Перейти на главную страницу

30 Ноября 2002 года

РОСТО

Суббота




Путевка в жизнь

    Ежегодное успешное выполнение Балашихинским объединенным горвоенкоматом заданий по призыву – факт по нынешним временам неординарный. Особенно впечатляет 130-процентный результат, достигнутый местным ОГВК в весеннюю призывную кампанию 2002 года. Да и текущая осенняя кампания не дает поводов для беспокойства. И это при том, что здесь, как и в среднем по стране, «во солдаты» идет примерно лишь 20-я часть общего числа лиц призывного возраста.
    

    Школа Козлова

    Разбросанная островками среди лесного массива Балашиха – отнюдь не оазис благополучия на фоне социально-демографических реалий, типичных для других подмосковных городов. При наличии промышленных предприятий и учебных заведений существует свой процент безработицы. Есть и местная «братва», под влияние которой рискуют попасть многие ребята допризывного возраста. Однако уличным «университетам» есть альтернатива в виде спортивных клубов и секций, действующих под эгидой городского совета РОСТО и при поддержке главы Балашихи Владимира Самоделова.
    Сеть из нескольких юношеских клубов, специализирующихся на автоспорте, а также стрелковых, радио- и технических секций в девяти средних школах района создана при непосредственном участии и материально-технической помощи со стороны Балашихинской автомобильной школы РОСТО. Автошколу уже 13 лет возглавляет полковник запаса Виктор Козлов, чьи энергия и энтузиазм во многом способствовали развитию в районе на весьма серьезном уровне автомобильных видов спорта. С 1992 года здесь проведены более 40 областных автокроссов. В том числе – завоевавшие всероссийскую известность соревнования на Призы памяти трижды Героя Советского Союза А.И. Покрышкина. Большой популярностью у школьников пользуются состязания картингистов, спартакиады по военно-прикладным дисциплинам. Разумеется, и курсанты автошколы, овладевая воинской специальностью водителя-электромеханика, параллельно осваивают стрелковое дело, нормативы по физической подготовке. Призы победителям школьных соревнований – наручные часы, радиоприемники.
    Невольно задаешься вопросом: неужели автошкола РОСТО с ее далеко не безграничными возможностями способна в районном масштабе добиться того, чтобы юноши не пополняли ряды уличной шпаны, а приобретали знания, навыки и закалку, полезные в армейской службе и последующей гражданской жизни? К сожалению, для такого размаха не хватает квалифицированных кадров и средств. И все-таки сотни бывших курсантов и воспитанников спортклубов благополучно отслужили срочную, а сейчас шоферят на дорогах Подмосковья. К тому же пример Козлова побудил руководителей балашихинских предприятий и организаций подключиться к начатому им делу, протянуть руку сотрудничества.
    Зная Виктора Ивановича, не удивляешься тому, как легко он завоевывает союзников. До его назначения, состоявшегося в 1989 году, роль тогда еще досаафовской автошколы в военно-патриотической и особенно спортивной работе оценивалась куда как скромно. Да что там спорт – все хозяйство пребывало в упадке. Два года пришлось Козлову приводить школу в порядок, попутно изучая бухучет, КЗОТ... Ведь пришел он на эту должность из войск, не зная гражданской специфики. Вскоре принял на баланс чахнувший до той поры стрелковый тир. 15 дорогих спортивных винтовок от хранения в подвале пришли в негодность – образовались раковины в стволах. То, что удалось спасти, поместили в специально оборудованную оружейную комнату, отремонтировали помещения, и тир вновь заработал.
    Молва о решительном характере и незаурядных деловых качествах Козлова постепенно распространилась за пределы Балашихи. Однажды, когда на областном совете РОСТО решался вопрос, кто возглавит Балашихинскую городскую организацию, Козлов вдруг сказал: «Я смогу!» Председатель облсовета вначале опешил, но, выслушав начальника автошколы, согласился. Доводы Козлова были предельно просты: все оборонно-массовые мероприятия городского и районного масштаба обеспечиваются автошколой, которая располагает материальными, людскими, финансовыми ресурсами. Так не лучше ли объединить руководство в одних руках? Как, например, в Орехово-Зуевской и некоторых других организациях Московской области.
    Наряду с новыми заботами у Козлова появились дополнительные возможности для налаживания контактов с городской администрацией, предприятиями. Благодаря помощи шефов удалось восстановить неисправную технику, начать переоборудование классов.
    На первом кроссе имени А.И. Покрышкина присутствовал главком ВВС, которого конечно же заинтересовал тот факт, что автошкола готовит водителей для обслуживания авиационных частей. С тех пор ВВС взяли шефство над хозяйством полковника Козлова. Соответственно лучше стал соблюдаться принцип целенаправленного, или, как еще говорят, адресного призыва выпускников. Случаи, когда отучившиеся в автошколе призывники проходят службу не по своей военно-учетной специальности, - давняя головная боль Козлова и его коллег. «Самое обидное, - говорит начальник автошколы, - что вхолостую расходуются бюджетные средства, которых и так кот наплакал».
    
«Ребята мне как сыновья»

    Частично решить проблему финансирования подготовки специалистов помог объединенный горвоенкомат. При содействии военного комиссара полковника Юрия Копцика балашихинский и реутовский центры занятости взялись вкладывать средства со своей бюджетной статьи в подготовку водителей-электромехаников при условии, что ребята после армии будут трудиться на предприятиях этих районов. И это далеко не единственный пример тесного взаимодействия с ОГВК, который, направляя юношей на учебу в автошколу, разумеется, заинтересован в пополнении призывного контингента ее выпускниками.
    - Что касается обеспечения целенаправленного призыва, тут далеко не все зависит от нас, работников городского военкомата, - рассказывал полковник Копцик, когда мы встретились в один из дней работы призывной комиссии. - Несоответствия обычно возникают уже в войсках. Командиры частей стремятся в первую очередь укомплектовать должности водителей транспортных средств, порой не учитывая в полной мере характер воинской специальности выпускников автошколы РОСТО. А ведь они не просто мастера крутить «баранку», но еще и электромеханики, что предполагает их узкоспециальное предназначение. Чтобы исключить, а при необходимости и исправлять подобные казусы, нужна информация о том, кто куда попадает служить. Но военкомат не в силах отслеживать путь каждого призывника. И все же есть у нас своего рода механизм обратной связи.
    Юрий Анатольевич показал мне внушительных размеров папку, в которой содержится весьма разнообразная информация от солдатских родителей о том, как служится их сыновьям. Немало сообщений о поездках на присягу, о знакомстве с командованием, отзывов о бытовых условиях, питании в частях. А подчас и тревожные сигналы. Иногда полковнику Копцику приходится, сев у телефона, срочно решать проблемы, о которых он узнает из диалогов с солдатскими родителями в прямом эфире балашихинского ТВ.
    - Бывает, мать жалуется, что сын не пишет, и тогда через Главное организационно-мобилизационное управление Генштаба выясняю «координаты» войсковой части, дозваниваюсь до командира, - вспоминает Юрий Анатольевич. - А однажды после разговора в прямом эфире мы решили проблемы, связанные с лечением и реабилитацией солдата, получившего травму.
    - А вы своего сына отправили бы служить? - спросила в 1998 году у только что назначенного военкомом Копцика главный редактор Балашихинского радио «Берег надежды» Валентина Чубенко.
    - У меня дочь, - ответил Юрий Анатольевич. - Но мне 38 лет, и, будь у меня сын, он уже достиг бы призывного возраста. Значит, сегодняшние призывники годятся мне в сыновья, и я все сделаю, чтобы у их родителей не болела душа.
    Слова с делами у полковника Копцика не расходятся. В военкомате два раза в год - 1 апреля и 1 октября - проводятся дни открытых дверей, в приемные дни - встречи с призывниками и их родителями и, конечно, регулярные диалоги в прямом эфире. Во главу работы с людьми военный комиссар поставил максимальную гласность и открытость. В мероприятиях участвует и полковник Козлов, поскольку, как уже было сказано, в его автошколе прошли подготовку многие балашихинские призывники. И получили не просто воинскую специальность, а настоящую путевку в жизнь. С одним из них – Данилой Церулевым довелось побеседовать после того, как он успешно прошел призывную комиссию. Во врученной ему повестке значилось: «воздушно-десантные войска».
Данила, выросший в простой многодетной семье, не только именем, но и своей прямотой и непосредственностью напомнил главного героя кинофильма «Брат». Спрашиваю: «Не просился служить поближе к дому?»     - Рядом с домом – не служба, а пионерский лагерь. Армия должна воспитывать терпение, характер.
    - А дедовщины не боишься?
    - Лучше, конечно, служить с ребятами своего призыва. Но в случае чего могу постоять за себя. Боксом занимался.
    - Доволен, что стал водителем?
    - Конечно! В ПТУ выучился на столяра-плотника, но больше нравится автомобиль. Это автошкола повлияла. Спасибо нашему преподавателю Александру Сергеевичу Алешину.
    Короткий диалог с Данилой Церулевым вселил уверенность в том, что и в армии он будет, как говорится, при деле, да и после увольнения его не постигнет участь неприкаянного кинематографического тезки. Потому что есть в руках надежное ремесло. И есть пример старшего брата Андрея, который тоже отучился в Балашихинской автошколе РОСТО, отслужил в армии водителем и не изменил избранной профессии на гражданке.
    На снимках: В.И. КОЗЛОВ с юными картингистами; военком Ю.А. КОПЦИК; призывник Данила ЦЕРУЛЕВ.
 ||  Андрей КУРНЯЕВ.



Профессия – спорт на грани

    Дело для вас
    29 мая этого года в Российской государственной академии физической культуры (РГАФК) создана кафедра прикладных видов спорта (ПВС). О целях и задачах, которые стоят перед преподавателями и студентами, обучающимися на кафедре ПВС, наш разговор с ее заведующим заслуженным тренером России, профессором А.Н. Блеером.
    - Александр Николаевич, как возникла идея создания кафедры столь специфического профиля?
    - Идея готовить специалистов по прикладным, экстремальным видам, можно сказать, давно назревала. А с конкретным предложением образовать нашу кафедру в РГАФК обратились такие организации, как ЦС РОСТО, российские федерации альпинизма, рукопашного боя, автомобильного, мотоциклетного, парашютного и подводного спорта. По роду своей деятельности (А.Н. Блеер служил в Минюсте и уволился в ранге советника юстиции 1-го класса. – М.Ш.) мне приходилось общаться с людьми из специальных подразделений разных силовых ведомств, и они в свою очередь тоже говорили о необходимости создания кафедры такого рода. Так что наша кафедра – это отклик на объективные запросы нашего времени. Она открывает новое направление в сфере физической культуры и спорта, связанное с деятельностью человека в экстремальных условиях на земле, в воде и воздухе. Для реализации этого направления требуется не узкопрофильная подготовка в традиционных видах спорта, а интегральный опыт, накопленный в олимпийских дисциплинах, технических и прикладных видах спорта, бурно развивающихся в современном обществе подвидах экстремальной деятельности (рукопашный бой, дайвинг, экстремальное вождение, парашютизм и т.д.).
    Кафедра ПВС создана для подготовки специалистов универсального профиля, которые всегда востребованы в Вооруженных Силах, правоохранительных органах (антитеррористических подразделениях), службе спасения, а также в спортивных клубах и детско-юношеских школах, осуществляющих допризывную подготовку молодежи.
    - То есть спрос рождает предложение?
    - Конечно, ведь есть реальные люди, которые реально занимаются, например, горным туризмом, а тренеров по горному туризму нет. Наша кафедра призвана создать теоретическую и методическую базы для подготовки специалистов-методистов в этих видах человеческой деятельности.
    - А какие специализации представлены на кафедре?
    - Автомобильный спорт (картинг, трековые гонки, ралли, автомногоборье, кольцевые гонки), мотоциклетный спорт (мотокросс, мотобол, трековые, шоссейно-кольцевые гонки), альпинизм (высотные восхождения, скалолазание, промышленный альпинизм, горный туризм), подводный спорт (дайвинг, подводное ориентирование, водолазная подготовка), парашютный спорт (групповая акробатика, купольная акробатика, классический парашютизм, парашютное многоборье), рукопашный бой. Причем специализация рукопашного боя существует в РГАФК уже третий год. Изначально она была выделена как отдельная специализация на кафедре спортивных единоборств.
    - Кто предоставил базы для практической деятельности кафедры?
    - РГАФК обеспечила нам возможность использовать в учебном процессе спортивные залы, бассейн и автодромы; РОСТО – авиаклубы, аэродромы и учебные центры, а специализированные клубы по альпинизму и подводному спорту предоставили свои площади… На нашей кафедре впервые в России объединились люди, занимающиеся прикладными видами спорта, и, естественно, каждый привнес сюда свои наработки, опыт и свои базы.
    - Кафедра - это не только обучение, но еще учебно-методическая и научно-исследовательская работа. Какие направления планируются в этой сфере?
    - Мы планируем три основных направления: анализ жизнедеятельности человека в экстремальных условиях, связанных с риском для жизни; разработка педагогических технологий интенсивной подготовки, востребованных в прикладной сфере развития современного общества, и создание новых форм, средств и методов физического воспитания молодежи, связанных с активной и безопасной деятельностью в сложных и опасных условиях. На базе нашей кафедры ЦС РОСТО собирается создать учебно-методический центр по техническим и прикладным видам спорта.
    - Насколько известно, специализация по автомотоспорту уже давно существует в академии…
    - Действительно, эта специализация открыта в нашем учебном заведении еще в 1969 году. С тех пор были подготовлены более 400 специалистов для системы ДОСААФ и РОСТО. Среди них - шесть заслуженных мастеров спорта, тридцать восемь мастеров спорта международного класса, девять заслуженных тренеров СССР и России. Специализацию возглавляет заслуженный тренер РФ, профессор Э.С. Цыганков. Прикладным направлением работы кафедры в области автомобильного и мотоциклетного спорта стала система контраварийной подготовки, разработанная для водителей всех категорий транспортных средств, сотрудников спецслужб и спортсменов. Эта система, не имеющая аналогов в мировой практике, адаптирована для российских дорог и позволяет успешно справляться с критическими ситуациями любой степени сложности. Опыт и методический багаж, наработанные специалистами по авто- и мотовидам, очень пригодились нам при организации обучения по другим четырем базовым видам спорта, составляющим основу кафедры. Надеюсь, кто-то из читателей «Красной звезды» станет студентом РГАФК и будет обучаться на нашей кафедре.
     Максим ШАКИРОВ, «Красная звезда».
    * * *
    Прокомментировать этот материал и разъяснить роль РОСТО в организации кафедры ПВС мы попросили заместителя председателя ЦС РОСТО – начальника управления спорта полковника Владимира Малица.
    - Владимир Николаевич, расскажите, пожалуйста, как все начиналось?
    - Сначала был телефонный разговор с Валерием Кузиным, который в то время был ректором РГАФК. Так сказать, мысли о наболевшем. В результате со стороны академии поступило письменное обращение к Центральному совету РОСТО с предложением предоставить списки кандидатов на обучение.
    - Как сегодня ЦС РОСТО взаимодействует с кафедрой?
    - Плодотворно. Недавно я встречался с заведующим кафедрой, и мы наметили план дальнейших взаимодействий.
    Сейчас РОСТО и академия готовят к подписанию проект договора о сотрудничестве, в котором каждая из сторон возьмет на себя ряд обязательств.
    Согласно проекту договора академия будет предоставлять студентам возможность прохождения практики в учреждениях РОСТО, привлекать свой научный потенциал к разработкам РОСТО, выделять специалистов для подготовки программ, положений и других нормативно-правовых актов по развитию авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта. При Высшей школе тренеров будут созданы специализации по видам спорта, культивируемым в РОСТО, где смогут обучаться спортсмены сборных команд РФ. На базе высшего образования они смогут стать высококвалифицированными специалистами-тренерами.
    Нынешние наставники спортсменов РОСТО смогут повысить свой профессиональный уровень в Институте повышения квалификации при академии. Для этого вуз ежегодно будет предоставлять целевые места, что также записано в проекте договора...
    В свою очередь наша организация будет предоставлять студентам возможность проводить практику в учреждениях РОСТО, привлекать их к участию в проведении чемпионатов, первенств, розыгрышей кубков и других спортивных мероприятий, содействовать выпускникам в трудоустройстве в учреждениях РОСТО.
    Совместно с академией мы собираемся расширить перечень специализаций, по которому проводится обучение на кафедре ПВС. Так что совместной работы много, и это та работа, которая доставляет радость от сознания, что она своевременна и полезна обществу.
 ||  Максим ШАКИРОВ.


    В оборонных организациях СНГ

Как дела, БелОСТО?

    В нынешнем году Белорусское оборонное спортивно-техническое общество (БелОСТО) как правопреемник ДОСААФ БССР отметило свой 75-летний юбилей. Вопреки всем трудностям начала 90-х годов, когда в одночасье прекратила свое существование единая мощная оборонная организация – ДОСААФ СССР, БелОСТО не только сохранилось, но и продолжает оставаться одной из наиболее массовых и авторитетных общественных организаций республики.
    В настоящее время, сообщил в беседе с корреспондентом «Красной звезды» заместитель председателя республиканского совета БелОСТО Петр Лебедев, оно имеет в своем составе 6 областных, 91 районную и свыше 2.600 первичных организаций. Удалось практически полностью сохранить учебную и материально-техническую базу общества. Продолжают действовать 32 школы, 12 аэроклубов, 67 спортивно-технических клубов, 5 детско-юношеских спортивно-технических школ. В них готовят специалистов для вооруженных сил и других силовых структур республики, а также осуществляется подготовка кадров массовых технических профессий для народного хозяйства, имеющих военно-прикладную направленность. Ежегодно школы и СТК БелОСТО оканчивают свыше 52 тысяч человек. В четырех аэроклубах оборонного общества уже шестой год проходят начальную подготовку курсанты авиационного факультета военной академии РБ.
    Как и прежде, важным направлением деятельности БелОСТО является военно-патриотическое воспитание молодежи. Ежегодно в честь Дня защитников Отечества и в честь Дня Победы БелОСТО проводит общереспубликанские декаду и месячник оборонно-патриотической и спортивной работы. С 1997 года при республиканском Доме БелОСТО работает центр общественных организаций по патриотическому воспитанию молодежи, который объединяет и координирует усилия ряда государственных и общественных организаций в интересах более целенаправленного и активного использования возможностей ветеранов войны, труда, вооруженных сил в работе с подрастающим поколением. Здесь же создан и действует молодежный клуб «Патриот», главная задача которого – помочь призывникам подготовиться к военной службе. В течение года занятия в клубе посещают до трех тысяч юношей и подростков.
    Приняв от ДОСААФ спортивную эстафету, БелОСТО уделяет большое внимание развитию популярных среди молодежи авиационных и технических видов спорта. Ежегодно оборонное общество проводит свыше 80 чемпионатов, первенств, кубков и других республиканских соревнований, более 30 авиационных и оборонно-спортивных праздников. Сборные БелОСТО постоянно участвуют в международных соревнованиях различного ранга. И весьма успешно. К примеру, в 2001 году спортсмены общества завоевали на чемпионатах мира, Европы и других крупных турнирах 92 медали. Треть из них – золотые.
    БелОСТО поддерживает самые тесные связи с Российской оборонной спортивно-технической организацией. Белорусы благодарны российским коллегам за помощь в ремонте самолетов и вертолетов, находящихся «на вооружении» аэроклубов, в обеспечении методическими пособиями и учебной литературой. Сборные команды оборонных обществ двух братских стран совместно готовятся к международным соревнованиям, предоставляют друг другу тренировочные базы, делятся опытом и методикой подготовки к стартам.
    БелОСТО сегодня прочно стоит на ногах и уверенно смотрит в будущее. Этому в немалой степени способствует хорошо отлаженная за последние годы финансово-хозяйственная деятельность. Как отмечают в республиканском совете БелОСТО, в последнее время экономическое и материально-техническое положение большинства его организаций улучшилось, повысилась их рентабельность. Важную роль сыграли и постоянная помощь, и поддержка государства, которое не оставило БелОСТО наедине с трудностями в самый сложный для него момент. Правительством и президентом Белоруссии были приняты конкретные меры по содействию работе оборонного общества, созданию условий, необходимых для его успешной деятельности в новых экономических условиях. И это принесло свои плоды.
 ||  Валерий КОВАЛЕВ.



По рокадам Араратской долины

    1 ноября в Ереванской автомобильной школе имени Гая ОСТО Армении начался новый учебный год. Четыреста курсантов - будущих армейских специалистов приступили к занятиям по утвержденной министерством обороны программе. Председатель Центрального совета армянского ОСТО генерал-майор Аркадий Тер-Тадевосян, выступая на митинге, посвященном началу учебного года, поздравил присутствующих с этим событием и выразил уверенность в том, что выпускники школы будут достойно представлять в войсках свою альма-матер - одно из старейших учебных заведений оборонного спортивно-технического общества республики.
    За время существования автошколы (основана в 1940 году) здесь были подготовлены тысячи водителей легковых и грузовых автомобилей для нужд Вооруженных Сил и народного хозяйства. О качестве подготовки нынешних курсантов положительно отзываются не только в руководстве ОСТО, но и в военном ведомстве страны.
    - Выпускники автошколы приходят в войска, имея за плечами приличный багаж теоретических знаний и навыков практического вождения автомобилей, - так оценивает работу преподавательского состава школы начальник автомобильной службы минобороны Армении полковник Армен Маркарян. - Мы надеемся, что уровень подготовки водителей из года в год будет повышаться, для этого у руководства автошколы есть все необходимые условия.
    Такая оценка - не из ряда авансов. Армянское министерство обороны куда попало деньги не вкладывает. И при отрицательном результате не стало бы даже и рассматривать возможность заключения нового договора с автошколой на подготовку также водителей автобусов и тягачей (при имеющейся здесь материально-технической базе, сохраненной с советских времен, это вполне возможно).
    На сегодняшний день до 85 процентов выпускников школы вполне успешно преодолевают сложную трехступенчатую систему выпускных экзаменов: внутришкольный экзамен, испытание перед экзаменационной комиссией во главе с начальником автомобильной службы министерства обороны и, наконец, демонстрация знаний и навыков перед работниками ГАИ. Это позволяет гаевцам практически полностью выполнять заказ министерства обороны на подготовку специалистов.
 ||  Олег ГОРУПАЙ.



В Севастополе возродилась «Зарница»

    Последний финал Всесоюзной игры «Зарница» проводился в 1991 году в Севастополе. В 2002 году здесь уже по инициативе ОСОУ (правопреемницы ДОСААФ на территории Украины) и при поддержке городской администрации «Зарница» обретает вторую жизнь.
    - В этом году проведены два этапа игры, в которых приняли участие более 600 севастопольских подростков, - сообщил корреспонденту «Красной звезды» старший инструктор по военно-патриотическому воспитанию допризывной молодежи Севастопольской ОСОУ полковник запаса Анатолий Жорин. - В финал «Зарницы-2002» вышли команды четырех районов города. В течение трех дней подростки мерялись силами в ходе соревнований по военно-прикладным видам спорта. В частности, по стрельбе, военизированному кроссу на 2.000 метров с метанием гранаты, перетягиванию каната... Они встретились с воинами-интернационалистами, ветеранами Великой Отечественной войны, МЧС и ОСО Украины, возложили цветы к памятнику защитникам Севастополя на мысе Херсонес... Кроме того, в ходе финала состоялись показательные выступления лучших спортсменов авиаспортивного клуба.
    Примечательная деталь. Именно в Севастополе был в свое время создан республиканский центр военно-патриотического воспитания. Именно здесь выставлен Пост номер 1. Удивительна и уникальна сама история этого неповторимого города.
 ||  Владимир ПАСЯКИН.


Назад

НАШ АДРЕС:

mail@redstar.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker