ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
Сычев Владилен Иванович родился 6 октября 1945 года в городе Одесса. Окончил Ульяновское высшее командное танковое училище, Военную академию бронетанковых войск им. Р.Я. Малиновского, Военную академию Генерального штаба им. К.Е. Ворошилова. Прошел должности от командира учебного танкового взвода до командующего армией. В декабре 1994 года назначен начальником Академии гражданской защиты МЧС России. Доктор социологических наук, профессор.
- Владилен Иванович, 9 декабря Академия гражданской защиты (АГЗ) МЧС России отмечает свой десятилетний юбилей. Какими были эти годы и что собой представляет академия сегодня?
- Действительно, ровно 10 лет назад было принято постановление Правительства Российской Федерации об образовании на базе 37-х Высших центральных курсов подготовки и повышения квалификации руководящего состава гражданской обороны РСФСР нашего вуза. Изначально на академию возлагались задачи подготовки высокопрофессиональных специалистов и повышения квалификации руководящих кадров в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также мобилизационной подготовки руководящего состава ведущих отраслей народного хозяйства страны.
В отечественной истории гражданской защиты истекшее десятилетие – срок относительно небольшой. Но для личного состава нашей академии эти годы были наполнены напряженным творческим трудом, обеспечившим быстрое и эффективное становление уникального вуза, его выход на уровень наиболее известных в нашей стране и за ее рубежами высших учебных заведений. И сегодня Академия гражданской защиты МЧС РФ является головным учебно-методическим и научным центром в системе военного образования МЧС России и осуществляет в рамках государственной лицензии подготовку военных и гражданских специалистов, в том числе руководящего состава и специалистов иностранных государств, в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций по очной и заочной формам обучения, проводит фундаментальные, поисковые и прикладные научные исследования в интересах Гражданской обороны Российской Федерации и Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
В составе академии имеются Институт развития МЧС России, 24 кафедры и 5 факультетов, где, помимо офицеров-слушателей, получающих второе высшее образование, мы готовим гражданских специалистов, курсантов, иностранных военнослужащих.
Наличие «спецфака» вообще примечательно. С 1998 года академия осуществляет обучение военнослужащих государств - участников СНГ - специалистов в области гражданской обороны - по программам второго высшего образования. Осуществляется межгосударственный обмен опытом преподавания с Великобританией, Швецией, США, Испанией, Вьетнамом и др.
А вообще надо сказать, что
10-летний юбилей личный состав Академии гражданской защиты воспринимает не как итоговый рубеж, а как новый плацдарм для решения перспективных задач своего развития.
- Сегодня уровень и престиж вуза во многом определяется уровнем преподавания в нем. Удовлетворены ли вы профессорско-преподавательским составом? Способен ли он сформировать образовательную систему, в полной мере удовлетворяющую требованиям многофункционального профиля вуза?
- Высокий профессионализм и методическое мастерство профессорско-преподавательского состава являются традиционными для академии. В настоящее время у нас работают 7 заслуженных деятелей науки Российской Федерации, 13 академиков, 3 члена-корреспондента, 28 докторов и 146 кандидатов наук.
По инициативе командования академии начиная с 1994 года комплектование педагогического коллектива стало осуществляться из опытного профессорско-преподавательского состава ведущих военных и гражданских вузов столицы, а также преподавателей, имевших опыт работы в системе высших офицерских курсов гражданской обороны. И сегодня можно с уверенностью констатировать, что именно этот принцип позволил создать сильный, высокопрофессиональный преподавательский коллектив, который смог изучить, проанализировать практический опыт подготовки специалистов спасательного дела, обобщить его с позиций научной методологии, подняв его до уровня достижений ведущих научно-педагогических школ страны. Такими, как действительный член Академии военных наук, Международной академии информатизации и Академии геополитических проблем, доктор военных наук, профессор Владимир Федоренко, доценты Анатолий Мудрагель, Юрий Москалев, Анатолий Добров, профессоры Валентин Макаров, Александр Мизер, Алексей Лобанов, и многими другими мог бы гордиться любой вуз России.
- Но одного профессионализма преподавателей мало. Нужна еще и соответствующая учебно-материальная база…
- Конечно. Становление учебного процесса явилось главной, но далеко не единственной из важнейших проблем, которые пришлось решать академии в истекшем десятилетии. Не менее сложный комплекс проблем представляло собой именно создание современной учебно-материальной базы и необходимых бытовых условий для личного состава.
Руководство МЧС России всегда уделяло академии большое внимание, понимая, что без поступления профессиональных кадров у министерства не может быть будущего, именно от образовательного уровня сотрудников министерства, широты кругозора зависит в дальнейшем его развитие. Изо дня в день, из года в год академия модернизировала и вводила в строй действующих новые учебные корпуса, эксплуатационные комплексы, жилые помещения, оснащая их современным оборудованием. У нас теперь есть прекрасный учебный центр, включающий в себя учебно-экспериментальный комплекс, учебно-тренировочный комплекс и даже конноспортивную базу.
Сегодня есть полное основание гордиться тем, что наши усилия приносят заметные результаты. Оснащенные современным оборудованием учебные аудитории и классы, приведенная в образцовый порядок территория, строго продуманная организация учебного процесса привлекают сегодня тысячи абитуриентов по всей стране. Но главное, что нас радует, - это уверенная работа в войсках, учреждениях и организациях МЧС России выпускников - слушателей и курсантов ее первых наборов.
- На знамени вуза начертаны слова: «Спасение людей – достоинство отважных». Приходилось ли вашим питомцам принимать участие в реальных спасательных операциях, ликвидациях последствий чрезвычайных ситуаций?
- Сентябрь 1999-го курсанты Академии гражданской защиты МЧС вряд ли когда-нибудь забудут. Страшные взрывы в Москве на Каширке и в Печатниках превратили в руины жилые здания, и курсантам третьего - пятого курсов пришлось тогда извлекать из-под обломков фрагменты тел, видеть слезы и страдания близких погибших. Но никто из ребят не потерял самообладания, не впал в депрессию. И вообще со своей работой они справились профессионально. Да и войну в Чечне курсанты МЧС знают не только по телевизору: им приходится доставлять туда гуманитарную помощь, работать в лагере для беженцев в Грозном. А на территории Чеченской Республики безопасных мест не бывает. Как нет их и на территории бывшей Югославии, где наши «академики» принимали участие в гуманитарной операции.
Вообще географию страны офицеры и курсанты командно-инженерного да и других факультетов изучают в ходе ликвидации последствий ЧС. Они тушили лесные пожары в Башкортостане, помогали ликвидировать последствия урагана в Москве и Московской области - всего не перечислить… Очередным испытанием для наших воспитанников стал и нынешний год. Три недели они тушили торфяные и лесные пожары в четырех районах Подмосковья. И вновь показали, что время учебы в академии не прошло для них даром. Так что чрезвычайные ситуации будущие спасатели изучают не только по учебникам.
- И что же может на практике ваш выпускник?
- Молодой человек в нашем вузе овладевает 17 специальностями, которые он сможет применить практически в любой чрезвычайной ситуации. Любой из наших выпускников - это и бульдозерист, и аквалангист, и парамедик, и… Наряду с этим он способен быстро ориентироваться в любой обстановке, организовать население на борьбу со стихийным бедствием, вывести из шокового состояния пострадавшего, отличить подлинные произведения искусства от подделки и еще немало полезного и необходимого. Например, в нашей учебной программе, кроме общеобразовательных и технических предметов, есть курс спецподготовки - будущих спасателей обучают основам прикладной психологии. В итоге человек с дипломом АГЗ может в течение длительного времени разговаривать с человеком, находящимся под обломками здания, поддерживая в нем тем самым психологическое равновесие и веру в скорейшее вызволение.
Но, думаю, основное достоинство выпускников академии - это дух, определяющий основу профессии. Он - в девизе МЧС: «Предотвращение. Спасение. Помощь. Право на спасение, а значит, и на нашу помощь имеет каждый, и мы готовы ее оказать. Мы следуем одному простому принципу: самое главное - жизнь человека. И нам безразлична национальная принадлежность, вероисповедание, партийность или цвет кожи». В этих словах - все, к чему мы готовим ребят, все, чем они живут и будут жить.
- Успел заметить, что многие офицеры и курсанты награждены государственными наградами.
- У нас действительно немало людей, чье мужество и стойкость отмечены орденами и медалями. Выпускник академии 1999 года Владимир Легошин, являющийся ныне заместителем начальника Центрального аэромобильного спасательного отряда (ЦЕНТРОСПАС), стал Героем России. Сержанты Виноградов и Камалов - кавалеры ордена Мужества. А вот полковник Цыганков, майор Война, старший сержант Бондарев и курсант Лакомов награждены медалью «За спасение погибавших» за ликвидацию последствий террористических актов в Москве. Кроме того, многие из орденоносцев - ликвидаторы-«чернобыльцы», участники разминирований в различных «горячих точках». То, что рядом с ними учатся вчерашние школьники, имеет немалое воспитательное значение. Ведь еще великий полководец Суворов говорил: «Возьми себе в пример героя. Следуй за ним повсюду, учись у него, подражай ему. Обгони его - честь тебе и слава!» Так что будущим спасателям есть на кого равняться, с кого «делать жизнь».
- 17 специальностей, куча других знаний и умений… Учиться у вас, наверное, не просто?
- Да уж, нелегко, особенно если учесть, что изначально за основу обучения была взята программа МВТУ имени Баумана, постепенно адаптированная под цели и задачи академии. Так что «дружба» с физикой, химией и математикой - непременное условие нормальной учебы в академии.
Но с учетом, что мы готовим не только «мозги», но и «руки», в учебном процессе немалое место занимает профессиональная подготовка спасателей. Так, кафедра аварийно-спасательных работ осуществляет подготовку по семи и участвует в восьми учебных дисциплинах по программам высшего профессионального образования. Кроме того, ведется подготовка курсантов по дополнительным специальностям - альпинист, аквалангист и кинолог по программе учебной дисциплины «Аварийно-спасательное дело», не преподававшейся ранее ни в одном из вузов страны. Не случайно за последние несколько лет была присвоена квалификация «Спасатель 3-го класса» более чем 250 питомцам академии.
Еще один немаловажный момент. Едва ли не половина учебного времени по профилирующим дисциплинам отводится практическим занятиям в поле. Курсанты уже на первом курсе получают начальную подготовку в проведении аварийно-спасательных работ с применением аварийно-спасательного инструмента, который имеется в академии, а также используют снаряжение и оборудование Государственного центрального аэромобильного спасательного отряда, 294-го Центра спецопераций особого риска, 40-го Российского центра подготовки спасателей, 46-го Кинологического центра, Центра подготовки космонавтов России. Кроме того, каждый обучаемый получает начальную подготовку в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ с применением взрывных технологий, учится вести поиск взрывоопасных предметов и т.п. Такой подход приносит свои плоды. Неслучайно на Всероссийских соревнованиях спасателей, которые являются своеобразным смотром их профессионального мастерства, команда академии в нынешнем году заняла первое место.
- Говорят, что академия весьма достойно конкурирует с другими вузами. Это правда?
- Только несколько примеров. В математической олимпиаде вузов Министерства обороны РФ академия заняла третье место, в математической олимпиаде технических вузов Москвы - второе. Так что интеллектуальный потенциал академии – на уровне самых высоких стандартов.
- Академия гражданской защиты является сегодня головным вузом по специальности «Защита в чрезвычайных ситуациях». Что это значит?
- Мы не только готовим профессионалов для войск МЧС и специалистов для поисково-спасательных отрядов и муниципальных служб спасения, но и, обладая соответствующей лицензией, имеем право разрешать обучение по названной специальности в вузах страны. Сегодня науку защищать и спасать людей постигают студенты 15 учебных заведений России, которые уже через полтора-два года придут работать в российскую систему по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
Примечательно, что учатся студенты по методике, разработанной в АГЗ, а вот специфические вопросы территорий изучают по специальным программам, подготовленным на местах. Таких вопросов как общего, так и частного характера довольно много. К примеру, зачем в Новосибирске тщательно заниматься вопросами ликвидации последствий землетрясений и цунами? А вот на Камчатке интересны именно они.
- Спасатель - профессия не только опасная, но и гуманная. Это учитывается в подготовке ваших подопечных?
- Главной ценностью, которую призваны спасать специалисты ЧС, являются многогранная человеческая жизнь, гуманное отношение к ней. Так что одна из наших кафедр - гуманитарных наук - выглядит непрофилирующей, второстепенной, не вписывающейся в общий алгоритм подготовки специалистов, работающих в чрезвычайных ситуациях, только на первый взгляд. И мы всем комплексом проводимых занятий формируем у своих питомцев качества настоящих «людоведов» и «душелюбов», ибо не может состояться спасатель без любви к пострадавшим, без качеств терпимости, жертвенности, милосердия и сострадания.
Скажу больше, сама жизнь заставляет разрабатывать ряд научных направлений, способных вырасти в научные школы. Наиболее перспективными среди них являются «Философия риска в чрезвычайных ситуациях» и «Культура личности специалиста МЧС России».
- А в чем вам видятся главные трудности?
- Весьма неоднороден контингент, стремящийся поступить в АГЗ. В первую очередь это касается будущих курсантов. Причина тут одна - низкая подготовленность выпускников средних учебных заведений.
Конкурс в академию стабильно высокий - 4-5 человек на место. Но знания у абитуриентов зачастую оставляют желать лучшего. И ладно, если бы этим грешили только выходцы из глубинки, где и дефицит учителей имеется, и прочих проблем больше. Но опыт показывает, что подготовка и столичной молодежи, особенно из престижных платных лицеев, никак не отвечает сумме затрат на обучение. Даже золотые медалисты иных учебных заведений не всегда блещут познаниями в науках.
- И что, кроме конкурса, помогает отбирать лучших?
- Мы решили действовать нестандартно. Во-первых, академия взяла шефство над расположенным в подмосковных Химках, рядом с вузом, лицеем № 17. Теперь там работают преподаватели академической кафедры довузовского образования. Они же позже принимают вступительные экзамены в АГЗ.
Во-вторых, экзамены принимаются в трех регионах - в Красноярске, Хабаровске и Москве. Это несет и свои экономические плюсы. Ведь проще отправить в Сибирь и Приморье 5-6 офицеров, чем принимать на своей базе сотни абитуриентов. Благодаря этому нововведению расширилась география приема, что, безусловно, облегчит и распределение будущих специалистов. Сами понимаете, далеко не каждый москвич с охотой отправится после выпуска на Дальний Восток или в Забайкалье, а так мы убиваем сразу двух зайцев.
- В академии чуть ли не на каждом шагу портреты министра Сергея Шойгу. Прямо «культ личности»…
- Герой России Сергей Кужугетович Шойгу - действительно личность. С большой буквы. Главный спасатель страны, который немало сделал для становления АГЗ, и сегодня не оставляет без внимания академию. Для нас министр - член нашего коллектива.
- В юбилей принято не только подводить итоги, но и пытаться заглянуть в завтрашний день. Чего бы вы пожелали своим воспитанникам?
- Конечно, в первую очередь хотелось бы, чтобы в мире было как можно меньше кризисных и чрезвычайных ситуаций. Но действительность такова, что спасателям еще нескоро придется уходить на покой. Так что желаю всем курсантам и слушателям академии как можно глубже овладевать наукой помогать людям. Потому что спасение - то благородное дело, ради которого стоит жить.