на главную страницу

7 Декабря 2002 года

Фронтовик

Суббота

Прославившие землю омскую

Подполковник в отставке Валерий ЕРЕМЕНКО.



     Талант полководца... Отвага солдата... Две части единого целого. Без храбрости, мужества и дерзости солдат самый сильный и смелый замысел полководца неосуществим.
     С тремя полными кавалерами ордена Славы я знаком лично. С Любимом Куликовым вместе тянули курсантскую лямку в одной роте Омского пехотного училища, дважды встречались на фронте. С Дмитрием Полтавцевым познакомились значительно позже, после войны. С Василием Однороговым, к сожалению, познакомиться и, как теперь говорят, пообщаться не пришлось.
     Но все мы были курсантами одного пехотного училища - Омского, и в июне 1943 года рядовыми отправлены на фронт. В запасном полку вызвались пойти в разведку 8-го гвардейского танкового корпуса. Куликов и Однорогов попали в разведбат, Полтавцев - в разведку 59-й гвардейской танковой бригады, я - в отдельную разведроту 28-й мотострелковой бригады.
     С еще одним земляком - кавалером ордена Славы Игорем Пэном мы познакомились уже после войны, в 1983 году, на встрече ветеранов в Омске.
     В 1944 году наш корпус, форсировав реки Турья и Буг, вошел в Польшу, участвовал в освобождении города Люблина. Шли тяжелые бои за станцию Прага, что в предместье Варшавы. Разведбатовцы десять суток сидели в полуразрушенных зданиях, отыскивая огневые точки врага, корректируя огонь нашей артиллерии. Казалось, что путь для танков был расчищен, и в атаку пошел танковый батальон. Но не все высмотрели разведчики. Возле перекрестка затаилась противотанковая пушка. И она «ожила» в самый критический момент: била прямой наводкой в борт атакующим машинам. Загорелась одна тридцатьчетверка, за ней вторая.
     В бессильной ярости, сжимая кулаки, смотрели на это бойцы.
     - Куликов! - позвал Любима командир взвода. - Возьми гранаты, троих помощников и накрой эту гадину.
     Разведчики выдвинулись вперед и вскоре увидели, почему орудие немцев было недосягаемо для огня артиллерии и танкистов: оно хоронилось за мощной бетонной стеной. Лишь ствол хищно высовывался на улицу, изрыгая смертельный огонь.
     Воины быстро поднялись на четвертый этаж полуразрушенного здания, стоявшего рядом с фашистским орудием, и точно бросили несколько гранат. Расчет разметало по сторонам, орудие было обезврежено, а танковый батальон ворвался на станцию. Орден Славы II степени украсил грудь земляка. Орден Славы III степени Любим получил еще раньше за участие в боях за Люблин, а I степени - за дерзкий рейд в тыл врага в районе города Прейсиш-Старгард, за выполнение задания командования и взятие «языка».
     Домой же отважный разведчик вернулся по демобилизации лишь в 1950 году. Доблестно трудился в родном Усть-Ишиме, был награжден орденом Октябрьской Революции. Жаль, не дожил до наших дней.
     ...На счету Василия Однорогова 23 «языка». Будучи командиром БТРа разведбата, он совершил несколько героических рейдов по тылам фашистов.
     В боях за Прейсиш-Старгард, например, разведчики подобрались к врагу с тыла почти вплотную. «Огонь!» - тихо подал команду Василий. И автоматные очереди стали косить гитлеровцев, загремели взрывы гранат, пошли рукопашные схватки. Немцы были ошеломлены, когда же опомнились, то в атаку уже пошла наша пехота. Разведчики еще смелее насели на противника, наводя на него панику. Бой был выигран. Прейсиш-Старгард пал.
     Но так было не всегда. Под Пултуском, что в Восточной Польше, нарвалась разведгруппа на засаду. Горячий, смертельный был бой. Одному Василию Однорогову и удалось вырваться из кольца. Отошел немножко от случившегося, полежал, подумал, что делать? Решил, что не удалось сделать группе, надо исполнить самому. Он знал, что неподалеку находился вражеский дзот, подобрался и уничтожил его. Да еще двух пленных прихватил. С тех пор прозвали Однорогова «специалистом по «языкам».
     Вернувшись с фронта, Василий Ефимович окончил институт, защитил кандидатскую диссертацию и долгие годы работал в Винницком мединституте. К сожалению, наши многочисленные письма и запросы по старому адресу оставались без ответа. И только недавно председатель Совета ветеранов из Винницы В. Волков сообщил нам, что Василий Ефимович умер...
     ...Ярким был фронтовой путь разведчика Дмитрия Полтавцева. Ему еще не исполнилось восемнадцати, а он уже на Букринском плацдарме был вторично награжден орденом Отечественной войны I степени. Первую же свою награду, медаль «За отвагу», он получил в боях за сильно укрепленный опорный пункт немцев «Липовая долина». К этим наградам позже прибавились еще орден Красной Звезды и три ордена Славы.
     В конце 1944 года, после взятия Люблина, его разведгруппа при поддержке двух танков вырвалась вперед по Варшавскому шоссе. В группе вместе с Дмитрием были Анатолий Малиновский, Николай Лепека и Владимир Комша. Внезапно ворвавшись на железнодорожную станцию, они расстреляли составы с боеприпасами, устроили грандиозную аварию на станции и вызвали наш танковый батальон, который огнем встретил подходивший состав с немецкой бронетехникой. Все участники были награждены орденами, а Полтавцев получил свой первый орден Славы. Второго ордена Славы Дмитрий был удостоен в Восточной Пруссии за овладение Кенигсбергом и Данцигом.
     В последние дни войны разведчик получил тяжелое ранение и победу встретил в госпитале. Не знал Полтавцев, что командование представило его к третьему ордену Славы. И так уж получилось, что эта награда нашла нашего земляка только спустя 35 лет.
     Вылечившись и вернувшись в родной Омск, Дмитрий Филиппович долгие годы возглавлял строительную бригаду СМУ-6 треста № 1, своим мирным трудом оправдывая высокое звание фронтовика...
     Четвертый омич - полный кавалер ордена Славы Игорь Петрович Пэн - танкист. Он прошел с боями в составе 1-го, 2-го Украинских и 1-го, 2-го Белорусских фронтов пулеметчиком, заряжающим, командиром орудия тяжелого танка. После очередного ранения, госпиталя и учебы в запасном полку был направлен в 60-ю гвардейскую танковую бригаду нашего 8-го танкового корпуса. Сюда вскоре поступили новенькие Т-34, и Игоря назначили командиром орудия командирского танка.
     Пэн воевал геройски. В представлении на него командира корпуса к ордену Славы III степени, например, говорится: «30 августа 1944 г. т. Пэн в составе танкового экипажа уничтожил вражескую противотанковую пушку, два пулемета и более 10 гитлеровцев. Когда танк подошел к траншее противника, он меткими очередями расстрелял залегших пулеметчиков, чем расчистил путь пехоте».
     В другом бою в районе города Прейсиш-Старгард танк командира роты был подбит и задымил. Экипаж благополучно выбрался из машины. Глядя на нее, младший лейтенант Воробьев сквозь зубы промолвил: «Какую машину теряем!» Игорь, ужом проскользнув в люк, в кромешной темноте разыскал огнетушитель и потушил разбушевавшийся огонь. В очередном наградном листе на него говорилось: «Своими умелыми боевыми действиями при овладении городом Старгард командир орудия Т-34 И.П. Пэн уничтожил немецкий танк «пантера», батарею тяжелых минометов, более 10 гитлеровцев и в неимоверно опасных и тяжелых условиях спас танк командира роты». За этот подвиг боец был награжден вторым орденом Славы. А несколько позже последовала и третья награда.
     Демобилизовался Игорь Петрович в 1947 году. Окончил курсы механиков-сантехников, экстерном сдал экзамены за 8-й класс, в 1955 году успешно окончил строительный техникум, а в 1965-м - Московский инженерно-строительный институт. Построил в Омске многие предприятия, возводил Волжскую и Каховскую ГЭС, работал на ликвидации землетрясения в Ташкенте, возглавлял группу молодых специалистов в Алжире. И это после тяжелейшего ранения и ампутации ноги! Многие годы ветеран-танкист жил в Ростове-на-Дону, возглавлял отдел проектного института.
     Ранения и контузии сделали свое дело. Совсем недавно Игоря Петровича не стало. Для нас, оставшихся жить ветеранов Великой Отечественной, теперь остается одна обязанность перед потомками - рассказать о своих боевых товарищах, о ратной истории страны.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker