на главную страницу

10 Декабря 2002 года

Армия сегодня

Вторник

Полвека в строю крылатых

Дмитрий КАРПОВ. Дальневосточный военный округ.



Эти два события почти совпали – 50-летний юбилей транспортно-боевого вертолетного полка ДВО, которым сегодня командует подполковник Евгений Галкин, и признание его лучшим среди авиационных частей округа.

     В «красном углу» командирского кабинета находится кубок – переходящий приз, несколько дней назад врученный на военном совете командующим войсками округа генерал-полковником Юрием Якубовым.
     Действительно, пятидесятый год в истории полка получился особенно «урожайным» на боевую учебу. Один из основных критериев летной работы – средний налет на летчика – вырос более чем в два раза по сравнению с предыдущими годами и составил около сорока часов. А рекордсмены, среди которых заместитель командира полка по летной подготовке подполковник Василий Олейников, налетали до 160 часов. Несколько полковых летчиков «доросли» до первого класса, до второго – трое.
     - Для полка это более чем ощутимо, - объясняет Евгений Викторович. – Так как часть постоянно несет службу в составе поисково-спасательных сил на двух аэродромах, экипажей до последнего времени не хватало. Зато теперь летчики, повысившие классность и допущенные к ПСС, помогут разгрузить командиров звеньев.
     И здесь, по словам командира, можно ожидать дополнительный эффект. Имевший место перекос, когда в квалификационной сетке полка преобладали летчики с первым и третьим классами, не позволял тем же командирам звеньев должным образом заниматься одной из своих главных задач – обучать молодых летчиков, так как все время «съедало» несение службы в ПСС. В результате инструкторские полеты выполняли летчики из управления полка.
     Ситуация должна измениться уже в ближайшее время: первую же летную смену следующего учебного года решено посвятить подготовке инструкторов, командиров звеньев, которые непосредственно отвечают за подготовку летного состава.
     Запомнился учебный год большим числом учений. В октябре несколько экипажей Ми-8 выполняли задачи по огневому поражению целей вместе с соседями – вертолетными экипажами Ми-24.
     Два вертолета Ми-26, влившиеся в парк полка около года назад, исправно курсируют между Сахалином и Курилами – завозят на отдаленные острова стройматериалы, так необходимые там сейчас в связи с ремонтом жилищно-казарменного фонда.
     Санитарных вылетов и вовсе не счесть: их десятки. Предпоследний случай, когда вывозили больного из дальнего гарнизона, запомнился особенно – благодаря своевременной его перевозке в 301-й ОВКГ военнослужащему была спасена жизнь.
     - Летчики прекрасно понимают, - продолжает командир, - что просто так команда на выполнение санитарного рейса не дается, только в особых случаях. Поэтому всегда действуют собранно и ответственно. В такие моменты на один экипаж работают все службы полка.
     Возможно, одна из причин тому кроется в выполнении боевых задач многими вертолетчиками в Афганистане, Чечне, Таджикистане, Анголе и ряде других «горячих точек». По опыту они знают цену каждой выигранной минуте в экстремальной обстановке. Кстати, два месяца назад из зоны проведения контртеррористической операции вернулись очередные два экипажа, все авиаторы представлены к государственным наградам.
     Есть подвижки и по другим направлениям. Например, по проведению капитально-восстановительного ремонта вертолетов. Тесные связи, налаженные с 12-м авиаремонтным заводом, позволили открыть «второе дыхание» четырем винтокрылам. Теперь ресурс их продлен, они снова в крылатом строю и еще долго будут выполнять задачи.
     Примечательно, что впервые за последние годы КВР проводится согласно графику, без проволочек. Случись поломка - заводчане устраняют ее в кратчайшие сроки.
     В полку справедливо говорят, что по проложенным вертолетчиками трассам можно изучать не только новейшую историю, но и географию земного шара. Вертолетчики выполняли задачи в Арктике, в 1954-м на крупных учениях обеспечивали десантирование войск Белорусского военного округа.
     Судьба распорядилась так, что вертолетчики всегда оказывались на острие событий, порой эпохальных. Осенью 56-го пятнадцать экипажей были передислоцированы в раздираемую внутренними противоречиями Венгрию. В гуще событий они оказались и на Кубе в период Карибского кризиса 1962 года.
     В 1967-м вертолетчики оставили свой след во Вьетнаме. Через год, впервые поставив в ВВС рекорд дальности и скорости группового перелета на 8.000 километров, полк передислоцировался на Дальний Восток.
     Самый глубокий след в душах вертолетчиков оставил Афганистан. Там вертолетчики находились с апреля 1980-го. Старожилы полка рассказывают о службе «за речкой» сухо. Работали много, честно и самоотверженно. Себя не щадили, думали прежде всего о деле. Не раз попадали под обстрелы не только в воздухе, но и в аэродромной зоне.
     Сегодня, когда полк беспрецедентно для последних лет набирает темпы боевой учебы, как никогда, требуется мобилизация всех сил. Поэтому стоящая перед вертолетчиками задача звучит предельно просто: получать максимальную отдачу от каждого часа налета, от каждой тонны керосина. Цель – выйти на докризисный уровень боевой готовности. Весь опыт предыдущих пятидесяти лет подсказывает, что это им удастся, потому что сегодняшние вертолетчики вобрали в себя лучшие качества своих предшественников: настойчивость и мужество в решении самых сложных задач.
     На снимке: уточнение задач перед заступлением на дежурство в поисково-спасательную службу.
     



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker