на главную страницу

27 Ноября 2002 года

Армия и общество

Среда

Гордость флота

Владимир ПАСЯКИН, «Красная звезда».



     Кажется, сама природа решила дать бой морским пехотинцам еще до начала тактических учений. Дождь лил как из ведра. Порывистый ветер трепал брезентовые палатки, проверяя их прочность. Снимать и переносить палатки все же пришлось. Не потому, что плохо их установили, сделать это вынудили обрушившиеся ливневые потоки. Даже старожилы не могли припомнить такого буйства непогоды на Опуке. Буквально на ровном месте образовалась речка глубиной в метр с бешеным течением. Работая по пояс в воде, морпехи переносили палатки, имущество, оборудование в безопасное место. Восстановительные работы были завершены в короткий срок и, как говорится, без потерь. Так что начало учений «черные береты» встретили во всеоружии.
     В ходе подготовки к оборонительному бою был оборудован район обороны с окопами в полный профиль. Рыли их в каменисто-глинистой, размокшей от воды и тяжелой, будто свинец, земле. Кроме того, были оборудованы командно-наблюдательный пункт батальона, командный пункт для руководства учениями и новое мишенное поле - втрое большее по количеству целей, чем во время отработки темы «Батальон в наступлении».
     Учение прошло успешно. Полк морской пехоты Черноморского флота, возглавляемый полковником Олегом Росляковым, в очередной раз продемонстрировал ратное мастерство, умение действовать в экстремальной обстановке, готовность к выполнению любой поставленной задачи.
     Так было и на параде в Москве на Красной площади в День Победы. На боевой службе в Средиземном море. И во время проведения контртеррористической операции в Чечне. Своей морской пехотой гордится весь Черноморский флот, а своим десантно-штурмовым батальоном (ДШБ) гордится полк морской пехоты. ДШБ - его авангард, визитная карточка.
     Подполковник Вадим Клименко в должности комбата всего три месяца, и званием лучшего батальона полка подразделение, по его мнению, в первую очередь обязано прежнему командиру ДШБ майору Эдуарду Живаеву, ныне слушателю ВМА имени Н.Г. Кузнецова.
     - Он передал мне хорошо управляемый, боеготовый, сплоченный коллектив, - говорит Вадим Владимирович, и за это я ему благодарен.
     Сам подполковник Клименко после окончания Военно-морской академии был представлен на должность в штаб береговых войск ЧФ. Но неожиданно для кадровиков попросил направить его в нижестоящую структуру - в полк морской пехоты на должность командира десантно-штурмового батальона.
     Такое решение можно назвать поступком. Многие офицеры, пройдя полковую структуру, стремятся в штаб. Нет хлопот с личным составом, ближе к дому, семье. Тем более Клименко долго воевал в Чечне, был там старшим ротной тактической группы ЧФ. И если другие офицеры, прапорщики, контрактники сменялись в ходе боевых действий, то Вадим Владимирович оставался там бессменно все восемь месяцев. А еще он два года не был в отпуске...
     Его друг и бывший подчиненный майор Владимир Карпушенко - Герой России, сейчас учится в Военно-морской академии. Клименко за участие в контртеррористической операции (его, кстати, тоже представляли к званию Героя России) награжден орденом Мужества, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» и именным оружием от министра обороны. Никому бы и в голову не пришло упрекнуть его за переход на штабную работу. Но он вернулся в родной полк, добровольно взвалив на свои плечи хлопотные обязанности командира самого большого и сложного батальона.
     Комбат с теплотой в голосе говорит о своих подчиненных:
     - Капитан Андрей Клюев. В должности командира первой роты с конца августа. До этого был командиром взвода в каспийском батальоне. Участник боевых действий. Бывшие его подчиненные прислали письмо на имя командира полка полковника Рослякова, где благодарят взводного за спасенные жизни. Награжден медалью Жукова. Или вот капитан Николай Сиротин - три года в должности ротного. Выпускник Рязанского института ВДВ, освоил многие виды парашютов. Прыгает на спортивных куполах. Как лучший командир взвода представлял морскую пехоту ЧФ в международных учениях «Си Бриз-97».
     Лучшая рота в батальоне - третья. Три года ею командует участник боевых действий в Чечне капитан Илья Каргашин. Я побывал в этом подразделении, побеседовал с командиром и его заместителем по воспитательной работе капитаном Виталием Цурпалюком. Рота - особая: в ней, в отличие от других, кроме десантно-штурмовых взводов есть еще разведывательный взвод плюс гранатометное отделение.
     У капитана Каргашина красивое мужественное лицо. Большая физическая сила чувствуется даже под зимним камуфляжем. Окончил суворовское военное училище, затем Новосибирский военный институт. С 15 лет занимается рукопашным боем, кандидат в мастера спорта. Авторитет его непререкаем еще и потому, что ротный в 2000 году прошел испытание Чечней.
     - Что было самым памятным? - задумывается Илья. - Пожалуй, выполнение первой задачи. Мы вышли в два часа ночи и вернулись в полдень. После обеда ушли вновь. Сидели в засаде и лишь на рассвете третьего дня обнаружили в бинокль проблески огня. Костер жгли в яме, но боевиков выдали искры. Усилили наблюдение и вскоре заметили движение. По выявленному скоплению бандитов авиация нанесла результативный удар...
     В роте сформировался крепкий офицерский костяк, который служит примером для подчиненных, генератором добрых идей и начинаний. Понятно, сколь трудна служба морского пехотинца и как важно, чтобы после учений, командировок в «горячие точки», полевых выходов и дальних морских походов воины могли полноценно отдохнуть. Поэтому здесь стремятся максимально приблизить казарму к домашнему уюту: к подаренному шефами цветному телевизору прибавились видеомагнитофон, музыкальный центр, купленные за свой счет. В комнате отдыха появились аквариум, клетки с птичками, цветы, а к «штатным» шашкам и шахматам прикупили нарды. Здесь же подшивки газет. Чисто, уютно.
     Сейчас хотят приобрести бойлер, чтобы после занятий спортом можно было принять душ. Для спорта и физподготовки возможностей хоть отбавляй. Для этого служат не только спортивный городок, спортзал, но и вся территория полка, где проводятся различные соревнования. Есть еще батальонный, ротные спортуголки. И даже палуба корабля... Люди понимают: без крепкого здоровья, хорошей силовой подготовки и выносливости нет настоящего морпеха. Вот и «качаются» без устали, используя любую свободную минуту.
     Есть в третьей роте и свои «академики». Матрос Зураб Джугубурия, например, имея высшее юридическое образование, нередко консультирует товарищей. Матрос Олег Ищенко добровольно прервал учебу в престижном московском вузе (взял академический отпуск), чтобы отслужить в морской пехоте, именно в ДШБ. Мало ему АКМ, попросил еще пулемет и с обязанностями пулеметчика справляется успешно.
     - Побольше бы нам таких парней, - говорят об Ищенко офицеры, - ни разу не пожаловался на трудности, не «сачканул». Отец его, капитан 1 ранга запаса Петр Ищенко, многие годы в Североморске служил. Сразу видно - офицерские гены.
     - Кстати, некоторые наши ребята изъявляют желание стать офицерами. И становятся, - говорит капитан Илья Каргашин. - Из разведвзвода в Сызранский военный авиационный институт поступил сержант Михаил Иванов. Старший матрос Станислав Котельников готовится к поступлению в Рязанский институт ВДВ...
     Все, кто бывал в полку морской пехоты, обращали внимание на памятник, выполненный известным севастопольским скульптором Станиславом Чижом. Красноватого цвета камень на пьедестале напоминает по форме пламя факела - символ Вечного огня в камне. Под ним мемориальная доска с именами морских пехотинцев ЧФ, погибших в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе. Их восемь, и память о них увековечена не только в камне, но и в сердцах товарищей. Их хорошо знал комбат Вадим Клименко, бывший старшим группы черноморцев в Чечне. Как и его заместитель Владимир Карпушенко.
     У Карпушенко после его возвращения с войны родилась дочь - Валерия. Сейчас ей годик. Крестным ее стал Вадим Клименко. Когда Вадим поступил в академию, Владимир сменил его на посту начальника разведки полка. Теперь Владимир Карпушенко учится на том же факультете, где учился Клименко. Судьба свела их в трудное время. С тех пор они идут по жизни, что называется, рука об руку. После окончания академии Карпушенко, не исключено, сменит комбата Клименко: чтобы быть ближе к тем ребятам, что стоят ныне в строю. Чтобы учить их, передавать боевой опыт. Ибо армия, флот наши всегда были сильны традициями, неразрывной связью поколений.
     На снимке: памятник погибшим морским пехотинцам.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker