на главную страницу

6 Декабря 2002 года

Армия и профоюзы

Пятница

Меридианы социального партнерства

Беседу вела Людмила ТЕЛЕГИНА, «Красная звезда».



В соответствии с Законом РФ “Об обороне” неотъемлемой частью личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации является гражданский персонал. Сегодня рабочих и служащих в армии и на флоте насчитывается свыше 800 тысяч человек. Они трудятся в органах управления, в НИИ, вузах, в войсковых частях, медицинских и других учреждениях, на ремонтных предприятиях и в строительных организациях, дислоцирующихся в различных регионах нашей страны и за ее пределами. Они не носят погоны, но обеспечивают заметный вклад в обеспечение бесперебойного функционирования сложного армейского организма, в поддержание боевой готовности Вооруженных Сил нашей страны. Редакция решила уделять больше внимания проблемам, волнующим гражданский персонал, его профессиональные союзы, и готовить посвященные этим проблемам тематические полосы. Открыть первый такой выпуск и ответить на ряд вопросов мы попросили председателя Федерации профсоюзов рабочих и служащих Вооруженных Сил России Спартака АРЖАВКИНА.

     - Спартак Александрович, расскажите, пожалуйста, что представляет собой Федерация профсоюзов рабочих и служащих Вооруженных Сил России.
     - Наша федерация образована 4 октября 1990 года и является общероссийским объединением профсоюзов гражданского персонала Сухопутных войск, Ракетных войск стратегического назначения, Военно-воздушных сил, Военно-морского флота, Министерства обороны Российской Федерации и профсоюза трудящихся военных и специализированных строительных организаций. Они включают в себя свыше 40 территориальных и 5 тысяч первичных профсоюзных организаций, насчитывающих более 500 тысяч членов профсоюза.
     Федерация и ее членские организации входят во Всеобщую конфедерацию профсоюзов, активно взаимодействуют с Федерацией независимых профсоюзов России, профсоюзами других силовых ведомств и оборонных отраслей, рядом общественных объединений. На договорной основе сотрудничает с профсоюзами работников вооруженных сил Белоруссии, Казахстана и Украины.
     Наша федерация представлена в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, где имеет возможность вместе с другими профсоюзными объединениями отстаивать социально-экономические права и интересы трудящихся, в том числе гражданского персонала. Мы поддерживаем постоянные контакты с комитетами Государственной Думы. А по всем вопросам, связанным с защитой прав и интересов рабочих и служащих, с решением их многочисленных проблем, особенно тесно взаимодействуем с нашим работодателем – Министерством обороны Российской Федерации.
     - В чем суть этого взаимодействия?
     - Представляя и защищая права и интересы членов профсоюзов, всего гражданского персонала, федерация и входящие в нее профсоюзы изначально строят свою работу на принципах социального партнерства. Многолетний опыт показал, что не конфронтация, а конструктивное сотрудничество с Министерством обороны, органами военного управления, совместный поиск выхода из непростых ситуаций, зачастую складывающихся не по вине военного ведомства, — наиболее продуктивный метод решения даже самых острых социально-трудовых вопросов. Это, несмотря на традиционно скудное финансирование Вооруженных Сил, позволяет добиваться некоторого улучшения положения гражданского персонала, снижать социальную напряженность в трудовых коллективах, обеспечивать успешное решение выполняемых ими задач.
     Именно так, например, в этом году решался вопрос с обеспечением своевременной выплаты ЕДВ за 2001 год, еще раньше - с введением доплат некоторым категориям специалистов, работающих с боеприпасами и вооружением. Показательно и то, что ни один нормативный правовой акт, касающийся гражданского персонала, не издается без предварительного согласования с федерацией профсоюзов.
     Руководители Министерства обороны всегда участвуют в съездах федерации, в других проводимых ею крупных мероприятиях. Вошли в практику регулярные рабочие встречи руководящего состава Минобороны со мной, как председателем федерации, членами исполкома, профсоюзным активом, во время которых обсуждаются сложные социально-экономические проблемы гражданского персонала, пути развития взаимодействия между органами военного управления и профсоюзами.
     Работники федерации постоянно контактируют с широким кругом должностных лиц в главных и центральных управлениях Министерства обороны РФ. Особенно плодотворное сотрудничество сложилось с Управлением труда и заработной платы, Главными финансово-экономическим и военно-медицинским управлениями, Главным управлением воспитательной работы.
     Так, во многом благодаря поддержке Министерства обороны нам удалось добиться включения в новый Трудовой кодекс специальной статьи (ст. 349), определяющей особенности регулирования трудовых отношений в Вооруженных Силах и других силовых структурах страны. Кстати, именно наличие этой статьи позволило на недавнем заседании Российской трехсторонней комиссии добиться того, что была отправлена на доработку предложенная Министерством труда концепция реформирования системы оплаты труда, грозившая снижением жизненного уровня гражданского персонала.
     Зримо проявился результат конструктивного сотрудничества и при подготовке проекта Отраслевого соглашения между Федерацией профсоюзов и Министерством обороны на 2003-2005 годы, которое является важнейшей нормативной правовой базой социального партнерства и определяет основные обязательства сторон по социально-трудовым вопросам, развитию взаимодействия между органами военного управления и профсоюзами. И хотя при работе над проектом соглашения были дискуссии, споры и разногласия, тем не менее при минимуме возможностей, прежде всего финансовых, в него удалось включить максимум устраивающих обе стороны положений, в том числе обязательство о выплате зарплаты два раза в месяц.
     Надеемся, что в скором времени проект соглашения рассмотрит созданная для этого двусторонняя комиссия. Внесет ли она в него изменения или нет, будущее покажет. Но уже сейчас очевидно, что ряд его положений, касающихся, в частности, санаторно-курортного лечения гражданского персонала и организации летнего отдыха детей, будет выполнить сложно. И не по вине Министерства обороны. Мешают пробелы в законодательстве и то, что с 2003 года Фонд социального страхования, за счет средств которого компенсировалась значительная часть стоимости путевок в санатории и детские оздоровительные лагеря, резко ограничивает, а в перспективе и вовсе прекращает финансирование этих мероприятий. А это очередной чувствительный удар по гражданскому персоналу. Поэтому нам, профсоюзам, совместно с Минобороны уже сейчас необходимо подумать, каким образом решить эту и другие проблемы рабочих и служащих.
     - Какие проблемы сейчас особенно волнуют профсоюзы?
     - Вообще-то профсоюзы озабочены всем, что касается социально-трудовых прав и интересов гражданского персонала, который на сегодняшний день является одной из самых незащищенных в правовом и социальном отношении категорий трудящихся.
     Мы, например, не удовлетворены тем, что действующим законодательством и нормативными правовыми актами Министерства обороны гражданский персонал фактически лишен права на получение бесплатного жилья. Далеко не все благополучно с охраной труда. В отдаленных местностях и обособленных гарнизонах многим работникам грозит опасность потерять и не найти работу. Встречаются, к сожалению, и факты произвола отдельных руководителей, нарушений трудового законодательства. Есть и другие негативные явления, устранения которых добиваются профсоюзы. И небезрезультатно. Так, с помощью Тыла Вооруженных Сил и Управления труда и заработной платы гражданского персонала, руководителей на местах нам удалось в ряде коллективов в определенной мере снять остроту обеспечения спецодеждой и моющими средствами, решить некоторые другие вопросы.
     Сотрудничество с Главным военно-медицинским управлением позволило сохранить ряд позиций в области медицинского обеспечения, санаторно-курортного лечения гражданского персонала, организации летнего отдыха детей. Однако скудное финансирование военной медицины, несовершенство нормативно-правовой базы очень мешают улучшить положение в этой области. В частности, с переходом на страховую медицину даже гражданские медработники, работающие в военных медучреждениях, не включенных в систему обязательного медицинского страхования, не получают планового лечения в учреждениях, где трудятся. Парадокс: пациентов выхаживать они обязаны, а сами лечиться не имеют права.
     Еще хуже положение гражданского персонала частей, дислоцирующихся за пределами России. Несмотря на поручения заместителя председателя Правительства РФ, которые по настоянию Федерации профсоюзов были даны соответствующим государственным органам, многие работающие в группах войск граждане России до сих пор не имеют медицинских страховых полисов, не решены вопросы их социального страхования и пенсионного обеспечения.
     И все-таки самой острой была и остается проблема заработной платы, ее низкий уровень. Если в среднем по стране средняя заработная плата приближается к 4,5 тысячи рублей, то у гражданского персонала она немногим более 3 тысяч рублей, а значительная часть работников получает со всеми надбавками менее тысячи рублей. И это при среднем прожиточном минимуме около 2 тысяч рублей, который, кстати сказать, в Москве, на Дальнем Востоке и в северных регионах почти вдвое выше. Но даже эту нищенскую зарплату уже почти полгода выдают с месячной задержкой. Хотя в соответствии с Трудовым кодексом должны делать это регулярно, причем два раза в месяц.
     Федерация профсоюзов по этому поводу не раз встречалась с заместителями министра обороны, другими должностными лицами. Однако мы понимаем, что не только военное ведомство и его руководители повинны в бедственном положении и военнослужащих, и гражданского персонала. Вот почему наши требования обращены прежде всего к правительству, Министерству финансов. Остается надеяться, что в бюджете 2003 года будет выделено достаточно средств, причем не только на бесперебойную выплату зарплаты и обещанное ее повышение, но и на охрану труда, медицинское и санаторно-курортное обеспечение, оплату госзаказа ремонтным предприятиям, строительным организациям, НИИ, на решение многих других жизненно важных социальных проблем.
     - Вы подробно рассказали об общих проблемах гражданского персонала и мерах по их решению. Не теряются ли за этим вопросы, волнующие конкретно каждый коллектив, отдельного человека?
     - Все, что делается Федерацией профсоюзов совместно с Министерством обороны, в конечном счете и направлено на решение проблем отдельных людей и коллективов. Мы чутко и оперативно реагируем на каждое обращение работников, стараемся помочь им. Приведу пример. Когда члену профсоюза, офицеру запаса В. Тихому, работающему в одной из войсковых частей в Приднестровье, потребовалась операция, которую могли сделать только в военном госпитале в Москве, по просьбе федерации Главное военно-медицинское управление помогло ему.
     Но не всегда проблемы, особенно затрагивающие интересы целых коллективов, решаются быстро. Почти год, в частности, понадобилось, чтобы добиться сохранения расположенного в Заполярье ремонтного предприятия, профком которого возглавляет Л. Никифорова. В конечном счете в Минобороны нашли оптимальное решение. Предприятие успешно восстанавливает технику, которую пришлось бы возить на ремонт за тридевять земель, а для сотен людей сохранены рабочие места.
     Перечень подобных фактов можно продолжить. Достаточно сказать, что только в текущем году федерация получила более 200 писем от профсоюзных органов и отдельных работников. И ни одно из них не оставлено без внимания.
     К сожалению, не всегда принимаются те решения, на которые рассчитываем. Но рук не опускаем и надеемся, что Министерство обороны будет, как и прежде, с вниманием относиться к обращениям профсоюзов, чтобы совместными усилиями добиваться улучшения социально-экономического положения гражданского персонала Вооруженных Сил.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker