на главную страницу

4 Декабря 2002 года

История Отечества

Среда

SOS будет услышан

Андрей ГАВРИЛЕНКО,«Красная звезда».



     Военно-морской флот России удeляет огромное внимание развитию аварийно-спасательной службы, и флотское командование уже определило заказы на строительство необходимого числа специализированных судов. Как заявил агентству Интерфакс первый заместитель главнокомандующего ВМФ РФ адмирал Михаил Захаренко, в настоящее время заказы на строительство размещены на ряде заводов Северо-Запада и Дальнего Востока. Выполнение этих заказов полностью обеспечит необходимыми аварийно-спасательными судами Тихоокеанский, Северный и Балтийский флоты.
     По словам адмирала, трагедия атомной подводной лодки «Курск» в августе 2000 года показала необходимость возрождения аварийно-спасательной службы в полном объеме, а «сам спасательный флот должен отвечать вызовам ХХI века».
     До распада Советского Союза ВМФ страны обладали уникальными спасательными подводными лодками проекта 940 класса «Ленок» (по классификации НАТО «India»). Всего были созданы две подлодки этого проекта для Северного и Тихоокеанского флотов.
     По мнению специалистов, это был совершенный глубоководный водолазный комплекс, в котором спасатели могли работать круглосуточно, не поднимаясь при этом на поверхность в течение десяти суток, а водолазное снаряжение позволяло работать на глубине 240 метров.
     Вот лишь несколько эпизодов из «боевой биографии» одной из этих субмарин - «Комсомольца Узбекистана» (именно так называлась эта субмарина) - бороздившей воды Тихого океана. Именно эта подводная лодка, строительство которой началось еще в 1974 году, в марте 1978 года участвовала в поиске и подъеме вертолета, упавшего при взлете с борта крейсера «Адмирал Сенявин». В том же году «комсомольцы» установили рекорд погружения, за что каждый член экипажа получил почетную награду - поименному экземпляру книжице Конституции СССР.
     Октябрь 1978 года. Переход на Камчатку. Сложный, очень ответственный, потребовавший от экипажа подлодки неимоверной самоотдачи и мужества. Подъем затонувшей баллистической ракеты.
     1980 год. Южно-Китайское море. Поиск и подъем упавшего с 16-метровой высоты самолета вертикального взлета Як-38 и останков летчика, не успевшего покинуть кабину.
     Октябрь 1981 года. Участие в спасении экипажа подводной лодки, затонувшей чуть ли не на внешнем рейде.
     А в декабре 1981 года и на самом «Комсомольце Узбекистана» произошла авария. Во время шторма прогорело кольцо выхлопного клапана, в отсеки пошел угарный газ. Без цвета и запаха, как известно. Из 105 человек, находившихся на борту, 86 потеряли сознание, а у старшины 1-й статьи Ямалиева и матроса Ушакова не выдержали легкие...
     «Комсомолец Узбекистана» сыграл главную роль и в поднятии «черного ящика» и магнитных кассет с «Боинга-747», сбитого в сентябре 1983 года советскими истребителями.
     Особенность корабля состояла не только в том, что на его борту было самое современное поисковое и спасательное оборудование. Он еще являлся и носителем двух автономно-спасательных глубоководных снарядов. Именно эти знаменитые снаряды на протяжении многих лет и вели практически все глубоководные поисковые и спасательные работы в дальневосточных морях. Гидроакустические средства, водолазное оборудование и другое техническое оснащение позволяли субмарине проходить там, где бессилен был любой другой корабль.
     Естественно, к выполнявшему особые задания экипажу и отношение было особым. Несколько раз экипаж встречали с оркестром. Изредка, правда, вручали и государственные награды. Например, орден Красной Звезды - старшему мичману А. Тимошенко и мичману С. Макаревичу, медаль «За отвагу» - мичману А. Астафьеву, медаль Ушакова - мичману В. Мосийчуку.
     Последнее боевое задание субмарины - подъем одного из баллонов высокого давления, потерянного атомной подлодкой при выходе из базы в марте 1989 года. По флоту гулял слух, что баллон оторвался в результате диверсии. Узнать же, что это заводской брак, без «Комсомольца Узбекистана» было бы невозможно.
     Однако время меняет не только людей. В начале 1990-х годов первый «Ленок» был списан с Тихоокеанского флота, а в 1997 году из состава флота исключен второй - «северный».
     Российский флот обладал также двумя единственными в мире супермощными спасательными буксирными судами: «Фотий Крылов» и «Николай Чикер», каждый из которых был способен оказывать помощь любому типу кораблей и даже самостоятельно буксировать авианесущий крейсер.
     Летом 1993 года на мачте бывшего тихоокеанского буксира «Фотий Крылов» появился мальтийский флаг, и в настоящий момент он пребывает в Понто-Делгада на Азорских островах. Позже в Грецию был продан северный буксир «Николай Чикер».
     Так что возрождение аварийно-спасательной службы, строительство новых кораблей, в случае необходимости готовых прийти на помощь военным морякам России, сегодня одно из условий, без которых немыслимо будущее нашего флота.
     На снимке: так выглядели подлодки класса «Ленок».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker