на главную страницу

28 Ноября 2002 года

События. Комментарии

Четверг

Вспомним каждого поименно

Андрей ПОЧТАРЕВ, «Красная звезда».



В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации №537 от 14 июля 2001 г. через два года в Парке Победы на Поклонной горе в Москве будет сооружен памятник воинам, погибшим при выполнении интернационального долга. Долгожданный правительственный документ получил широкое и единодушное одобрение в самых разных кругах общественности России и ближнего зарубежья, у ветеранов локальных войн и вооруженных конфликтов, родителей и родственников солдат, офицеров и генералов, павших при выполнении воинского долга за рубежами страны. О том, как идет работа по реализации постановления, о возникающих при этом проблемах рассказывает председатель Общероссийского фонда «Вечная память», заместитель председателя правления Российского союза ветеранов Афганистана Станислав СТРИЖНЕВ.

     – Станислав Иванович, читателям «Красной звезды» хотелось бы узнать о том, на каком этапе находится работа по сооружению памятника воинам-интернационалистам. Известно, что вы входите в состав жюри открытого Всероссийского конкурса на лучший проект...
     – Совершенно верно. Во исполнение постановления Правительства России 25 апреля с.г. Министерство культуры РФ объявило о проведении Всероссийского конкурса по отбору лучшего художественного архитектурного проекта мемориального объекта в два тура. К участию в конкурсе, жюри которого возглавил первый заместитель министра культуры Денис Молчанов, были приглашены профессиональные архитекторы, скульпторы, художники и дизайнеры, имеющие опыт работы в городской среде, живущие как в России, так и за рубежом. Первый тур конкурса проходил с 30 августа по 30 сентября с.г. Всего было представлено 14 работ. Все они выставлялись для просмотра в помещении Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. на Поклонной горе, где с ними могли ознакомиться все желающие. Интерес к проектам был большим. Приведу некоторые выдержки из книги отзывов посетителей.
     «Мы представляем семьи воинов-калужан, погибших в Афганистане, – пишут Василий и Надежда Стрепковы. – Нам не безразличен тот монумент, который будет воздвигнут в память о наших сыновьях. На Поклонной горе, кроме монумента, должен быть и соответствующий музей... Ждем с нетерпением, когда будет сооружен памятник. Погибшие дети его заслужили».
     Житель г. Ростова-на-Дону В. Попович высказался так: «...О многих воинах-интернационалистах помнят, к сожалению, только их матери и жены. Памятник очень нужен...»
     «Война, локальный конфликт, операция по восстановлению порядка, миротворческая миссия – как их ни называй, все они по природе одинаковы, – пишет Дмитрий Добрынин. – Все рождают боль и страдания, гибель людей. Нельзя ли расширить идею и создать памятник всем воинам, погибшим во второй половине ХХ века – будь то в Афганистане, на Кубе, в Анголе или в Чечне...»
     Не менее красноречивы записи иностранных гостей. Вот что, к примеру, пишет семья бывших россиян, а ныне граждан США и Великобритании Сассаман: «Глядя на эти проекты, ощущаешь, что сердце начинает биться учащенно и перед глазами всплывают лица мальчишек, погибших в Афганистане, которых мы лично знали. По словам моего мужа, который был участником войны в Кувейте, проект № 4 не оставит равнодушным даже самого черствого человека и заставит задуматься, ради чего совершаются войны и ради чего отдаются жизни».
     А вот отзыв, оставленный замдиректора Музея революции Вьетнама Чьен Ван Хвеном: «...Я знаю, что такое война. Я знаю и ценю ту большую и неоценимую помощь, которую оказал нашей республике советский народ в тяжелые для нас годы. Знаю, что значат войны и для других народов мира. Мне понравился памятник, где есть земной шар, птицы и огонь, которые символизируют то, как люди хотят мирной жизни...»
     В результате голосования члены жюри отобрали 5 наиболее удачных проектов для участия во втором туре конкурса. Он пройдет в ближайшие дни. Авторы дорабатывают экспозиции с учетом рекомендаций и пожеланий, высказанных членами жюри, в том числе по созданию при памятнике помещения для проведения мемориально-памятных мероприятий. По итогам второго тура будет определен проект-победитель, авторы которого получат право на дальнейшую разработку и возведение памятника. Этот проект и будет передан Министерству обороны РФ – государственному заказчику, который займется проектно-изыскательными работами, и только в будущем году подрядная организация сможет начать строительство.
     – В свое время промелькнуло сообщение о том, что памятник – мемориал «жертвам необъявленных войн» хотела создать группа энтузиастов во главе с известным художником Михаилом Шемякиным...
     – Я уже говорил, что по условиям конкурса участие в нем могли принять и отечественные, и зарубежные авторы. О проекте Шемякина мы слышали, но заявок от него не поступало.
     – Представляется, что разного рода согласования – не самая главная проблема на пути создания памятника...
     – Вы правы. Еще на стадии подготовки проекта постановления правительства Минобороны и Минфин обоснованно требовали гарантий финансирования объекта, а также финансово-экономических расчетов. В результате в итоговом документе появилась цифра: 20 млн. рублей. Эту сумму предусматривается выделить из бюджета и внебюджетных источников финансирования.
     Теперь же стало ясно, что проектирование и сооружение памятника потребует в 6-7 раз больше средств. Вот почему и родилась идея создания Фонда «Вечная память». 15 июня с.г. состоялась учредительная конференция, и фонд был создан. Учредителями его стали: РСВА, ОООИВА, Московское городское объединение общественных организаций локальных войн и военных конфликтов, Региональная столичная общественная организация «Объединение воинов-интернационалистов «Первомайское», Московская областная организация семей погибших в Афганистане. Главная задача фонда – сбор средств и пожертвований для сооружения мемориала памяти павших воинов. Мы надеемся, что через «Красную звезду» нас услышат те, кому не безразлично это святое и благородное дело, и окажут посильную материальную помощь. Всем им мы будем бесконечно признательны.
     – Станислав Иванович, знаю, что вы сторонник создания при памятнике ритуального помещения. Что в нем будет?
     – Помещение, по нашим планам, будет предназначено для проведения мемориальных, памятных мероприятий. В нем предполагается показать в экспозициях и материалах все «горячие точки», где участвовали наши военнослужащие. Предстоит большая работа по сбору коллекций и предметов для этого помещения. Мы, естественно, рассчитываем на методическую и практическую помощь специалистов Минкультуры, Минобороны, правительства Москвы, региональных ветеранских организаций, родителей и родственников погибших воинов.
     – Будет ли в этом помещении перечень погибших воинов-интернационалистов?
     – Будет. По нашим данным, таких 16,5 тыс. человек.
     – Станислав Иванович, знаем, что для вас участие в создании памятника не только общегражданский, но и отцовский долг...
     – Мой сын, лейтенант, командир взвода 180-го мотострелкового полка 108-й дивизии, выпускник Ташкентского общевойскового командного училища, погиб под Кандагаром 8 марта 1980 года. Семьей обзавестись он не успел... Осталась только память.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker