на главную страницу

30 Ноября 2002 года

События. Комментарии

Суббота

ЛУЧШЕ УВИДЕТЬ ЛИЦО, ЧЕМ УСЛЫШАТЬ ИМЯ

Владимир КУЗАРЬ.



Российский Президент направляется на Восток. В течение ближайшей недели Владимир Путин совершит три визита – в КНР, Индию и Киргизию. И первым российского лидера будет встречать Пекин.

     Еще не начавшийся визит в столицу Поднебесной назван уже «знаковым». Как для двусторонних отношений, так и для всей мировой политики. Дело в том, что в Китае идет смена поколения руководителей. В партии она уже произошла на недавно состоявшемся XVI съезде КПК, на очереди - государственные структуры. Новые руководители в отличие от своих предшественников не учились в Советском Союзе, не говорят по-русски и, как считается, более прагматичны. Но и Владимир Путин, не будем это забывать, представляет в руководстве страны новое, молодое поколение политиков, которое уже зарекомендовало себя прагматиками в отстаивании российских интересов. И от того, как начнут свой первый диалог лидеры двух стран, сложатся их личные взаимоотношения, во многом зависит будущее российско-китайского сотрудничества. «Лучше увидеть лицо, чем услышать имя», - говорят в этом случае китайцы.
     Нельзя не отметить, что официальные представители Пекина уже не раз после ХVI съезда КПК подчеркивали, что, «какие бы изменения ни произошли в глобальном масштабе, Китай будет и впредь развивать дружественное взаимодействие с соседней страной, Россией». В своем поздравительном послании председателю КНР Цзян Цзэминю российский лидер, в частности, подчеркивает, что «в нашей стране с удовлетворением воспринято подтверждение съездом неизменности и последовательности внешнеполитического курса КНР, в том числе линии на стратегическое партнерство, взаимодействие с Россией».
     Несомненно, сегодня отношения России и Китая находятся на подъеме, и для вывода их на новые рубежи у наших стран есть все необходимое. Нас объединяет не только общая граница протяженностью в 4.200 километров, но и общее видение принципов и путей строительства нового мироустройства, фундаментом которого должны быть верховенство права и учет интересов всех государств. У России и Китая во многом совпадают и экономические интересы. Все это и позволило Москве и Пекину совместно выработать такую формулу двусторонних отношений, которая позволяет сочетать сходство стоящих перед нашими странами задач с учетом национальных интересов каждой из них, особенностей избранного ими пути своего развития – отношений стратегического взаимодействия и партнерства. Эта формула нашла свое закрепление в Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Россией и Китаем, подписанном в прошлом году.
     В практическом плане взаимодействие наших стран, скажем, на международной арене направлено на поддержание мира и безопасности, укрепление стратегической стабильности и эффективное противодействие новым вызовам и угрозам. К числу конкретных проблем, по которым Москва и Пекин выступают с общих позиций, следует отнести их негативное отношение к наметившейся тенденции принизить роль ООН и ее органов, попыткам НАТО взять на себя функции Совета Безопасности, вмешательству в дела суверенных государств под гуманитарными предлогами, поддержке сепаратистских движений, расширению НАТО, выходу США из Договора по ПРО и их нежеланию присоединиться к ряду других международных соглашений. Едины наши страны и в вопросах искоренения международного терроризма. «Мы высоко ценим взаимодействие с Пекином на антитеррористическом направлении», - отметил на днях глава МИД РФ Игорь Иванов. Он сообщил, что, помимо уже действующей двусторонней рабочей группы по противодействию терроризму на уровне замминистров иностранных дел с участием представителей правоохранительных органов и спецслужб, в ближайшее время Россия и Китай намерены приступить к созданию региональной антитеррористической структуры в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).
     Надо сказать, что ШОС, созданная по инициативе глав наших двух государств, стала еще одним из ярких примеров успешного сотрудничества России и Китая на международной арене. Сейчас стоит задача добиться скорейшего развертывания полномасштабной деятельности ШОС, о чем шла речь на состоявшемся на прошлой неделе Совете министров иностранных дел стран - членов этой организации.
     Вместе с тем совершенно очевидно, что Россия значительно активизировала свои отношения и с США, и с НАТО. И это, по мнению некоторых наблюдателей, вызвало у Пекина определенную степень обиды: приобретая новых друзей, негоже забывать – даже на время – о прежних. Хотя можно предположить, что у нового китайского руководства, которому присущ, как отмечалось выше, прагматизм, она и не столь уж велика. Ну а последние сомнения Пекина на этот счет удастся, надо полагать, развеять российскому Президенту. Тем более что Китай и сам ныне стремится как можно ближе сблизиться с США.
     Что касается экономического сотрудничества, то оно, несомненно, обладает огромным потенциалом и благоприятными перспективами. Прежде всего потому, что у России и Китая высокая степень взаимодополняемости экономик, богатейшие природные преимущества. И факты свидетельствуют, что после некоторого периода взаимной притирки торгово-экономические отношения стали наконец набирать темпы. В 2001 году товарооборот, например, вышел на рекордный уровень в 10,67 млрд. долларов, а в этом году, как ожидается, превысит и 11 млрд. долларов. Наиболее ценными торговыми товарами российского экспорта в Китай являются химические удобрения, металлопрокат, сталь, нефтепродукты, промышленная древесина, авиационное оборудование, тяжелые тракторы и станки для обработки металла. Импорт из Китая состоит в основном из одежды и обуви, текстильной промышленности, хозяйственных электроприборов и продуктов питания. Стержневыми же элементами экономического и технологического сотрудничества стали строительство Тяньваньской АЭС, разработка и подготовка к осуществлению проектов прокладки нефтепроводов Россия – Китай и газопровода из западных районов Китая к его восточному побережью, в котором примут участие российские компании. Изучается также возможность поставки природного газа нашему соседу из Сибири и Сахалина.
     Однако ни для кого не секрет, что экономические отношения двух стран заметно отстают от политических. Скажем, они у Китая с США намного шире - китайско-американский товарооборот, к примеру, составил в прошлом году 116 млрд. долларов. Поэтому тема экономического сотрудничества, как сообщается, будет центральной в ходе предстоящих встреч Владимира Путина с китайскими руководителями. Перспективными направлениями в этом плане могут стать интенсификация инвестиционной деятельности, создание зон свободной торговли вдоль границ, расширение регионального сотрудничества.
     В преддверии визита в Китай Владимира Путина полномочный представитель Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Константин Пуликовский назвал некоторые конкретные проекты региональных связей. В частности, он, как сообщает ИТАР-ТАСС, отметил, что «по плану торгово-экономического сотрудничества между Приморским краем и провинцией Хэйлунцзян предусмотрено создание совместной консалтинговой компании с филиалами в Хабаровске, Суйфэньхэ и Владивостоке с целью оказания помощи российским и китайским участникам внешнеэкономической деятельности по вопросам налогового законодательства или, например, регистрации предприятий. Сахалинская область заключила несколько договоров в области лесопромышленного комплекса по созданию совместных предприятий по заготовке и переработке древесины, а также организации торговли, центров общественного питания и развития сферы услуг. Деловые круги городов Цзямусы, Тунцзян, Ичунь, Хэган нашли общие точки взаимодействия с бизнесменами Еврейской автономной области по разработке Ушуманского буроугольного и Кимканского железорудного месторождений».
     В свою очередь директор Федеральной пограничной службы РФ генерал-полковник Константин Тоцкий подчеркнул, что важной составной частью торгово-экономических связей между сопредельными районами России и Китая является создание приграничных торговых комплексов (ТК). ФПС России, по сообщению ИТАР-ТАСС, участвует в согласовании проектов создания российских частей торговых комплексов Забайкальск - Маньчжурия и Пограничный - Суйфэньхэ, в том числе в сфере обеспечения охраны государственной границы в период строительства ТК и их последующего функционирования. «Мы считаем необходимым ускорить ввод в эксплуатацию российских частей ТК, это позволит освободить действующие пункты пропуска от лиц, занимающихся челночной торговлей под видом безвизового туризма», - отметил Константин Тоцкий.
     «Торговые комплексы на российско-китайской границе задумывались как участки по обе стороны границы с льготным режимом внешнеэкономической деятельности и упрощенным порядком пересечения границы», - отметил глава ФПС РФ. Вместе с тем в трех созданных ТК: Забайкальск - Маньчжурия, Благовещенск - Хэйхэ, Пограничный - Суйфэньхэ, действуют только китайские части, ставшие каналом наращивания «серого» экспорта из КНР в Россию, подчеркнул он. По разным оценкам, их ежегодно посещают около полумиллиона россиян, которые закупают и ввозят в Россию китайские потребительские товары на сумму в несколько десятков миллиардов рублей.
     Развитие регионального сотрудничества наталкивается, однако, на демографическую проблему. Сегодня в российских СМИ довольно активно обсуждается вопрос миграции из КНР на Дальний Восток, которая связывается с наличием у Пекина неких экспансионистских планов. Но здесь явное передергивание фактов. Да, отток населения с северных районов и Дальнего Востока внутрь России огромен. Настолько, что в ближайшие десятилетия, как считают специалисты, рабочая сила станет важнейшим дефицитом экономики этого региона. Очевидно также и то, что единственным естественным источником сохранения стабильного демографического равновесия здесь пока являются китайцы. Но это проблема России, а не козни и уж тем более не злонамеренные планы Китая. Решение ее видится, с одной стороны, в принятии Москвой соответствующего политического решения и усилении инвестиций в регион с целью привлечения туда россиян, а с другой – в организации миграционного процесса таким образом, чтобы он приносил пользу и Дальнему Востоку, и Китаю.
     На предстоящей в Пекине российско-китайской встрече на высшем уровне не планируется подписание соглашения о военном сотрудничестве. Об этом, как сообщает ИТАР-ТАСС, заявил директор первого департамента Азии Евгений Афанасьев. Тем не менее эта область сотрудничества занимает значительную часть в российско-китайских отношениях. Как известно, Китай стремится иметь армию, оснащенную самым современным вооружением, что, в частности, подчеркнуто и в документах ХVI съезда КПК. И многие их виды Пекин закупает в России. Например, недавно достигнута взаимная договоренность о продаже Китаю восьми российских дизель-электрических подводных лодок проекта 636, оснащенных ракетными системами «Клаб», партии зенитно-ракетных систем С-300ПМУ, а также партии (от 30 до 40) многофункциональных истребителей Су-30МКК с противокорабельной ракетой Х-31А. Кроме того, продолжается строительство двух эсминцев проекта 956ЭМ («Современный»), оснащенных крылатыми ракетами 3М-80Е (ранее ВМС уже получили два таких корабля). По самым скромным подсчетам, ежегодно Россия от экспорта вооружения сможет получать около 1,5 млрд. долларов. Вместе с тем Москва постоянно подчеркивает, что военное и военно-техническое сотрудничество с Китаем осуществляется с учетом международных обязательств и не направлено против третьих стран.
     В ходе предстоящего визита Владимира Путина в Пекин будет, как сообщается, принято политическое заявление, которое зафиксирует итоги переговоров российского Президента с китайским руководством. Кроме того, планируется подписать ряд соглашений по конкретным вопросам двустороннего сотрудничества.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker