на главную страницу

5 Декабря 2002 года

Наш комментарий

Четверг

Прогнило что-то в королевстве Датском...

Ярослав ЯСТРЕБОВ.



     Каждый, кто помнит шекспировский образ датского принца Гамлета, знает и эти ставшие крылатыми слова. Они не случайно вынесены в заголовок: отказ Дании выдать России террориста Ахмеда Закаева демонстрирует наличие какого-то серьезного недуга в датском государстве и обществе. Почти месяц государственные структуры Королевства Дании под всяческими отговорками тянули с окончательным решением вопроса. Теперь уже очевидно, что положительного ответа на запрос российских органов юстиции и в планах не было. Датчане искали благовидный повод для отказа: то перевод запроса на датский язык не получили, то перевод неполный, то каких-то бумаг не хватает... Наконец получили все, и с переводами. Тянуть далее невозможно - и следует отказ. Основание для него просто фантастическое: представленные о преступной деятельности террориста Закаева сведения не являются достаточными и убедительными. При этом игнорируются даже показания двух свидетелей, которые, по мнению датских юристов, якобы могли быть (!) даны этими лицами российским спецслужбам «под давлением».
     Складывается впечатление, что в Дании как-то уж очень своеобразно понимают борьбу, которую ведет Россия против международных террористов. В этих условиях, естественно, Россия не будет пассивно наблюдать за тем, как датские власти вставляют палки в колеса международной антитеррористической кампании. Уже во вторник официальный представитель МИД РФ выступил с заявлением, в котором, в частности, сказано, что в решении Копенгагена «нашла отражение атмосфера попустительства в отношении чеченских террористов и их пособников, которая сложилась в определенных кругах Дании. В данном случае политические пристрастия возобладали над правовой стороной дела. В Копенгагене проигнорировали представленные Генпрокуратурой России уголовно-процессуальные материалы, запрос об экстрадиции. Принятое решение - на совести датских властей». Совершенно очевидно, что этот случай занимает особое место в целой цепи событий: теракт в Москве 23-26 октября, «всемирный съезд» чеченских деятелей в Копенгагене, который был явно запланирован и приурочен именно к действиям террористов в столице России. Однако наши спецслужбы ликвидировали террористов, и замыслы их главарей провалились. Понятно, что международные террористы не сдаются и продолжают свои кровавые деяния то с помощью взрывчатки и «Стингеров», как в Кении, то с помощью денег, адвокатов и пропаганды в СМИ, как в Дании.
     При этом не все европейцы в восторге от действий Копенгагена. Бельгия, чьи консульские органы и выдали Закаеву шенгенскую визу, по которой тот въехал в Данию, теперь категорически отказывается принимать его на своей территории. По мнению бельгийских официальных представителей, обвинений против Закаева, которые предъявила Россия, более чем достаточно.
     В этой связи хотелось бы отметить, что позиции каждого европейского народа в сопротивлении Злу, какие бы формы оно когда-либо ни приобретало, различны. Те же бельгийцы героически сражались против вторгшихся немецких оккупантов и в 1914-м, и в 1940 годах. А Дания, как известно, мгновенно капитулировала в 1940 году и затем благополучно просидела под немцами до конца войны. Там были удивительные оккупационные порядки: в первое время немцы даже особо не вмешивались в государственную и общественно-политическую жизнь этой страны, которую Гитлер называл «образцовым протекторатом».
     Складывается впечатление, что и сегодня, на словах поддерживая тех, кто ведет настоящую войну с международным терроризмом и соответственно несет большие потери, на практике Дания хочет вновь, как в 40-е годы прошлого века, отсидеться в углу и сохранить свое благополучие. Даже за счет каких-то уступок международному терроризму.
     Интересно отметить, что в Дании совершенно серьезно пугают обывателя историями о том, как российские ведомства тормозят датские товары на границе, якобы исполняя некое «негласное указание Кремля» бойкотировать продукцию из Копенгагена. Сами российские ведомства, разумеется, это категорически отвергают. Но стоит ли? Идея ведь неплоха. Отказаться от датских продуктов (мясо, кондитерские изделия и т.п.) было бы вполне разумно, как и сократить поставки кое-каких видов сырья. При этом, разумеется, искусству объявления бойкота стоит поучиться у американских союзников, не распространяющих его на те отдельные виды товаров, которые особо нужны Соединенным Штатам. Так и Россия вполне может продолжать ввоз датского инсулина. А в остальном действовать в духе недавнего заявления датского посла в Москве г-на Ларса Виссинга о том, что «теперь, когда дело Закаева уже рассмотрено компетентными датскими властями, настало время двигаться вперед и сконцентрироваться на развитии наших двусторонних отношений». Совершенно справедливо. Будем двигаться вперед и развивать отношения именно так, как это сегодня выгодно России. И если ее национальные интересы требуют говорить с соседом менее благосклонно, нежели он этого желал бы, стало быть, в этом направлении и следует отношения развивать.
     В старину русские цари относились к европейским монархам в соответствии со своеобразной «табелью о рангах». Так, к примеру, признавая «братом» императора Священной Римской империи или турецкого султана, государь всея Руси Иван Грозный категорически отказывался признавать в таком качестве датского короля. Когда из Копенгагена его окончательно «достали» просьбами о признании «братства», русский царь заявил, что если уж государи и братья между собой, то датский монарх может считаться братом с его сыном – царевичем Иваном Ивановичем и в таком случае приходится царю Ивану племянником! Этот жесткий ответ Грозного оказывается удивительно современным. Средневековое «братство» государей сегодня воплощается в равноправном партнерстве государств. Однако о каком равноправном партнерстве можно говорить с теми, кто откровенно заискивает перед международными террористами и, опасаясь за собственную безопасность, идет фактически на сотрудничество с ними!


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker