Перейти на главную страницу

7 Декабря 2002 года

Все о льготах и правах

Суббота




В ЗАПАС — С СУДЕБНЫМ ПРИСТАВОМ

    Процесс сокращения Вооруженных Сил вызвал рост обращений военнослужащих в военные суды в связи с допускаемыми командованием нарушениями действующего законодательства при их увольнении с военной службы. О наиболее типичных случаях и возникающих в связи с этим правовых проблемах мы попросили рассказать заместителя председателя 94-го гарнизонного военного суда полковника юстиции Вячеслава ЗВЯГИНЦЕВА.
    

    - Вячеслав Егорович, сразу хочу сказать, что в редакционной почте есть жалобы не только на командование, но и на военные суды, которые рассматривают обращения военнослужащих по нарушению их прав в связи с увольнением с военной службы...
    - Думаю, надо сделать оговорку, что чаще всего командование неумышленно нарушает права людей в процессе сокращения Вооруженных Сил. Я, наверное, не открою большого секрета, если скажу, что и судьи больше всего ошибок допускают тоже по делам данной категории. Это обусловлено прежде всего сложностью таких дел. Вопросы увольнения, как правило, неразрывно связаны с разрешением жилищного вопроса. А в этой части наряду с основными законами - Жилищным кодексом РФ, федеральными законами «О воинской обязанности и военной службе» и «О статусе военнослужащих» - действует еще около 40 принятых ранее правовых актов. Причем применяться они сегодня могут в части, не противоречащей федеральному закону. Отсюда путаница и различные нарушения.
    Каждое гражданское дело, связанное с увольнением военнослужащего с военной службы, требует индивидуального подхода. Между тем есть у судей и какие-то общие подходы к рассмотрению часто встречающихся правовых коллизий. Хотя, скажу откровенно, по некоторым вопросам нет единого мнения и в судах. Общая позиция формируется, вырабатывается судебной практикой со временем. И другого пути просто нет. Поэтому хотел бы сразу оговориться, что не все мои рассуждения надо воспринимать как аксиому или истину в последней инстанции.
    - Хорошо, начнем с вопроса, который в последние месяцы буквально витает в воздухе. После известных изменений, внесенных в Закон «О статусе военнослужащих» с 1 июля, в военные суды поступает большое число жалоб военнослужащих с просьбами уволить их в связи с несоблюдением командованием условий контракта. Как трактуют судьи эту ситуацию?
    - В вопросе о том, как разрешать эти жалобы, есть два мнения, две позиции. И обе можно убедительно обосновать. Отказ в удовлетворении таких требований мотивируется тем, что Министерство обороны при заключении с военнослужащим контракта взяло на себя обязательство выполнять его условия в соответствии с действующим законодательством. В данном же случае изменен сам закон. А это уже прерогатива законодателя.
    С другой стороны, вряд ли кто будет отрицать, что в результате таких изменений, направленных, как отмечалось с высоких трибун, на повышение материального благосостояния военнослужащих, они оказались лишены целого ряда льгот и преимуществ. Да и материальное положение отдельных категорий военнослужащих не только не улучшилось, а реально ухудшилось. В любом случае условия оплаты за труд, а значит, и условия контракта качественно изменены. Поэтому, на мой взгляд, по отдельным, конкретным делам вполне уместно вести речь об ущемлении прав военнослужащих и удовлетворять такие жалобы.
    - А какие-то общие подходы для той или иной конкретной ситуации судьи уже успели выработать?
    - Да, конечно. Обращения военнослужащих в суды в связи с существенным и систематическим нарушением командованием в отношении них условий контракта (подпункт «а» пункта 3 статьи 51 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе») были ведь и раньше. Во многом судебная практика уже устоялась. К примеру, в наш суд обратился майор Ивантеев с жалобой на действия командира части. Он просил признать существенным и систематическим нарушением в отношении него условий контракта имевшие место задержки в выплате ему денежной компенсации взамен продовольственного пайка. В связи с этим он просил обязать командование представить его к досрочному увольнению с военной службы на основании подпункта «а» пункта 3 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
    Рассмотрев это дело, суд оставил жалобу без удовлетворения. Решение было обжаловано в суд кассационной инстанции, который согласился с нашим решением, указав, что по существу оно является правильным, поскольку по смыслу подпункта «а» пункта 3 статьи 51 федерального закона право военнослужащего на досрочное увольнение по данной норме закона возникает только в том случае, когда решение об увольнении принято им под непосредственным воздействием продолжающихся нарушений (в отношении него) условий контракта. При этом наличие таких нарушений в прошлом не дает оснований для удовлетворения просьбы заявителя об увольнении. Аналогичную позицию высказала по ряду дел и Военная коллегия Верховного суда РФ.
    Вместе с тем при наличии к тому достаточных оснований судом не раз выносились решения об удовлетворении жалоб военнослужащих, связанных с отказом командования досрочно уволить их с военной службы по основаниям, указанным в подпункте «а» пункта 3 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
    Одно из них - дело по жалобе полковника Серова на действия командира части, связанные с отказом в представлении к досрочному увольнению с военной службы по этим основаниям. Суд, тщательно проверив все обстоятельства дела, вынес решение об удовлетворении требований заявителя, поскольку были объективно установлены факты задержек в производстве следующих выплат, причем в течение длительного времени: денежной компенсации взамен продовольственного пайка - более 3 лет, денежного довольствия - 3 месяца, ЕДВ - более года, Причем именно в связи с этим заявитель обращался к командованию с просьбой о досрочном увольнении. Но ему отказали.
    Вместе с тем нельзя рассматривать каждую задержку по выплате конкретной денежной суммы по одному из видов довольствия как самостоятельное нарушение контракта в отношении военнослужащего, применительно к основанию увольнения, предусмотренного пунктом «а» части 3 статьи 51 закона. Например, факт единственного нарушения условий контракта, связанного с неполным и несвоевременным обеспечением заявителя причитающимися видами довольствия, свидетельствует об отсутствии признака систематичности нарушений условий контракта в отношении заявителя.
    - Не менее остро при увольнении с военной службы стоит вопрос обеспечения жильем...
    - Действительно, это так. Приведу дело из своей практики. В военный суд обратился преподаватель академии полковник Кононов с жалобой на то, что командование не выполнило необходимых действий по его увольнению с военной службы по достижении предельного возраста и не обеспечило его жилым помещением по нормам действующего законодательства.
    Удовлетворяя его требования, суд исходил из следующего. Согласно подпункту «а» пункта 1 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», военнослужащий подлежит увольнению с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе. Следовательно, командование было обязано уволить Кононова с учетом его волеизъявления как достигшего предельного возраста пребывания на военной службе.
    В то же время, согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в предоставлении жилья по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, без предоставления им жилых помещений. Указанным военнослужащим при увольнении с военной службы жилые помещения на основании статьи 12 приказа министра обороны РФ № 80 от 15.02. 2000 г. «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации» должны предоставляться вне очереди.
    Вышестоящий суд, изменяя судебное решение по этому делу, отметил, что ведомственные нормативные акты, в том числе и правового характера, каковым является приказ министра обороны РФ № 80 2000 года и утвержденная им Инструкция о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, по своему правовому статусу не подпадают под понятие «законодательство Российской Федерации», о котором говорится в пункте 4 статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР. В связи с этим из решения суда было исключено указание об обеспечении заявителя жилой площадью во внеочередном порядке. Однако с указанной трактовкой не согласилась Военная коллегия Верховного суда РФ, оставив решение суда первой инстанции в силе.
    Неоднозначно решается командованием и вопрос о том, по каким нормам предоставлять жилье военнослужащим при увольнении. Между тем обеспечение их бесплатным жильем - основной, государственно значимый вопрос, вытекающий из особого характера выполняемых военнослужащими служебных обязанностей, сопряженных с ограничениями и тяготами военной службы. Своевременное предоставление постоянного, социально гарантированного жилья по установленным нормам при увольнении по организационно-штатным мероприятиям, по состоянию здоровья или при достижении военнослужащим предельного возраста пребывания на военной службе - вопрос, напрямую связанный с повышением престижа, авторитета военной службы.
    - И все же, почему столько неразберихи с жильем? Понятно, что квартир не хватает, что есть злоупотребления, но судебные тяжбы идут не только из-за этого...
    - Путаница и ошибки возникают в основном по той причине, что современное жилищное законодательство далеко не совершенно, предусматривает применительно к видам норм такие понятия, как нормы жилой площади (ст. 38 ЖК РФ), социальные нормы площади жилья (Закон РФ 1992 года «Об основах федеральной жилищной политики»), нормы предоставления жилья (ст. 40 ЖК РФ), нормы обеспеченности жилой площадью на 1 человека для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливаемые исполнительной властью субъектов (ст. 29 ЖК РФ).
    Так, в статье 40 Жилищного кодекса РФ говорится о том, что жилое помещение предоставляется гражданам в пределах нормы жилой площади (12 кв. метров), за исключением случаев, предусмотренных законодательством, но не менее размера, устанавливаемого в порядке, определяемом правительством. В соответствии же со статьей 42 Примерных правил учета граждан.., утвержденных постановлением Совета министров от 31 июля 1984 г. № 335, предоставляемое гражданам жилое помещение не может быть меньше социальной нормы площади жилья, эквивалентной минимальному размеру предоставления жилых помещений. То есть установленная субъектом Российской Федерации социальная норма одновременно является минимальной нормой предоставления жилых помещений в этом субъекте. К примеру, согласно федеральным стандартам, установленным в 1997 году, социальная норма для одиноко проживающего гражданина установлена в размере 33 кв. метра общей площади. Но при этом должны быть соблюдены и нормы жилой площади, о которых идет речь в статье 38 ЖК РФ.
    - Вячеслав Егорович, прокомментируйте, пожалуйста, еще одну типовую ситуацию: военнослужащего увольняют в запас в связи с несоблюдением им условий контракта, а он обжалует решение командования в суде.
    - Эти вопросы регламентируются подпунктом «в» пункта 2 статьи 51 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе». Приведу в качестве примера в связи с этим вопросом еще одно свое дело. Капитан Гребенкин обратился в военный суд с жалобой на действия командования, связанные с необоснованным, по его мнению, увольнением с военной службы по указанному основанию, и просил обязать министра обороны РФ отменить приказ главкома о его увольнении с военной службы, а командира войсковой части - отменить приказ в части исключения его из списков личного состава части, восстановить его в списках и обеспечить его всеми видами довольствия по день восстановления на службе.
    Гребенкин указывал в жалобе, и это нашло свое подтверждение в суде, что после его обращения в 94-й гарнизонный военный суд за защитой нарушенного права на улучшение жилищных условий командование части решило от него избавиться. После чего за короткий промежуток времени на офицера, к которому за десять лет военной службы никаких претензий не имелось, были неправомерно записаны в служебную карточку семь дисциплинарных взысканий и сфабриковано несколько рапортов. Затем они были положены в основу представления на увольнение якобы по причине невыполнения офицером условий контракта.
    При рассмотрении в суде его жалобы командованием воинской части не было представлено ни одного документа, подтверждающего обоснованность наложения на него взысканий либо факт проведения надлежащего разбирательства хотя бы по одному из них. Кроме того, при увольнении заявителя были нарушены требования пунктов 14 и 16 статьи 34 «Положения о порядке прохождения военной службы» - не проведена индивидуальная беседа, не уточнена и неправильно исчислена (в сторону занижения на год) выслуга лет. Исключение Гребенкина из списков личного состава части произведено без удовлетворения его в полном объеме всеми положенными ему видами довольствия.
    Несколько дней длилось судебное разбирательство. В результате этого в судебном заседании было бесспорно установлено, что факты и обстоятельства, послужившие основанием для увольнения Гребенкина, не соответствуют действительности: сами документы в значительной части сфальсифицированы, не согласуются, противоречат друг другу и фактическим обстоятельствам дела. Поэтому суд принял решение об удовлетворении требований заявителя в полном объеме, а в адрес командования направил частное определение.
 ||  Беседу вел Иван ИВАНЮК, «Красная звезда».



Вот так подсобили!

    За тридцатилетнюю журналистскую практику не раз доводилось описывать фельетонные ситуации, но как-то не помышлял, что сам окажусь в подобном положении, кстати, очень незавидном.
    Начало было радужным. Сын поступил на дневное отделение Московского государственного социального университета. Потом оказалось, что мне можно еще получать на студента и пособие в размере 200 рублей как неработающему пенсионеру. Я занимаюсь литературным трудом - что-то вроде хобби, за которое общество платит сочинителю чаще всего только любовью, да и то после смерти. Быстро собрал все необходимые документы, отнес в Люблинский райвоенкомат, и матпомощь пошла. Однако в сентябре 2002 года мне не выдали не только пособие, но и саму пенсию. Подумал, что опять настали старые времена, пошли перебои с финансированием. Но вдруг позвонили из райвоенкомата, и женщина заботливым голосом спросила:
    - Вы думаете пенсию получать?
    - Да хотелось бы, уже месяц без денег сидим.
    - Необходимо взять справку из вуза, что сын перешел на второй курс. И отнесите ее в горвоенкомат, так быстрее будет.
    Хотел было спросить: «А причем здесь моя законная пенсия?», но понадеялся, что быстро обернусь. Не тут-то было. Справку о зачислении сына на второй курс удалось получить только 23 октября - ждали, когда студенты «хвосты» подтянут.
    - Все в порядке, ждите, - бодро ответила Людмила Александровна Жихарева, приняв бумагу к делопроизводству.
    Я ждал, а когда стало невмоготу, зашел в свой филиал Сбербанка, но женщина вернула сберкнижку:
    - Ничего не поступило на ваш счет!
    Кинулся звонить в горвоенкомат.
    - Мы о вас помним,- снова бодро ответила Людмила Александровна. - Все в порядке, отправили документы в Люблинское отделение Сбербанка. Вам нужно зайти туда и переоформить документы.
    Я просто опешил! Оказывается, горвоенкомату понадобился месяц на изучение пятистрочной справки. Но когда я с надеждой пришел в Сбербанк, меня миловидная женщина ошарашила вопросом:
    - А почему справку не принесли, что сын учится на дневном отделении?
    - Я ее отдал в горвоенкомат.
    - Им она ни к чему. Вы должны нам приносить такую справку два раза в год: в марте и сентябре.
    - Но как связаны моя пенсия и субсидия на сына?
    - Напишите заявление, что отказываетесь от субсидии.
    - Но почему я должен отказываться, если положено по закону?
    Так мы долго препирались, пока женщина в сердцах не бросила:
    - Вы и декабрьскую пенсию можете не получить, так как у вас скопилась за четыре месяца приличная сумма. Сразу столько мы не сможем выплатить.
    Вот так влип, очкарик. Поймался на пособии, как бестолковая весенняя муха. Ведь от месяца к месяцу цифра будет неумолимо возрастать (если инфаркт не хватит), а Сбербанк России просто будет не в силах ее выплатить. Прямо какой-то дефолт местного значения с отдельно взятым пенсионером. А что, если я не один такой неудачливый? И все время, как заноза, мучает мысль: «Почему выплата законно заработанной пенсии зависит от студенческого пособия? Ведь задержка зарплаты - дело подсудное. Или с пенсионером можно поступать, как кому заблагорассудится?»
    Попросил сына на всякий случай взять еще одну справку. Может быть, кассирша, полистав сберкнижку, тоже потребует подтверждения законности выплаты субсидии?
    Вот так подсобили...
 ||  Полковник запаса Николай КИКЕШЕВ.



Выплаты «Чернобыльцам»

    После принятия 12 февраля 2001 года изменений в Федеральный закон «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакцию по-прежнему поступают вопросы от военнослужащих кадра, запаса и в отставке. В частности, «чернобыльцы», избежавшие инвалидности, связанной с участием в ликвидации катастрофы, интересуются суммой ежемесячных социальных выплат, положенных по закону. Много вопросов о порядке получения на детей «чернобыльцев» льготных путевок в санаторно-курортные учреждения либо денежной компенсации за них. На наиболее часто встречающиеся вопросы ответил начальник управления социального обеспечения Главного финансово-экономического управления Министерства обороны Российской Федерации генерал-майор Владимир ВДОВИН.
    Он, в частности, сообщил, что пунктом 10 статьи 15 Федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» военнослужащим, принимавшим в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения либо в 1988-1990 годах участвовавших в работах по объекту «Укрытие», предусмотрена ежемесячная выплата денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 200 рублей.
    Данным военнослужащим выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, которые представляют право на компенсации и льготы, предусмотренные указанным Федеральным законом, с момента их предъявления.
    Пунктом 11 статьи 15 Федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрено возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и повлекшего утрату трудоспособности, выплатой ежемесячной денежной компенсации в размере 250 рублей независимо от степени утраты трудоспособности (без установления инвалидности).
    Как следует из Федерального закона, основным условием для получения указанной выплаты является наличие у граждан заболевания, связанного с радиационным воздействием, повлекшего утрату трудоспособности (без установления инвалидности).
    Статьей 24 Федерального закона установление причинной связи заболеваний с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы возложено на межведомственные экспертные советы и военно-врачебные комиссии. Степень утраты трудоспособности и инвалидности устанавливаются учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы.
    Таким образом, для назначения упомянутой денежной компенсации для возмещения вреда, нанесенного здоровью, гражданин должен обратиться в выплачивающий орган (постановление Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1996 г. № 506) с заявлением, предоставив две справки:
    - о наличии заболевания, связанного с радиационным воздействием,
    - о степени утраты трудоспособности.

    Учитывая, что данная норма Федерального закона прямого действия, предоставление перечисленных документов является достаточным основанием для назначения указанной выплаты.
    Что касается ежегодного бесплатного оздоровления в оздоровительных лагерях (общего и санаторного типа) и других оздоровительных учреждениях, а в случае невозможности предоставления путевки - получения денежной компенсации в размере стоимости путевки, то согласно статье 25 Федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» указанная льгота гарантируется детям и подросткам в возрасте до 18 лет, проживающим в зоне отселения и зоне проживания с правом на отселение, эвакуированным и переселенным из зон отчуждения, отселения, проживания с правом на отселение, включая тех, которые на день эвакуации находились во внутриутробном состоянии, детям первого и последующего поколений граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, а также лиц, принимавших участие в 1986-1987 годах в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, в 1988-1990 годах - в работах по объекту «Укрытие», родившимся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей.
    Порядок предоставления бесплатных путевок в санаторно-курортное или другое оздоровительное учреждение либо выплаты денежной компенсации лицам, подвергшимся воздействию радиации, определен Инструкцией, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от 15 июля 1996 года № 266 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации. Регистрационный № 1189).
    Согласно указанной Инструкции, для обеспечения путевками в санаторно-курортное или другое оздоровительное учреждение в санаторно-отборочную комиссию представляются следующие документы:
    - рапорт (заявление) на получение путевки;
    - удостоверение установленного образца, дающее право на получение бесплатной путевки;
    - справка на ребенка о нуждаемости его в санаторно-курортном лечении или оздоровлении.

    В целях исключения возможности одновременного получения путевки и денежной компенсации представляются справки о неполучении бесплатной путевки на детей из следующих учреждений:
    - из детской поликлиники (другого детского лечебного учреждения) по месту жительства,
    - из санаторно-отборочной комиссии по месту службы родителей-военнослужащих,
    - с места работы родителей о неполучении на детей путевки на лечение или оздоровление, а также денежной компенсации.

    В случае невозможности предоставления указанным детям бесплатной путевки на лечение или оздоровление денежная компенсация выплачивается только на оздоровление.
    Для ее получения необходимо предоставить удостоверение установленного образца, дающее право на получение бесплатной путевки, справки из санаторно-отборочной комиссии и справки из органов здравоохранения о неполучении путевки по линии этих органов.

Жилищные сертификаты от А до Я


Поможет «Воинское братство»

    В октябре нынешнего года распоряжением губернатора Новосибирской области Виктора Толоконского областной общественной организации «Российское воинское братство» был присвоен статус эксплуатационного и информационно-правового центра по реализации государственных жилищных сертификатов.
    Это решение стало своего рода признанием заслуг организации, возглавляемой подполковником запаса Вячеславом Мокрицким, в осуществлении федеральной программы «Государственные жилищные сертификаты» на территории Новосибирской области. Достаточно сказать, что более половины из 1.200 обладателей ГЖС, ставших собственниками жилья в области за годы действия федеральной программы, воспользовались при получении квартир помощью «Воинского братства».
    Один из таких офицеров - капитан 2 ранга запаса Сергей Курятов. Получив после окончания службы на Тихоокеанском флоте жилищный сертификат, отставной офицер более полутора месяцев обивал пороги различных риэлторских контор Новосибирска в поисках подходящего варианта, пока не обратился в «Российское воинское братство». Здесь ему в короткий срок помогли подобрать трехкомнатную квартиру на семью из пяти человек в одном из районов сибирской столицы.
    По словам Вячеслава Мокрицкого, секрет успешной работы «Воинского братства» с владельцами государственных жилищных сертификатов заключается в прочных контактах представителей организации с местными органами власти и различными структурами, действующими на рынке жилья. Ну и, разумеется, в неравнодушном отношении к тем, кто обращается к ним за помощью.
 ||  Подполковник Александр СИТНИК, пресс-служба СибВО.



Нужен строгий контроль

    По словам министра труда и занятости Республики Татарстан Бориса Захарова, проблеме обеспечения жильем военнослужащих уделяется особое внимание. После выхода в 1997 году Указа Президента РФ «О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан» основной упор сделан на выдачу и погашение ГЖС для покупки уже построенного жилья. Это, по мнению Бориса Захарова, сократило сроки обеспечения нуждающихся жильем военнослужащих запаса.
    С 1998 года Республике Татарстан было выделено 457 ГЖС на общую сумму 126 миллионов 137 тысяч рублей, что позволило приобрести жилье общей площадью 13,4 тысячи квадратных метров 369 участникам программы. В общей сложности с учетом членов семей жилищные условия за этот период улучшили около 1.300 человек. Вместе с тем необходимо отметить, что на данный момент в Татарстане проживают более 2,5 тысячи человек, имеющих право на получение псертификатов.
    Министр труда и занятости республики упрекнул жилищные комиссии городов и районов в том, что они недостаточно строго следят за порядком реализации ГЖС, в результате чего жилье в рамках этой программы зачастую приобретают лица, которые не имеют на него права.
 ||  Александр БУГАЙ.



Обещанного ждут... 15 лет?

    В Томской области проживают 360 семей офицеров, прапорщиков и мичманов, находящихся в запасе или отставке и не имеющих жилья или остро нуждающихся в улучшении жилищных условий. Из них более 70 процентов хотели бы остаться жить в области. 240 таких семей сегодня стоят в очереди на получение жилищных сертификатов.
    В соответствии с федеральной целевой программой «Государственные жилищные сертификаты» предполагалось, что в течение 5 лет по 20 процентов уволенных в запас или ушедших в отставку очередников будут получать жилье, и таким образом проблема будет решена. Однако статистика говорит о другом... С 1998 по 2002 год Томской области было выделено всего 82 жилищных сертификата: в 98-м – 4, в 99-м – 39, в 2000-м – 5, в 2001-м и 2002-м годах - по 17. Иными словами, в среднем жилье получали лишь 6 процентов бесквартирных в год. Нетрудно подсчитать, что при таких темпах реализации программы ГЖС в Томской области, только чтобы обеспечить жильем нынешних очередников, потребуется 15 лет. Смогут ли дождаться заветных квартир люди, многие из которых отдали служению Родине не только лучшие годы, но и свое здоровье, – вопрос спорный.
    Сложившаяся ситуация стала основой обращения к Президенту России, направленного недавно Томской региональной общественной организацией «Ассоциация офицеров запаса». В 2004 году Томск будет отмечать свое 400-летие, и авторы обращения очень надеются, что в рамках финансирования мероприятий по празднованию предстоящего юбилея этого сибирского города не будут забыты и те его жители, кто, сняв после долгих лет военной службы погоны, дожидается давно обещанного жилья.
 ||  Вадим КОВАЛЬ, «Красная звезда».



Требуются ГЖС

    Почти пять лет в Сибирском военном округе реализуется программа «Государственные жилищные сертификаты». За все годы действия программы СибВО получил 2.369 сертификатов, 1.771 из них был вручен военнослужащим, готовящимся к увольнению.
    Однако, главным образом по причине несоответствия денежного эквивалента сертификата реальной стоимости жилья, особенно в больших городах, только 53 процента обладателей ГЖС в Сибири и Забайкалье смогли их реализовать. Наиболее удачным в этом отношении можно назвать 2001 год - свыше пятисот семей стали обладателями квартир.
    По состоянию на октябрь текущего года лимит ГЖС в СибВО использован в полном объеме, и их обладателями стали 439 семей. 117 сертификатов уже реализованы. В связи с этим в настоящее время решается вопрос о дополнительном выделении округу еще 660 сертификатов. В случае успешной их реализации СибВО выполнит в полном объеме плановые показатели по программе «Государственные жилищные сертификаты» на 2002 год.

Энциклопедия пенсионера


Льгота — по достижении 60 лет

    Я - военный пенсионер с 1995 года, имею выслугу 32 календарных года, возраст - 57 лет. До 1 июля с. г. я пользовался льготой по оплате жилья и коммунальных услуг. Теперь эту льготу отменили, поскольку мне нет 60 лет.
    Но дело в том, что я служил, вышел на пенсию и проживаю в Комсомольске-на-Амуре, в местности, приравненной к Крайнему Северу, где мужчины уходят на пенсию в 55 , а не в 60 лет, как в центральных областях, и в 55 лет получают звание «Ветеран труда». Может быть, и мы, ветераны военной службы в Комсомольске-на Амуре, должны получать звание «Ветеран труда» в 55 лет и пользоваться соответствующими льготами?

    
Полковник запаса Николай ГУЗЕНКО. Комсомольск-на-Амуре.

    К сожалению, Николай Никифорович, мы не можем дать вам положительный ответ. Статьей 23 Закона «О ветеранах» предоставление льгот ветеранам военной службы предусмотрено в соответствии со статьей 22 этого же закона по достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости (мужчинам - 60 лет, женщинам - 55 лет).
    Право на получение пенсии по старости на льготных условиях ранее установленного срока (для мужчин - в 55 лет), однако, не дает оснований для предоставления льгот как ветеранам труда.

Предоставляется право выбора

    Я - участник Великой Отечественной войны. С 1995 года - инвалид 2-й группы по общему заболеванию. Читал в вашей газете закон № 68 от 12 июня 2002 года и разъяснение к нему. Может быть, я подхожу под этот закон и мне полагается прибавка к пенсии?
    
Сергей ГОРДЕЕВ. Воронеж.


    Дело, Сергей Петрович, обстоит так. Участникам Великой Отечественной войны (действующая армия), ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья, в соответствии с пунктом «б» статьи 16 закона о пенсионном обеспечении военнослужащих пенсия за выслугу лет увеличивается инвалидам 1-й и 2-й групп на 130 процентов минимального размера пенсии по старости.
    В то же время участникам Великой Отечественной войны (действующая армия), являющимся инвалидами 1-й и 2-й групп от общего заболевания или достигшим 80-летнего возраста, к пенсии за выслугу лет устанавливается надбавка в размере 200 процентов минимального размера пенсии по старости (согласно статье 17 указанного выше закона). И пенсионеру дано право выбора на увеличение пенсии: либо в соответствии со статьей 16, либо со статьей 17, где надбавка за выслугу лет составляет 200 процентов минимального размера пенсии. Она, естественно, выше, чем увеличение пенсии на 130 процентов минимального размера пенсии.

Вопрос поднимался, но не был решен

    Почему подавляющее большинство офицеров запаса (в отставке), имеющих ученую степень и ученое звание, не имеют за это надбавки к пенсии, тогда как некоторые категории офицеров, например, космонавты с учеными степенями и ученым званием (в частности, в г. Щелково Московской области) эти надбавки получают?
    
Группа офицеров запаса. Московская обл.

    Пенсионное обеспечение космонавтов осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации, согласно которому при исчислении пенсии в сумму денежного довольствия включаются надбавки: за классность как космонавтам, за ученую степень и ученое звание. Эти надбавки таким образом не прибавляются к пенсии космонавтам, а входят в их денежное довольствие.
    Вопрос о включении надбавок в денежное довольствие при исчислении пенсий в соответствии с законом о пенсионном обеспечении военнослужащих неоднократно поднимался в соответствующих инстанциях, но положительного решения не нашел.
 ||  Полковник Валерий ЩЕБЛАНИН, пресс-служба СибВО.


Назад

НАШ АДРЕС:

mail@redstar.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker