на главную страницу

30 Ноября 2002 года

Культура

Суббота

«Надо не бояться жертвовать своей кровью»

ANOT Юрий БЕЛИЧЕНКО, «Красная звезда».



Исполнилось 160 лет со дня рождения Василия Васильевича Верещагина, русского художника, словно титул добавлявшего к наименованию своей профессии слово «военный». И недаром. Уж очень отличались его полотна и взгляд на войну от воззрений и работ тех, кто причислял себя к баталистам.

     Мне довелось когда-то побывать в Череповце, постоять у его родительского дома со скромной мемориальной доской на фасаде. Крыло забывчивого времени словно бы прикрывало его своей тенью. А ведь в конце XIX века известность Верещагина была велика. «В те времена, - писал один из его будущих оппонентов из «Мира искусства» А. Бенуа, - за границами России из русских художников только его и признавали, в России же многие почитали Верещагина за какого-то мага живописи, до которого всем западным новаторам, как до неба».
     Характер у Верещагина был трудный: резкий, строптивый. Успех сделал поведение его независимым. Он мог, к примеру, позволить себе хоть и вежливо, но отказать наследнику престола в посещении своей мастерской. Его выставки с триумфом прошли по столицам Европы и городам Америки. Его полотна, привлекавшие рядового зрителя, вызывали подчас острое негодование у высокопоставленных военных. Из-за упреков туркестанского генерал-губернатора генерала Кауфмана, к примеру, он вынужден был собственноручно уничтожить три своих работы. На его берлинскую выставку прусское военное начальство запретило ходить солдатам и не рекомендовало посещать ее офицерам. Боялись утраты боевого духа, смены корневых представлений. Верещагин стал возмутителем общественного спокойствия Европы и России. Он впервые показал войну, далекую от победных реляций, ее физиологию: пот, кровь, ее труды, ее потери, ее героизм, достигаемый через смерть и страдания. Полотна Верещагина несли себе непривычную зрителю правду о войне, ее убитых, раненых, пленных, трофеях, победителях и побежденных, равно повинных в происходящем. О ее реальных человеческих итогах, венчающих подписанный мир пирамидами из черепов. Даже в том, что в одном из балканских полотен художник посадил российского самодержца на походный стул, а не на коня, станут усматривать отсутствие патриотизма. Но Верещагин был упрям. «Я никогда не видел правдивых картин войны, - писал он еще в юности, - и твердо решил представить все так, как оно есть в действительности».
     А начиналась его жизнь у берегов Шексны в Череповце. Отец Верещагина, выросший в эпоху Николая I, не мыслил для сына иной карьеры, чем военная. И определил его на учебу в Морской корпус. Учился Верещагин хорошо, окончил курс фельдфебелем гардемаринской роты, но вот незадача: для плаваний оказался непригоден, поскольку сильно страдал морской болезнью. А тут еще и увлечение рисованием. И в 1860 году, едва лишь начав военно-морскую карьеру, юноша Верещагин подает в отставку и поступает в школу российской Академии художеств, чтобы учиться живописи. Потом продолжает учебу в Париже. Посещает не вполне еще замиренный Кавказ, делая живые наброски.
     Вот тут и застает молодого художника предложение генерала Кауфмана отправиться с ним в экспедицию для покорения Туркестана. Верещагин приезжает в Самарканд, занятый русскими войсками 2 мая 1868 года, и не может не поразиться красоте и величию его древних дворцов, мавзолеев и мазаров. И вскоре получает боевое крещение. Он оставался в городе в составе небольшого гарнизона, когда случилось восстание и Самарканд оказался в осаде. Осада была жестокой, изобиловала кровопролитными схватками. Верещагин вел себя мужественно и заслужил Георгиевский крест, который впоследствии носил на гражданской одежде. Художник участвовал во всех крупных экспедициях Туркестанского похода. Делал наброски с натуры. «Изнутри» войны наблюдал ее сцены и эпизоды. Итогом явилась знаменитая Туркестанская серия его работ, получившая небывалый успех и в России, и в Европе. В ней были не только незнакомая зрителю экзотика Средней Азии, не только философски осмысленные картины и эпизоды войны, но и отчетливо звучала тема небывалого героизма и мужества русского солдата, идущая от предков, свойственная ему искони. Уже одни названия картин впрямую говорят об этом: «Сдавайтесь! - Никогда». Или «Нападают врасплох. Ляжем костьми».
     Особое раздражение высокопоставленных зрителей вызвала картина «Забытый» - непогребенный труп русского солдата, оставленный на поле боя в окружении пирующих ворон. Художника обвинили в «оклеветании русской армии». В «непатриотичности». По привычке утверждая, что русские не бросают своих павших на поле боя непогребенными. Увы, такое случается порой и доныне.
     После Туркестана Верещагин много путешествует. Он в полной мере ощутил в себе воспетый Киплингом «зов Востока». Едет в Индию. Живет в Гималаях. Запечатлевает на полотнах людей и замечательные памятники старины этой извечно притягательной для русских страны.
     Русско-турецкая война 1877 года вновь призывает художника к себе. Он совершает вместе с войсками поход по Дунаю. С товарищем своим по Морскому корпусу на лодке «Шутка» идет в атаку на турецкий монитор. Художника ранят. Залечив ранение, он отправляется вместе со Скобелевым к Шипке, участвует в набеге на Адрианополь. Вот как рассказывает о нем наблюдавший Верещагина в бою журналист Немирович-Данченко: «28-го Скобелев повел войска на штурм. Несколько редутов взяли штыками. Бой был упорный и отчаянный. Кругом люди падали, как мухи. С злобным шипением пули уходили в снег Казанлыкской долины, другие, словно вихрь, проносились мимо, и посреди этого ада В.В. Верещагин, сидя на своей складной табуретке, набрасывал в походный альбом общую картину атаки».
     А она была безрадостной, эта картина, несмотря на громкие победы. Слишком много доблестной русской крови впитала тогда балканская земля. Художник отказался от золотого оружия, к которому был представлен как участник сражений. Его картины о той войне - прямое обвинение всем, кто ее развязал. «Дорога в Плевну», «Панихида», «После атаки», «На Шипке все спокойно» - каждое полотно буквально кричит о потерях. Зрителя поражала правдивость деталей, неожиданность сюжетов, придумать которые было бы попросту невозможно. Именно в этом и состояло главное творческое кредо художника. «Выполнить цель, которой я задался, - напишет Верещагин в каталоге своей нью-йоркской выставки позже, - дать обществу картины настоящей, неподдельной войны нельзя, глядя на сражение в бинокль из прекрасного далека, а нужно самому все прочувствовать и проделать, участвовать в атаках, штурмах, победах, поражениях, испытать голод, болезни, раны... Нужно не бояться жертвовать своей кровью, своим мясом, иначе картины мои будут «не то».
     У Верещагина впереди много путешествий по миру, много выставок, много славы и много врагов. В начале 80-х он вроде бы успокоится, построит дачу на Серпуховской дороге под Москвой, напишет серию полотен, посвященных войне 1812 года, заново переосмысливая в ней и роль народа, и роль ее полководцев. Художнику уже за шестьдесят, но русско-японская война вновь зовет его сердце на фронт. Видать, ему, всю жизнь писавшему войну, судьба была умереть именно на войне. 31 марта 1904 года в Порт-Артуре подрывается на японской мине флагманский броненосец «Петропавловск». Вместе с прославленным русским адмиралом Макаровым на борту его был и Верещагин. Он погиб, как и жил, стоя на палубе уже тонущего корабля и занося в свой походный альбом картину развернувшегося сражения...


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker