на главную страницу

7 Декабря 2002 года

События. Комментарии

Суббота

Опыт, проверенный временем

Генерал-полковник Виктор БАРЫНЬКИН, первый заместитель начальника Военной академии Генерального штаба ВС РФ, доктор военных наук, профессор.



Сегодня с высоты пройденных лет актуальность, своевременность и осмысленность шагов по созданию и развитию такого уникального учебного учреждения, каким является Военная академия Генерального штаба, не вызывают сомнений. Анализ этапов становления академии и попытка спрогнозировать ее дальнейшее развитие заставляют нас все чаще обращаться к истокам этого процесса.
     Начало XIX века для России было связано с новым подходом к проведению внешней и внутренней политики. Быстрый расцвет производительных сил и экономических возможностей ряда стран мирового сообщества привел к повышению их военного потенциала и стремлению решать международные проблемы с использованием массовых армий. Государство, имеющее многочисленную и хорошо вооруженную армию, могло диктовать свои условия, а при несогласии - военной силой заставить соперника выполнять предъявляемые политические или экономические требования.
     Выросшая в несколько раз численность вооруженных сил усложнила процесс руководства ими, повысила роль грамотных военных кадров высшего звена. Изменения в тактике ведения боя и стратегии проведения военных кампаний поставили на повестку дня вопрос о повышении уровня образованности офицеров и особенно их военно-специальной профилизации. Это хорошо понимали как руководители государства, так и прогрессивные военные деятели.
     Среди них были известные полководцы и военачальники: И. Дибич-Забалканский, А. Жомини, И. Сухозанет, А. Хатов, А. Чернышев и другие. Они проделали самую важную и ответственную часть работы - проанализировали сложившуюся обстановку и выработали рекомендации по формированию первого высшего военно-учебного заведения России – Императорской военной академии. Новое учебное заведение предназначалось в первую очередь «…для образования офицеров к службе Генерального штаба…»
     В ходе своего становления для академии было характерно живое участие в развитии отечественной военной мысли. Так, с подачи ученых академии было возрождено из небытия наследие А. Суворова, осмыслены подходы немецкого военного деятеля К. Клаузевица к исследованию войны и стратегии, вышла восьмитомная «Энциклопедия военных и морских наук».
     В 1904 году, когда Япония развязала против России войну и добилась победы, в адрес военной науки и, в частности, Академии Генерального штаба были высказаны серьезные обвинения: мол, не тому учили и не так учили. Это в какой-то мере справедливо и заслуженно.
     В период между русско-японской и Первой мировой войнами академия пыталась ответить на предъявленные обвинения и сформулировать нарастающую потребность в военной науке накануне грандиозных событий. На обсуждение широкой общественности был вынесен ряд вопросов, наиболее важные из которых - о национальной военной доктрине и о соотношении военной и высшей стратегии.
     Февральская буржуазная революция и последовавшая непродуманная демократизация армии вызвали ее разложение. Она оказалась неспособной не только вести войну, но и защитить государственность в России. С имени академии снимается эпитет «императорская», она остается Николаевской академией Генерального штаба.
     Октябрьская революция, Брестский мир, Гражданская война. В этих условиях Академия Генерального штаба как бы раздваивается: собственно академия переходит к белым, а красные уже к 1918 году создают Академию Генерального штаба РККА. К работе в ней привлекают известных ученых, в том числе и из числа бывших преподавателей и выпускников Николаевской академии. Соответственно разделился и корпус офицеров Генерального штаба – один поток пошел в Белую армию, затем в иммиграцию, а другой - в Красную Армию и в СССР. Возникли два независимых потока русской военной мысли, у которых был один исток – академия Генерального штаба.
     К 1921 году академию переименовали в Военную академию РККА, а затем расформировали. Функция Академии Генерального штаба сначала была сведена на факультетский, а с 30-х годов – на курсовой уровень.
     Однако изменение исторических условий в Европе и мире показало, что необходимо вплотную заниматься стратегией. Поэтому к 1936 году Академия Генерального штаба была воссоздана в полном масштабе. Ее первые выпускники на своих плечах вынесли всю тяжесть Второй мировой и Великой Отечественной войн, доказали крепость русской военной науки побеждать.
     Во время Великой Отечественной войны академия наращивала свою научную и педагогическую деятельность, а после войны ей потребовалось много усилий потратить на осмысление изменившейся геополитической ситуации в связи с появлением новых средств вооруженной борьбы – ядерного оружия, других видов оружия массового поражения.
     Академия успешно справилась с разработкой теории обычной и ядерной войн. В том, что за последние пятьдесят лет не случилось новой крупной мировой войны, есть, безусловно, немалая заслуга и коллектива академии. Правда, были попытки в 60-е годы снова свести академию до факультетского уровня, но жизнь заставила изменить эти планы.
     С 1987 года Военная академия Генерального штаба располагается на юго-западе Москвы в специально спроектированном и построенном здании. У каждой учебной группы - своя аудитория. Слушатели имеют возможность усваивать учебную программу с использованием персональных компьютеров, а наиболее сложные вопросы разбирать на занятиях в центрах военных игр и оперативной подготовки.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker