на главную страницу

30 Ноября 2002 года

Армия и общество

Суббота

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 24 сентября 2002 г. № 697 г. Москва

Игорь ХАТНЮК, «Красная звезда».



     О внесении изменений и дополнений в Типовое положение о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1999 г. № 650
     Правительство Российской Федерации постановляет:
     Утвердить прилагаемые изменения и дополнения, которые вносятся в Типовое положение о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1999 г. № 650 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 27, ст. 3361).
     Председатель Правительства
     Российской Федерации
     М. КасьЯнов.

     

     УТВЕРЖДЕНЫ
     постановлением Правительства
     Российской Федерации
     от 24 сентября 2002 г. № 697

     ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ,
     которые вносятся в Типовое положение
     о военном образовательном учреждении
     высшего профессионального образования, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1999 г. № 650
     1. По тексту Типового положения слова: «военные образовательные программы» в соответствующем падеже заменить словами: «профессиональные образовательные программы» в соответствующем падеже.
     2. В пункте 2:
     исключить слова: «Министерства юстиции Российской Федерации»; после слов: «Федеральной службы Железнодорожных войск Российской Федерации» включить слова: «Федеральной службы специального строительства Российской Федерации».
     3. Подпункт 4 пункта 3 после слова: «обороноспособности» дополнить словами: «и безопасности».
     4. Пункт 5 изложить в следующей редакции:
     «5. Устанавливаются следующие виды высших военно-учебныхзаведений: военная академия, военный университет и военный институт.
     Военная академия:
     реализует профессиональные образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования, осуществляет подготовку, переподготовку, профессиональную переподготовку и (или) повышение квалификации офицеров (младших, старших и высших), научно-педагогических и научных кадров для определенной области военно-профессиональной, научной и научно-педагогической деятельности;
     выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в области военных наук по актуальным проблемам обеспечения обороноспособности и безопасности страны;
     является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности.
     Военный университет:
     реализует профессиональные образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования;
     осуществляет подготовку, переподготовку, профессиональную переподготовку и (или) повышение квалификации офицеров (младших и старших) для определенной области военно-профессиональной деятельности;
     выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования;
     является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности.
     Военный институт:
     реализует профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования;
     осуществляет подготовку, профессиональную переподготовку и (или) повышение квалификации офицеров (младших и старших) для определенной области военно-профессиональной деятельности, ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования».
     5. В пункте 6 абзац первый изложить в следующей редакции:
     «6. В состав высшего военно-учебного заведения могут входить кафедры и факультеты по направлениям (специальностям) подготовки офицеров. Высшее военно-учебное заведение может иметь филиалы, научные и научно-исследовательские подразделения, подразделения слушателей и курсантов, подразделения послевузовского и дополнительного профессионального образования, учреждения (организации) обеспечения и другие структурные подразделения».
     После абзаца первого включить абзацы следующего содержания:
     «В составе военной академии и военного университета в качестве структурных подразделений, осуществляющих в рамках уставной деятельности высшего военно-учебного заведения автономную образовательную, научную либо научно-исследовательскую деятельность, могут быть созданы военный и (или) научно-исследовательский институты.
     Структурное подразделение высшего военно-учебного заведения не является юридическим лицом. Статус и функции структурного подразделения определяются положением, утверждаемым в порядке, предусмотренном уставом высшего военно-учебного заведения».
     6. Абзац первый пункта 7 изложить в следующей редакции:
     «7. Наименование высшего военно-учебного заведения устанавливается при его создании и изменяется в обязательном порядке при изменении его статуса. Если в наименовании высшего военно-учебного заведения употребляется специальное название (военная консерватория и другие названия), наряду с ним указывается вид высшего военно-учебного заведения. Если в наименовании высшего военно-учебного заведения употребляются специальные слова (общевойсковое, ракетное, танковое, артиллерийское и другие, указывающие на принадлежность к Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам) или указывается принадлежность к федеральному органу, слово «военное» может не употребляться».
     7. Пункт 10 после слова «подготовка» дополнить словом «переподготовка».
     8. Заголовок раздела III изложить в следующей редакции:
     «Образовательная и научная деятельность высшего военно-учебного заведения».
     9. Пункт 11 изложить в следующей редакции:
     «11. В высших военно-учебных заведениях при наличии соответствующей лицензии могут реализовываться профессиональные образовательные программы среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального образования (далее именуются - основные профессиональные образовательные программы), а также образовательные программы дополнительного профессионального образования.
     Основные профессиональные образовательные программы включают в себя:
     государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников, которые устанавливаются соответствующим государственным образовательным стандартом, и квалификационные требования к военно-профессиональной (специальной) подготовке выпускников, которые являются дополнением к соответствующим государственным образовательным стандартам и устанавливаются федеральным органом;
     учебный план, программы учебных дисциплин, практики, стажировок и итоговой аттестации.
     Реализация профессиональных образовательных программ осуществляется высшими военно-учебными заведениями в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
     Министерство образования Российской Федерации по согласованию с федеральными органами определяет порядок реализации высшими военно-учебными заведениями государственных образовательных стандартов».
     10. Пункт 13 изложить в следующей редакции:
     «13. Сроки освоения профессиональных образовательных программ, реализуемых высшим военно-учебным заведением, определяются государственными образовательными стандартами и (или) квалификационными требованиями к военно-профессиональной (специальной) подготовке выпускников».
     11. Пункт 14 дополнить абзацем следующего содержания:
     «Высшее военно-учебное заведение оценивает качество освоения профессиональных образовательных программ путем осуществления текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся и итоговой аттестации выпускников».
     12. Пункт 17 дополнить абзацем следующего содержания:
     «Оценка научной деятельности высшего военно-учебного заведения и ее взаимосвязи с образовательным процессом осуществляется федеральным органом. Результаты оценки научной деятельности составляют часть общей оценки деятельности высшего военно-учебного заведения при его государственной аккредитации и являются одним из оснований для установления (подтверждения) вида высшего военно-учебного заведения».
     13. В абзаце втором пункта 18 слова: «профессорско-преподавательского и научного состава» заменить словами: «научно-педагогического состава».
     14. Абзац первый пункта 23 изложить в следующей редакции:
     «23. К постоянному составу высшего военно-учебного заведения относятся руководящий, научно-педагогический (профессорско-преподавательский состав и научные работники), инженерно-технический, административно-хозяйственный состав, командиры подразделений слушателей и курсантов, производственный и учебно-вспомогательный персонал, а также военнослужащие и гражданский персонал воинских частей (подразделений), учреждений и организаций обеспечения».
     15. В пункте 24 в абзаце втором после слов: «зачисленные в» включить слово: «военную»;
     в абзаце пятом слова: «военных академиях» заменить словами: «высших военно-учебных заведениях».
     16. Пункт 25 изложить в следующей редакции:
     «25. Права, обязанности и ответственность слушателей, курсантов, докторантов и адъюнктов определяются законодательством Российской Федерации, общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации и уставом высшего военно-учебного заведения.
     За невыполнение профессиональной образовательной программы, нарушение требований общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации слушатели, курсанты, докторанты и адъюнкты могут быть отчислены из высшего военно-учебного заведения.
     Порядок отчисления из высшего военно-учебного заведения, а также восстановления, поступления на военную службу при восстановлении, перевода слушателей, курсантов, докторантов и адъюнктов из одного высшего военно-учебного заведения в другое устанавливается нормативными правовыми актами федерального органа в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о прохождении военной службы».
     17. Пункт 26 изложить в следующей редакции:
     «26. Подготовка научно-педагогических и научных кадров (руководящего, профессорско-преподавательского состава и научных работников) в высших военно-учебных заведениях осуществляется в военной докторантуре, адъюнктуре, путем перевода соискателей ученых степеней на должности старших научных сотрудников для подготовки докторских диссертаций, а также путем соискательства».
     
Комментарий начальника 5-го управления — заместителя начальника Главного управления кадров Минобороны РФ генерал-лейтенанта Олега СМИРНОВА

     - Олег Евгеньевич, чем была вызвана разработка Типового положения о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования?
     - До 1999 года федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная служба и осуществляется подготовка офицеров, разрабатывали собственные положения, инструкции и другие документы, руководствуясь прежде всего ведомственными интересами и опытом своих вузов. Это неизбежно приводило к неоправданным различиям в решении одних и тех же вопросов, существенно затрудняло взаимодействие. Объективно назрела необходимость разработки единого положения, в котором нашли бы отражение вопросы профессионального отбора на учебу, содержания и реализации учебного процесса, организации и обеспечения повседневной деятельности вузов, жизни и быта курсантов и слушателей... Такое Положение, утвержденное Правительством России в 1999 году, стало первым в истории военного образования документом государственного уровня, устанавливающим единое правовое поле для всех военно-учебных заведений независимо от их ведомственной принадлежности. При этом Типовое положение предоставило силовым министерствам и ведомствам достаточно широкие полномочия для учета особенностей обучения и предстоящей служебной деятельности выпускников. На его основе в министерствах и ведомствах сформировано новое поколение рабочих документов, непосредственно регламентирующих деятельность вузов. В министерстве таким документом стало Руководство по организации работы высшего военно-учебного заведения, утвержденное приказом министра обороны № 10 от 2000 года. Внесение изменений и дополнений в него сегодня в свою очередь вызвано тем, что за три года издан целый ряд нормативных правовых актов, регламентирующих как вопросы прохождения военной службы, так и профессионального образования. Выявилась также недостаточная их проработанность в самом Типовом положении. Все это потребовало определенных коррективов, которые внесены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2002 г. № 697.
     - Какова ожидаемая отдача от внесенных изменений и дополнений в совершенствовании системы военного образования, повышении качества образовательного процесса?
     - Практическую пользу можно показать на нескольких примерах. Первый из них: в статью шестую внесено дополнение, согласно которому «в составе военной академии и военного университета в качестве структурного подразделения, осуществляющего автономную образовательную, научно-педагогическую или научную деятельность, может быть создан военный и (или) научно-исследовательский институты». Это дополнение направлено на решение одной из ключевых проблем системы военного образования — оптимизацию сети вузов, обеспечение последовательного перехода от малочисленных вузов к крупным учебно-научным комплексам. Проблема особенно остро стоит в связи с сокращением численности Вооруженных Сил и, как следствие, сокращением кадрового заказа на подготовку офицеров.
     Укрупнение вузов, интеграция военного образования и науки позволят сохранить и укрепить сложившиеся научные школы, увеличить вклад вузовской науки в решение актуальных проблем обеспечения безопасности страны. Тесная связь учебного и исследовательского процессов создаст также благоприятные условия для привлечения слушателей и курсантов к активной исследовательской деятельности.
     Второй пример связан с новой редакцией статьи одиннадцатой. Ее принципиальная особенность в том, что для военно-учебных заведений в состав профессиональных образовательных программ, по которым осуществляется подготовка офицеров, наряду с государственными образовательными стандартами включены квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников.
     В статье указывается также, что квалификационные требования, устанавливаемые заказчиками военных кадров, являются дополнением к соответствующим государственным образовательным стандартам. При этом на Министерство образования России возлагается разработка по согласованию с федеральными органами, имеющими вузы, особого порядка реализации госстандартов в военно-учебных заведениях.
     Необходимость этих дополнений продиктована двумя обстоятельствами: переходом высшей школы к системе государственных образовательных стандартов и законодательно введенным обучением курсантов по двум специальностям: военной и родственной ей гражданской. Тем самым перед военно-учебными заведениями поставлена задача: реализовать в процессе учебы одновременно две группы требований. Первая - требования госстандартов, ориентированных, как правило, на проектно-конструкторскую и производственно-технологическую деятельность инженера. Вторая - требования к служебной деятельности офицера, которая наряду с боевым применением и технической эксплуатацией оружия и военной техники предусматривает также руководство воинскими коллективами в мирное время и в боевой обстановке, организацию и обеспечение боя, обучение и воспитание подчиненных.
     - Какие перспективы открываются в связи с этим для профессорско-преподавательского состава, слушателей и курсантов?
     - Все, о чем было сказано, направлено на повышение профессионализма офицерского корпуса страны. Для профессорско-преподавательского состава положительное значение будут иметь упорядочение профессиональной терминологии, приведение ее в соответствие с новыми требованиями. Речь идет, в частности, о четком разделении таких понятий, как текущий контроль успеваемости, промежуточная аттестация обучающихся и итоговая аттестация выпускников, целого ряда других.
     Для слушателей и курсантов большой интерес представляет новая редакция последнего абзаца статьи двадцать пятой. Она предоставляет право министерствам и ведомствам, имеющим военно-учебные заведения, устанавливать порядок восстановления на учебу и перевода из одного вуза в другой. Отсутствие четкой регламентации этих процедур нередко приводило к конфликтным ситуациям, порождало жалобы в органы военного управления. В Министерстве обороны этот порядок будет детально изложен с учетом особенностей и порядка прохождения военной службы при внесении изменений и дополнений в Руководство по организации работы высшего военно-учебного заведения.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker