на главную страницу

5 Декабря 2002 года

События. Комментарии

Четверг

Воронежские страдания,
или Что ждет отечественное авиастроение

Анатолий АНТИПОВ, «Красная звезда».



Как передает наш корреспондент Александр Хроленко, 11-тысячный коллектив Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО) - некогда преуспевающего авиапредприятия, терпит самое настоящее бедствие. Фактически завод находится на грани банкротства. Задолженность рабочим по зарплате составляет до полутора месяцев. Не получив правительственного заказа, завод может остановиться. И это при том, что данная проблема не раз обсуждалась на заседании Правительства РФ.
     Воронежским авиастроителям вот уже который год обещают средства на достройку 10 отечественных аэробусов Ил-96-300, которые ни в чем не уступают зарубежным аналогам. Но эти обещания не выполняются. Более того, принимается решение о закупке 12 французских аэробусов на сумму 600 миллионов долларов. Выходит, что призывы российских чиновников отдавать предпочтение товарам и продукции отечественных производителей – не более чем пустой звук. Вот и вынуждены воронежские авиастроители вместо аэробусов мирового уровня «клепать» на уникальном оборудовании пресловутые кастрюли, т.е. изготавливать товары народного потребления, которые особого дохода профильному предприятию принести не могут. Пренебрежение интересами вполне конкурентоспособного на мировом рынке отечественного авиастроения вызывает по меньшей мере удивление.
     А вот как прокомментировал ситуацию Интерфаксу заместитель главного инженера предприятия В. Пеньков: «Радикальные меры, предложенные Президентом РФ в январе и феврале 2001 года, и утвержденные на самом высоком уровне основы политики государства в области авиастроения до 2010 года, а также авиахолдинги, специально созданные для финансирования и продажи самолетов по лизингу, не разорвали заколдованный круг. До сих пор реальные деньги на воронежский авиазавод не поступили… Подобные обстоятельства настораживают даже наших давних торговых партнеров-китайцев, которые на переговорах постоянно спрашивают: «Если ваши самолеты хорошие, почему на них не летаете сами?»
     В 1990 году наша страна произвела около 500 самолетов и вертолетов - треть мирового авиарынка. Десять лет спустя, в 2000-м - всего четыре самолета. А вот французская фирма «Эрбас», продавшая аэробусы России, первую тысячу лайнеров строила 23 года. Теперь то же самое делает за три года и планирует увеличить производство до 370 самолетов в год - с помощью… российского правительства и «Аэрофлота». Последний способен оплачивать столь дорогостоящие заказы лишь благодаря прямым дотациям государства в виде освобождения от НДС, импортных пошлин, таможенных сборов и т.д.
     Принимая в конце прошлого года Федеральную целевую программу «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 – 2010 годы и на период до 2015 года», Правительство РФ, конечно же, руководствовалось благими намерениями. Но если выполнение ФЦП пойдет по «воронежскому варианту», то, как это ни горько осознавать, к указанному сроку в самую пору будет заказывать панихиду по отечественному авиастроению.
     

На снимке: российский борт № 1 – лайнер Президента РФ Ил-96-300ПУ.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker