на главную страницу

10 Декабря 2002 года

Тема номера

Вторник

Великий долг служения Отчизне



Как уже сообщала «Красная звезда» (№ 219, 27 ноября 2002 г.), в конце ноября в Москве прошло совещание руководящего состава Вооруженных Сил Российской Федерации “Об итогах подготовки Вооруженных Сил РФ в 2002 учебном году”, в работе которого принял участие Президент России, Верховный Главнокомандующий Владимир Путин. С основным докладом на совещании выступил министр обороны РФ Сергей Иванов. Сегодня мы публикуем текст его выступления с незначительными сокращениями.

     Товарищ Верховный Главнокомандующий!
     Товарищи!
     Текущий год был отмечен целым рядом принципиально важных для последующего развития Вооруженных Сил позитивных шагов в области финансового обеспечения армии и флота, комплектования, обучения, подготовки войск и социального обеспечения военнослужащих.
     Мероприятия в области строительства, развития и подготовки Вооруженных Сил проводились с учетом особенностей военно-политической обстановки в мире, экономической и социальной ситуации в стране.
     Позитивное влияние на общий ход развития международной военно-политической обстановки оказывали согласованные действия мирового сообщества по ряду ключевых проблем безопасности, в первую очередь в борьбе с силами международного терроризма.
     Большая и плодотворная работа, проведенная руководством страны в области международного сотрудничества, создала благоприятные условия для укрепления авторитета государства за рубежом, способствовала более жесткому отстаиванию национальных интересов России, в том числе с позиции силы.
     Существенный импульс развитию сотрудничества между Россией и Западом придало создание в мае этого года Совета Россия - НАТО, что может в дальнейшем способствовать укреплению безопасности и стабильности на планете.
     Установившиеся контакты на высшем уровне между Россией и ведущими государствами мира способствовали улучшению взаимодействия и правильному пониманию позиции Российской Федерации международным сообществом. Мы это чувствуем в процессе переговоров с зарубежными делегациями.
     Однако в целом обстановка в мире остается сложной и характеризуется динамичностью, нестабильностью, ростом напряженности, периодическим обострением существующих и возникновением новых кризисных ситуаций.
     Таким образом, с одной стороны, определенные позитивные изменения, произошедшие в международной обстановке, свели к минимуму вероятность развязывания крупномасштабной войны и вовлечения в нее России. С другой – продолжает сохраняться реальная угроза обострения существующих или возникновения новых военных конфликтов различного масштаба и интенсивности, способных оказать негативное воздействие на национальную безопасность и интересы Российской Федерации.
     Особую опасность для России представляют действия сил радикального ислама на Северном Кавказе, а также деятельность международных исламских группировок, избравших нашу страну в качестве объекта военно-политической экспансии. При активной финансовой и политической поддержке со стороны радикально настроенных исламских финансовых кругов и пособничестве ряда стран ближнего и дальнего зарубежья туда направлялись и направляются боевики из многих государств для прямого участия в боевых действиях против федеральных сил.
     В последнее время бандиты, после провала операции с захватом заложников в Москве, усилили морально-психологическое и физическое воздействие на местное население в городах и селениях Чечни. Активизацией диверсионно-террористических действий против федеральных сил и местных правоохранительных органов они пытаются дестабилизировать обстановку в Чеченской Республике.
     К сожалению, этому способствует и то, что до сих пор не удалось полностью перекрыть каналы поступления боевикам оружия и финансово-материальных потоков.
     Все это требует от нас уточнения совместно с МВД и ФСБ ныне существующих подходов к тактике проведения контртеррористической операции.
     Кроме того, на строительство и развитие Вооруженных Сил оказывали непосредственное влияние складывающиеся в стране социальная, а главное, экономическая ситуации.
     Ритмичность и своевременность поступления финансовых и иных ресурсных средств позволили выполнить все мероприятия, спланированные на отчетный период.
     При наметившейся тенденции изменения положения в Вооруженных Силах к лучшему в целом оно остается сложным. На сегодняшний день не преодолены острейшая социально-жилищная проблема, продолжающееся стремительное морально-физическое старение вооружения, военной техники и материальных запасов, налицо недостаточная обеспеченность боевой и мобилизационной готовности и подготовки войск.
     Причины сложившегося положения дел вам известны. И если в ближайшее время мы не сможем кардинально изменить ситуацию, то России нечего будет противопоставить новым вызовам и военным угрозам.
     Теперь позвольте более детально остановиться на основных итогах нашей работы в 2002 году.
     Основные итоги строительства и развития Вооруженных Сил
     Мероприятия Плана строительства и развития Вооруженных Сил на 2001-2005 годы с учетом принятого решения по ускоренному сокращению численности Вооруженных Сил в целом реализуются в намеченные сроки. К 1 января 2003 года мы выйдем на установленную штатную численность.
     Гособоронзаказ на 2002 год в рамках Государственной программы вооружения на 2001 - 2010 годы в части закупок и ремонта вооружения и военной техники выполнен полностью, а в части НИОКР – на 70 процентов.
     Реализация Заказа позволила в текущем году поставить в войска более 340 образцов вооружения основной номенклатуры, провести капитальный ремонт на предприятиях Министерства обороны более 18 тысяч единиц вооружения.
     Удалось несколько повысить уровень обеспеченности запасами текущего довольствия по горючему, продовольствию, вещевому и медицинскому имуществу. Продолжается реализация плана перехода на межведомственную (сопряженную) унифицированную систему тылового обеспечения.
     Завершен перевод финансирования Вооруженных Сил через лицевые счета федерального казначейства. Это повлекло за собой изменение форм и методов финансового планирования и использования бюджетных средств, повысило ответственность в вопросах их строго целевого расходования.
     Заложенные в бюджете на 2002 год средства позволили снять ряд проблем, которые на протяжении последних лет не имели положительного решения. Больше средств стало выделяться на техническое оснащение, оплату горюче-смазочных материалов и нефтепродуктов, топливно-энергетических ресурсов, на проведение мероприятий по реформированию Вооруженных Сил, оперативную, мобилизационную и боевую подготовку армии и флота.
     Сформирована и приступила к работе Военная инспекция Министерства обороны Российской Федерации.
     В соответствии с утвержденной Правительством России федеральной целевой программой начата реформа военного образования.
     В Сухопутных войсках с учетом изменений в характере и содержании военных угроз на стратегических направлениях уточнены структура и состав органов военного управления и общевойсковых объединений. В военных округах проведен ряд мероприятий по оптимизации состава и численности войск.
     Велась активная работа по совершенствованию организационно-штатной структуры и повышению боеспособности соединений и воинских частей постоянной готовности.
     В Военно-воздушных силах в установленные сроки переформировано управление Московского округа ВВС и ПВО в управление Командования специального назначения.
     Реализация этих мер позволит обеспечить централизацию руководства силами и средствами в решении задач воздушно-космической обороны в Центральной зоне, а также иметь воздушный мобильный компонент для реагирования не только на Западном, но и других стратегических направлениях.
     В Военно-морском флоте в целях приведения структуры органов военного управления в соответствие с боевым составом переформированы управления флотилий подводных лодок Северного флота в управления эскадр. Объединены группировки авиации и ПВО Балтийского флота в единую группировку.
     В Ракетных войсках стратегического назначения в целях поддержания на требуемом уровне состава ракетно-ядерных сил и средств осуществлялись мероприятия по оптимизации стационарной и мобильной группировок войск. Остаются на боевом дежурстве дивизии, оснащенные ракетами с разделяющимися головными частями, ранее предусматриваемые к сокращению в соответствии с международными договорами.
     Проведено уточнение боевого состава ракетных армий.
     В Воздушно-десантных войсках проведен ряд мероприятий по наращиванию потенциала соединений и воинских частей постоянной готовности, продолжается эксперимент на базе 76-й воздушно-десантной дивизии.
     В Космических войсках принят в опытную эксплуатацию и поставлен на опытно-боевое дежурство оптико-электронный комплекс «Окно». С введением в действие этого объекта повышаются возможности систем предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства.
     Вместе с тем состояние и ход строительства и развития Вооруженных Сил не могут нас удовлетворять в полной мере.
     Коротко остановлюсь на наиболее острых проблемах.
     Первое. Проблема технического оснащения Вооруженных Сил.
     Наибольшую озабоченность вызывают качественное состояние вооружения и военной техники войск и сил, а также перспективы перевооружения армии и флота.
     Вооружение и военная техника физически изнашиваются и морально устаревают, большая их часть своевременно не ремонтируется и приходит в негодность. Выделяемые ассигнования рассчитаны только на закупку единичных образцов вооружения и военной техники и запасных частей. Действующая Государственная программа вооружения на 2001-2010 годы проблему в целом не решает, так как направлена, прежде всего, на создание конструкторского, технологического и производственного заделов для перевооружения Вооруженных Сил после 2010 года.
     Учитывая, что процесс естественной убыли вооружения и военной техники в этот период не компенсируется за счет запланированных объемов закупок, возникает необходимость их массового ремонта и модернизации. Зная реальные экономические возможности государства, легко спрогнозировать значительную растянутость процесса перевооружения по времени и возможный провал в уровне технической оснащенности Вооруженных Сил. Это негативно скажется на способности Вооруженных Сил обеспечивать безопасность государства.
     В этих условиях важно всеми силами и средствами сохранить существующую систему вооружения. Обеспечить исправность вооружения и военной техники соединений и воинских частей постоянной готовности на уровне, необходимом для выполнения задач поддержания обороноспособности страны.
     В решении этого вопроса важную роль играет военно-промышленный комплекс, нынешнее состояние которого не может не вызывать у нас беспокойства. Очевидно, требуется активное совершенствование вертикали управления для обеспечения повседневной координации и контроля деятельности оборонно-промышленного комплекса, увязка его развития с задачами и планами военного строительства, программами развития вооружения, военной и специальной техники, военно-технического сотрудничества, мобилизационной подготовки страны. Соответствующие предложения, предусматривающие проведение этой работы в рамках сложившейся системы государственных органов управления, нами направлены в правительство.
     По нашему мнению, необходимо также активизировать работу по созданию специального фонда, обеспечивающего аккумулирование части средств, получаемых от продажи военной техники и вооружения, в интересах развития оборонно-промышленного комплекса и Вооруженных Сил.
     Второе. Комплектование Вооруженных Сил сержантами и солдатами по контракту должно быть рациональным с учетом демографических условий, специфики форм и способов выполнения задач по защите нашего государства, сохранения его территориальной целостности, а также финансово-материальных возможностей страны.
     Все это нашло отражение в разработанной и направленной в Правительство России концепции федеральной целевой программы «Переход к комплектованию воинских должностей преимущественно военнослужащими, проходящими военную службу по контракту».
     В ходе реализации программы мы намерены осуществить планомерное наращивание количества воинских организмов, комплектуемых по контракту, прежде всего соединения и воинские части постоянной готовности, плавсостав ВМФ и несущие боевое дежурство.
     Третье. Крайне остро стоит вопрос обеспечения военнослужащих жильем и их достойного прожиточного уровня.
     В текущем году военнослужащими получено 23 тысячи квартир, в том числе за счет собственного строительства – 11,6 тысячи и по государственным жилищным сертификатам – 11,4 тысячи. До конца этого года будет получено еще 4,2 тысячи квартир.
     Но, несмотря на это, в настоящее время в Вооруженных Силах насчитывается около 168 тысяч нуждающихся в жилье военнослужащих, в том числе 94 тысячи – бесквартирных. В этих условиях реально переломить ситуацию мы сможем только после перехода к накопительной системе получения жилья.
     О боевой и мобилизационной готовности войск (сил)
     В текущем году выполнен целый ряд мероприятий, направленных на недопущение снижения уровня боевой и мобилизационной готовности войск (сил) и прежде всего соединений и воинских частей (кораблей) постоянной готовности.
     Уточнены планы применения войск (сил) с учетом стоящих перед ними задач по обеспечению безопасности и обороне страны в мирное время, в угрожаемый период и на военное время в соответствии с реальным составом Вооруженных Сил и их задачами.
     Наиболее организованно эта работа проведена в главных штабах Сухопутных войск, Военно-воздушных сил, штабах Сибирского, Дальневосточного и Приволжско-Уральского военных округов, Черноморского флота и в Ракетных войсках стратегического назначения.
     Несмотря на принимаемые органами военного управления меры, вопросы поддержания боевой и мобилизационной готовности войск (сил) решены не в полном объеме.
     Не удалось добиться значительного повышения уровня обученности войск (сил).
     Основными причинами такого положения дел являются недостаточно эффективный контроль со стороны командующих, командиров (начальников), штабов и военных комиссаров, их слабое влияние на состояние боевой и мобилизационной готовности подчиненных войск (сил).
     Оперативная,мобилизационная и боевая подготовка
     По сравнению с прошлым годом уровень подготовки и проведения мероприятий оперативной, мобилизационной и боевой подготовки в Вооруженных Силах несколько повысился.
     Оперативная подготовка проводилась с учетом содержания и направленности военных угроз для Российской Федерации и ее союзников. Дальнейшее развитие получила практика проведения двусторонних командно-штабных учений с военными округами (СибВО и ДВО) и общевойсковыми армиями. Их результаты свидетельствуют о том, что данная форма обучения органов военного управления является наиболее эффективной.
     Значительными мероприятиями оперативной подготовки стали стратегическая командно-штабная тренировка по управлению Вооруженными Силами, двустороннее командно-штабное учение с Сибирским и Дальневосточным военными округами, командно-штабная тренировка по управлению Военно-воздушными силами, командно-штабное учение с Приволжско-Уральским военным округом и командно-штабная тренировка по управлению войсками военных округов (на военное время).
     Проведен ряд совместных мероприятий оперативной подготовки с вооруженными силами других стран. В ходе совместных с вооруженными силами государств – участников Содружества Независимых Государств оперативно-тактических и командно-штабных учений «Юг-Антитеррор-2002», «Южный щит Содружества-2002», проведенных на территории Республики Казахстан, Киргизской Республики и Республики Таджикистан, разработаны конкретные рекомендации по совершенствованию методов совместного планирования контртеррористических, миротворческих операций и подготовке соответствующих сил и средств.
     К участию в мероприятиях оперативной подготовки привлекались оперативные группы от органов управления других войск, воинских формирований и органов, дислоцирующихся в границах военных округов, что позволило комплексно подойти к решению задач перевода войск с мирного на военное время, а также прикрытия Государственной границы и ведения территориальной обороны.
     Анализ результатов проведенных мероприятий оперативной подготовки еще раз подтвердил, что задачи в области обороны и обеспечения безопасности государства могут быть решены только совместными усилиями Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов Российской Федерации.
     Судя по полученным результатам, наиболее качественно вопросы оперативной подготовки решались в Дальневосточном военном округе и на Северном флоте.
     Обращаю ваше внимание на ряд существенных недостатков, вскрытых в ходе контроля проведения мероприятий оперативной подготовки.
     Так, не в полной мере отработаны вопросы применения группировок войск (сил) в ходе контртеррористических операций, при обеспечении безопасности национального морского судоходства, воздушного пространства Российской Федерации, защиты от террористов оружия массового поражения, ракетного и стрелкового вооружения, боеприпасов и взрывчатых веществ, а также военных объектов.
     Оценивая итоги боевой подготовки в текущем году, можно отметить, что тенденция снижения уровня слаженности соединений, воинских частей и подразделений, обученности их личного состава приостановлена.
     В Сухопутных войсках боевая подготовка в целом была организована на должном уровне, значительно оживилась и проводилась практически без срывов. При этом значительное количество батальонных и ротных тактических учений впервые за последние годы проводилось с привлечением боевой техники, что существенно повысило качество занятий и позволило в целом поднять уровень тактической подготовки мотострелковых и танковых соединений и воинских частей.
     В Военно-воздушных силах тенденция снижения уровня подготовки летного состава не остановлена.
     Кроме того, продолжает снижаться уровень подготовленности должностных лиц в управлении силами и средствами ПВО, выделенными в состав района ПВО, и организации взаимодействия с другими видами и родами войск Вооруженных Сил.
     В Военно-морском флоте количество выходов кораблей в море для решения задач боевой подготовки увеличилось.
     Успешно проведены сбор-походы сил (войск) Балтийского флота и Каспийской флотилии. Отработан широкий круг задач по их применению в районах ответственности. На должном уровне решаются вопросы организации взаимодействия органов государственного и военного управления, сил и войск различных министерств и ведомств Российской Федерации при совместном решении задач по борьбе с терроризмом, браконьерством, контрабандой оружия и наркотиков в регионе, защите судоходства и производственной деятельности российских предприятий на море.
     В Ракетных войсках стратегического назначения и Космических войсках планы боевой подготовки в соединениях и воинских частях в основном выполнены.
     Недостаточен уровень боевой подготовки в Воздушно-десантных войсках. Занятия проводились со значительными ограничениями и упрощениями, зачастую в ущерб их качеству.
     Результаты итоговых проверок подтвердили, что в целом войска (силы) по уровню боевой подготовки способны выполнить стоящие перед ними задачи как в мирное время, так и в локальных войнах и вооруженных конфликтах.
     О финансовом обеспечении Вооруженных Сил
     Крайне важно подчеркнуть тот факт, что финансирование Министерства обороны в текущем году отличается стабильностью. По основной смете нами получено более 85 процентов от запланированных на год. Средства, предусмотренные федеральным бюджетом по разделу «Военная реформа», Минобороны выделялись в целом полностью и своевременно.
     Во многом благодаря этому обстоятельству нам удалось в установленные сроки реализовать мероприятия в соответствии с Планом строительства и развития Вооруженных Сил.
     В то же время не могу не сказать об одной из проблем, беспокоящей руководство Минобороны, которую я поднимал на заседании Правительства РФ 22 ноября.
     К сожалению, пока не снят вопрос о несвоевременности использования выделяемых финансовых средств.
     Причин здесь несколько.
     Одна из них – несовершенство механизма финансирования Вооруженных Сил через органы федерального казначейства и связанное с этим длительное доведение средств до конкретных получателей.
     В результате на конец каждого месяца и квартала искусственно фиксируются крупные суммы остатков бюджетных средств, которые или только поступили в войска, или находятся в пути.
     По существу это издержки системы финансирования, не учитывающей многоуровневую систему управления как Вооруженными Силами, так и денежными потоками. В результате период прохождения средств составляет как минимум от 15 до 25 дней.
     Поэтому образующиеся по указанной причине остатки нельзя считать средствами, излишне истребованными.
     Нельзя не поддержать стремление Минфина изменить ситуацию, особенно в части выделения всех причитающихся Министерству обороны до конца текущего года ассигнований уже в ноябре.
     Однако важно идти дальше. Без совершенствования системы финансирования невозможно обеспечить планомерное использование ассигнований.
     Необходимо так планировать исполнение бюджета, чтобы все плановые документы готовились и доводились до распорядителей и получателей бюджетных средств до начала исполнительного периода. Более того, на первые два месяца квартала необходимо предусматривать большую их часть с тем, чтобы имелась возможность для маневрирования средствами.
     Другая причина сложившейся ситуации с расходованием средств обусловлена реализацией программы «Государственные жилищные сертификаты».
     Инерционность этой программы (срок реализации сертификатов – до 9 месяцев), задержка с выдачей бланков Минобороны (в 2001 году – в августе, в 2002 году – в апреле) спровоцировали ситуацию, когда использование средств по разделу «Военная реформа» осуществлялось не всегда равномерно. В результате в войсках оказались неиспользованные средства по расчетам с личным составом, транспортным расходам.
     В настоящее время по каждому такому случаю осуществляется проверка и принимаются необходимые меры.
     Безусловно, не лишена недостатков и деятельность Министерства обороны в этой сфере.
     Имеются просчеты в планировании бюджетных ассигнований на мероприятия по реформированию Вооруженных Сил. В войсках и силах допускаются факты необоснованного завышения потребности в средствах. Не полностью преодолена нераспорядительность некоторых командиров и начальников при реализации оргмероприятий и обеспечении своевременности расчетов с увольняемыми.
     Мы принимаем и будем принимать самые жесткие меры к устранению имеющихся недостатков.
     О решении проблем социальной защищенности военнослужащих и их семей
     Проблемы повышения социальной защищенности военнослужащих всегда вызывали и вызывают у нас острую озабоченность.
     Реализуемый комплекс мер по реформированию системы денежного довольствия военнослужащих и некоторых установленных для них льгот позволил повысить ежемесячное денежное довольствие военнослужащих, особенно младшего офицерского состава.
     Но радикального улучшения условий жизни военнослужащих и повышения престижа воинской службы пока не произошло.
     Продолжающиеся инфляционные процессы, повышение стоимости жилищно-коммунальных услуг и электроэнергии сведут на нет прибавку к денежному довольствию.
     Созерцать и констатировать создавшуюся ситуацию мы не намерены, будем принимать меры и совместно с другими федеральными структурами вести поиск путей усиления социальной защищенности военнослужащих и членов их семей.
     О кадровой работе
     и военном образовании
     Основные усилия в кадровой работе были направлены на поддержание требуемого уровня укомплектованности войск (сил) офицерским составом. В течение года ее удалось поддержать на уровне 92 процентов, в основном за счет внутренних резервов – более 70 процентов офицеров, высвободившихся в ходе организационно-штатных мероприятий, были переназначены на вакантные должности.
     В первую очередь учитывались потребности в комплектовании соединений и воинских частей постоянной готовности, а также несущих боевое дежурство и боевую службу, принимающих участие в миротворческих операциях, войск Северо-Кавказского военного округа.
     В текущем году впервые за многие годы увеличилось количество офицеров с первичной подготовкой, изъявивших желание продолжить службу в отдаленных регионах и районах, в которых предусмотрены льготы по прохождению службы, в том числе на территории Чеченской Республики и в 201-й мотострелковой дивизии (ПУрВО).
     Однако по-прежнему ощущается недостаток выпускников с первичной подготовкой по специальностям мотострелковых, танковых войск, ракетных войск и артиллерии, бронетанковой службы, ряда специальностей войск связи. Восполнение потребности армии и флота в офицерах по данным специальностям за счет вузов не превысило 50-60 процентов.
     Основная причина этого – досрочное увольнение офицеров в звании лейтенант, старший лейтенант, капитан из-за специфики и сложности службы этих военных профессий, связанных с большим риском для жизни, тяготами военной службы, работой с личным составом.
     Вызывает озабоченность и тот факт, что первые курсы военных академий (университетов) недоукомплектованы более чем на 80 слушателей по различным причинам. Это недопустимо.
     Работа по реформированию системы военного образования осуществляется нами на основе федеральной программы, утвержденной постановлением правительства в мае этого года.
     Первоначально она была рассчитана на период до 2010 года, однако уже сейчас ясно, что сроки реформирования системы военного образования необходимо сократить. Этот вопрос рассматривался 22 ноября на заседании Правительства РФ, и в соответствии с имеющимся поручением мы готовим предложения, предусматривающие завершение разработки нормативно-правовой базы перспективного облика системы военного образования с целью оптимизации сети военно-учебных заведений уже в следующем году (ранее этот период был растянут до 2005 года).
     О военно-научной работе
     Военно-научная работа проводилась в соответствии с замыслом научных исследований в Вооруженных Силах.
     Результаты проведенных исследований в целом позволили обеспечить научное обоснование основных решений, принимаемых на данном этапе строительства и развития Вооруженных Сил, подготовить ряд основных руководящих документов и внедрить их в практику деятельности войск.
     Уточнены приоритеты военно-технической политики с учетом экономической и политической ситуации, а также хода реализации Государственной программы вооружения в 2001 году.
     Завершается оптимизация состава и структуры научных подразделений и вузов Минобороны.
     Вместе с тем до настоящего времени отсутствует целостная система независимой экспертизы ключевых решений по вопросам военного строительства и важнейших программ вооружения.
     Не в полной мере решена проблема координации исследований, проводимых в рамках планов научной работы научно-исследовательских организаций Министерства обороны и государственного оборонного заказа.
     Сложившаяся система планирования научной работы и выделения лимитов денежных средств на оплату научно-исследовательских работ находится в противоречии с принципами ведения финансово-хозяйственной деятельности большинства научно-исследовательских институтов Министерства обороны как федеральных государственных унитарных предприятий.
     Снижена роль центральных органов военного управления в организации и контроле ведения научной работы в войсках.
     О состоянии воспитательной работы, правопорядка, службы войск и безопасности военной службы
     В текущем году благодаря усилиям офицерского корпуса в войсках (силах) удалось несколько улучшить некоторые показатели оценки состояния правопорядка, службы войск и безопасности военной службы.
     Удалось добиться снижения количества военнослужащих, самовольно оставивших место службы, на 21 процент, правонарушений при несении службы в суточном наряде на 26 процентов, преступлений на почве незаконного оборота наркотических средств на 34 процента, хищений государственного, военного имущества и денежных средств в воинских частях на 42 процента, хищений боеприпасов и взрывчатых веществ на 44 процента.
     Однако работа, проводимая в войсках (силах) со стороны ряда командиров и штабов, нас не удовлетворяет. Многие звенья управленческих структур практически дистанцировались от личного состава и не участвуют в воспитательном процессе, относясь при этом к солдатам и сержантам как к неодушевленному ресурсу, расходному материалу, используя лишь административные методы работы.
     На недопустимо высоком уровне остается преступность в соединениях и воинских частях Северо-Кавказского, Сибирского, Ленинградского военных округов, на Северном и Тихоокеанском флотах, в Воздушно-десантных войсках.
     Наибольший удельный вес – более 30 процентов – в структуре преступности составляют уклонения от военной службы.
     В войсках Северо-Кавказского, Дальневосточного и Приволжско-Уральского военных округов и в Воздушно-десантных войсках имели место самовольные оставления военнослужащими места службы с оружием.
     Устойчиво занимают одно из ведущих мест в общей структуре преступности преступления, связанные с посягательством военнослужащих на жизнь, здоровье, честь и достоинство сослуживцев.
     Действенность профилактической работы органов военного управления по предупреждению гибели военнослужащих в войсках Дальневосточного, Северо-Кавказского, Ленинградского военных округов, на Северном, Тихоокеанском флотах, в Воздушно-десантных войсках остается крайне низкой.
     Основными причинами гибели военнослужащих являлись самоубийства – 27 процентов, нарушения требований безопасности – 13 процентов и дорожно-транспортные происшествия по вине военнослужащих – 13 процентов.
     Негативные явления проявляются во многом из-за отсутствия в большинстве соединений и воинских частей плановой и системной повседневной работы командиров (начальников) и кропотливых предупредительно-профилактических мероприятий.
     В целом состояние правопорядка службы войск и безопасности военной службы в объединениях, соединениях и воинских частях в 2002 году обеспечило выполнение задач Вооруженными Силами Российской Федерации на требуемом уровне.
     Кроме того, хочу отметить, что мы научились грамотнее и эффективнее взаимодействовать со средствами массовой информации и общественностью по фактам чрезвычайных происшествий.
     В Министерстве обороны хорошо понимают роль и значение средств массовой информации в жизни страны. В текущем году было организовано более 500 выездов журналистов в войска. В значительной степени благодаря такому подходу более 12,5 тысячи различных материалов по проблемам военного строительства и жизнедеятельности армии и флота было опубликовано и размещено в центральных российских печатных СМИ за 11 месяцев 2002 года.
     За этот же период должностными лицами уровня руководства Министерства обороны, главных командований видов и командований родов войск Вооруженных Сил, военных округов и флотов проведено более 300 пресс-конференций и брифингов для журналистов.
     В недавнем прошлом выступления командующего военным округом или флотом, главнокомандующего видом Вооруженных Сил или родом войск в прямом эфире были редкостью. В настоящее время это стало нормальным, привычным явлением. Открытость и искренность должностных лиц Министерства обороны в общении с прессой позволили избежать инсинуаций и домыслов по поводу различных событий, прежде всего чрезвычайного характера, в жизни армии и флота.
     Позиция Минобороны заключается в том, что общество, безусловно, должно владеть широкой и объективной информацией о тех процессах, которые происходят в Вооруженных Силах, о том, ради чего и на что именно тратятся деньги налогоплательщиков. Без этого нельзя рассчитывать на понимание и поддержку народом проводимых преобразований в Вооруженных Силах, а значит, и на успешное решение стоящих перед армией и флотом задач.
     * * *
     Таковы основные итоги деятельности Вооруженных Сил в 2002 году.
     В целом считаю необходимым отметить, что за рассматриваемый период нам удалось выполнить все поставленные задачи с учетом объема выделенных на это бюджетных средств. По сути по большинству направлений военного строительства сделан серьезный задел для последующего вывода Вооруженных Сил на качественно новый уровень.
     Интеллектуальные и материальные возможности для этого у нас имеются, и, что особенно важно, в столь масштабном деле мы можем твердо рассчитывать на постоянную поддержку Президента Российской Федерации – Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами, Правительства Российской Федерации и в целом всего общества.
     Такое доверие ко многому обязывает и мобилизует на новые достижения под Знаменем Вооруженных Сил Российской Федерации, которое вручил нам в этом году глава государства Владимир Владимирович Путин.
     Пользуясь возможностью, Владимир Владимирович, разрешите передать вам многочисленные пожелания со стороны личного состава и ветеранов о внесении изменений в Федеральный закон «О Знамени Вооруженных Сил Российской Федерации» для того, чтобы вернуть на главный стяг нашей армии изображение пятиконечной звезды как символа преемственности поколений защитников Отечества, признания их решающего вклада в Победу в Великой Отечественной войне и заслуг в деле строительства наших Вооруженных Сил.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker