А вот ты играешь рядом с двумя легендами немецких шахмат – Ульманом (многократный чемпион ГДР, претендент на мировую корону в 1971 г., играл за сборную мира в матче СССР – Мир в 1970 г.) и Унцикером (многократный чемпион Германии).
С гроссмейстером Вольфгангом Унцикером мы остановились в одном отеле (все тот же Кайзерхоф). После закрытия турнира от городской ратуши до гостиницы прошлись по тихому музейному вечернему Наумбургу. Разговорились. Не обошлось без главного вопроса нашего поколения: «Что ты делал в войну?» Чемпион России Владимир Карасев, рассказав, что он мальчиком пережил всю блокаду Ленинграда, спросил у немецкого гроссмейстера:
- А вы воевали?
– Нет,– ответил Вольфганг. – Обычно болезнь - это беда. Но мне повезло. Из-за болезни сердца меня в армию не взяли. А мой старший брат воевал и в 24 года погиб в 45-м году.
Потом пошел разговор о чемпионах мира. С Ботвинником Унцикер дружил десятки лет. В последний раз Михаил Моисеевич приезжал к Вольфгангу в 1993 году.
– Встречались ли вы с Алехиным и Капабланкой? – спросили мы.
– С Александром Александровичем я встречался, а с Хосе Раулем нет, – вспоминал 77-летний маэстро, – но мой папа играл в сеансе одновременной игры, который давал Капабланка.
Хорошие газеты не лежат
Каждый раз на чемпионатах мира провожу выставку выпусков «По коням!».
В позапрошлом году в Рови (Польша) договорился с оргкомитетом, мне выделили в турнирном зале столы для экспозиции, и я разложил несколько экземпляров «Красной звезды». Русскоязычные участники чемпионата (из Украины, Германии, Израиля, США и других стран) успели ознакомиться. Удивлялись, благодарили, советовали. А на следующий день все экспонаты исчезли.
– Guten Zeitungen liegen nicht (хорошие газеты не лежат), – с улыбкой ответил на мои расспросы голландец Йохан Званепол — международный арбитр, заместитель главного судьи чемпионата, всегда первым входивший в турнирный зал и последним уходивший из него.
В прошлом году в Арко (Италия) выпуски «По коням!» намертво прикрепил скотчем рядом с таблицей чемпионата. Уцелели. Хотя попытки их умыкнуть были. Перед закрытием чемпионата вице-президент ФИДЕ Касто Абундо внимательно изучал выставку.
На сей раз договорился об экспозиции с руководителем пресс-центра. К «Красной звезде» добавил несколько экземпляров журнала «64» и газет «Шахматная неделя». Господин Коолмейер, обрадовавшись, что все после чемпионата останется ему в подарок, устроил выставку в пресс-центре и бдительно охранял ее. Мало того, несколько газет я раздарил иностранцам – вдруг кто-то начнет нам писать из дальнего зарубежья.
Вот и получилось, что афоризм голландца («Хорошие газеты не лежат») подтвердился дважды. А ведь сказано это в наш адрес. Лестно.
На снимке: начало 8-го тура - играют гроссмейстеры Вольфганг УЛЬМАН (справа), Вольфганг УНЦИКЕР (в центре) и мастер ФИДЕ Станислав ЖЕЛЕЗНЫЙ.
Фото Дагоберта КООЛМЕЙеРА – подарок «Красной звезде» – передан по электронной почте из Наумбурга.