на главную страницу

5 Декабря 2002 года

День воинской славы

Четверг

В белоснежных полях под Москвой

5 декабря 1941 г. началось контрнаступление наших войск

Виталий МОРОЗ, «Красная звезда».



Осенью сорок первого мир пристально следил за событиями на советско-германском фронте, протянувшемся на 4.780 километров. И особенно за событиями в его центре – под Москвой. Что Москву русским удастся удержать, мало кто верил. О сложившейся ситуации популярный в США обозреватель Хью Джонсон писал: «Это похоже на шахматную партию. Если королю объявлен мат, то вне зависимости от того, какие силы еще остаются на доске, это конец игры».
     Известие о том, что русские под Москвой не только выстояли, но 5 декабря 1941 года, перейдя в контрнаступление, погнали врага на запад, буквально потрясло и тех, кто сердцем был с Советским Союзом, и тех, кому ближе были Гитлер и Германия. «Теперь мы знаем, – с облегчением констатировал другой американский военный обозреватель Макс Вернер, – что Красная Армия может сокрушить вермахт».
     Особенностью нашего контрнаступления у стен столицы было то, что войска Западного, Калининского и Юго-Западного фронтов перед его началом уступали противнику в численности пехоты, артиллерии, танков. Ставку наше командование сделало на измотанность гитлеровских войск, отсутствие у них свежих резервов, неподготовленность к ведению обороны в зимних условиях и, конечно же, на более высокий моральный дух советского солдата.
     Калининская, Клинско-Солнечногорская, Тульская, Калужская, Елецкая наступательные операции, начатые в декабре сорок первого, поставили крест на операции «Тайфун», гарантировавшей, как думали в Берлине, захват Москвы. А вместе с этим на планах «блицкрига», обрекая Германию на затяжную войну, к которой та не готовилась, 8 декабря 1941 года Гитлер отдал приказ о переходе на всем германо-советском фронте к стратегической обороне, требуя цепляться за каждый населенный пункт, не отступать ни на шаг, обороняться до последнего солдата, до последней гранаты. Никогда до этого ему не приходилось употреблять в приказах это слово – «обороняться». Растерянность и тревогу рождало оно в потрепанных немецких войсках.
     Известны слова Г.К. Жукова, командовавшего в те трудные, горькие и вдохновляющие дни Западным фронтом: «Когда меня спрашивают, что больше всего запомнилось из минувшей войны, я всегда отвечаю: битва за Москву». Будем же и мы помнить о том, какую смертельную угрозу в декабре сорок первого отвели от Отечества те, кто сделал первые шаги навстречу еще далекой Победе.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker