на главную страницу

11 Декабря 2002 года

Тема номера

Среда

На страже Конституции и законов России

Беседу вел Иван ИВАНЮК, «Красная звезда».



Завтра в нашей стране отмечается один из основных государственных праздников – День Конституции России. Защита конституционных прав граждан, провозглашенных в этом основополагающем документе, во многом зависит от эффективной работы органов прокуратуры.
В канун праздника наш корреспондент встретился с заместителем Генерального прокурора Российской Федерации – Главным военным прокурором генерал-лейтенантом юстиции Александром САВЕНКОВЫМ и попросил его ответить на ряд вопросов.

     

Визитная карточка

     Александр Николаевич Савенков родился 29 марта 1961 года в
     г. Ливны Орловской области. Окончил военно-юридический факультет Военного Краснознаменного института. Проходил службу в Забайкалье, Приволжье. Был военным прокурором Сибирского, Московского военных округов, первым заместителем Главного военного прокурора. 10 июля 2002 года назначен заместителем Генерального прокурора РФ – Главным военным прокурором.
     Доктор юридических наук.



     - Конституция Российской Федерации – основной закон нашего государства, – начал беседу Александр Николаевич, - и вся деятельность органов военной прокуратуры подчинена тому, чтобы имеющимися средствами обеспечить действенный надзор за соблюдением Конституции и исполнением федеральных законов. Нами обеспечивается принятие необходимых мер как по защите конституционного строя Российской Федерации, ее военной и экономической безопасности, так и по охране прав человека и гражданина.
     Свои полномочия военная прокуратура осуществляет во всех министерствах и ведомствах, где предусмотрено прохождение военной службы. Это, кроме Минобороны России, Федеральная пограничная служба, МЧС России, Федеральные службы безопасности, охраны, специального строительства, Железнодорожные войска, ФАПСИ, СВР, внутренние войска МВД России, некоторые другие структуры. На защите прав и свобод военнослужащих и членов их семей, интересов государства и общества стоит личный состав Главной военной прокуратуры, 14 военных прокуратур окружного и 227 - гарнизонного звена.
     Основной долг и ответственность военные прокуроры видят в том, чтобы надзорными средствами обеспечить правовое сопровождение военной реформы, на всех этапах реформирования оградить граждан, в том числе военнослужащих, от ущемления законных прав и свобод, не допустить снижения уровня боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил, иных войск, воинских формирований и органов.
     Вот только некоторые сведения о нашей работе в 2002 году: проведено около 5 тыс. проверок в сфере экономики, государству возмещен материальный ущерб на сумму более 240 млн. руб., еще на сумму свыше 300 млн. рублей в государственных интересах военными прокурорами заявлены иски в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства. Выявлены и по нашему предложению устранены свыше 2 тыс. нарушений в сфере боеготовности и боеспособности войск. Проведено свыше 18 тыс. проверок в сфере соблюдения прав и свобод человека. В ходе этой работы выявлено более 39 тыс. нарушений законов, в том числе около 1,7 тыс. незаконных правовых актов, восстановлены нарушенные права более 130 тыс. лиц. По инициативе военных прокуроров за нарушение прав и свобод человека и гражданина к установленной законом ответственности привлечены более 6 тыс. должностных лиц.
     Новая российская государственность радикально изменила отношения личности и государства. Теперь оно функционирует для человека. В связи с этим действующий Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» впервые в истории развития прокуратуры в России выделил надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в самостоятельную отрасль прокурорской деятельности.
     Органы прокуратуры достаточно активно и успешно используют весь имеющийся арсенал сил и средств в целях обеспечения законности на данном направлении. Выступая на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры РФ 11 февраля 2002 года, Президент России В.В. Путин отметил достижения прокуратуры в деле защиты прав граждан, подчеркнув, что люди идут в прокуратуру чаще, чем в другие властные и правоохранительные органы, и получают скорую и, что важно, бесплатную помощь.
     Ныне действующая Конституция Российской Федерации провозглашает и гарантирует более 50 различных прав и свобод человека и гражданина. Среди них в первую очередь выделяют такие, как право на жизнь, на охрану достоинства личности, на свободу, личную неприкосновенность, на отдых, жилище, благоприятную окружающую среду и многие другие.
     У нас в стране провозглашен принцип: «осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц». Вместе с тем хочу высказать свое личное мнение, что необходим баланс правового поля. Реализуя свои права, никто не должен забывать, что существуют еще и интересы государства и общества. Это в полной мере касается всех субъектов правоотношений: и простого гражданина, и государственного чиновника, и представителей средств массовой информации. Государство, используя свои полномочия по защите конституционных гарантий каждого из них, не должно встречать противодействия. Поэтому считаю, что часть 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации следовало бы изложить так: «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, а также интересы государства и общества».
     - Военнослужащие в силу своего статуса ограничены в определенных правах. Насколько существенны эти ограничения?
     - Действительно, Федеральный закон «О статусе военнослужащих» определяет, что «военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, которые вводятся в интересах обеспечения безопасности государства. К примеру, в соответствии с положениями названного закона военнослужащий не вправе обсуждать и критиковать приказы командиров (начальников), отказываться от исполнения своих служебных обязанностей по мотивам отношения к религии и т.д.
     Вместе с тем ряд прав и свобод, имеющих особое значение для военнослужащих в условиях указанных ограничений, дополнительно закреплены Федеральным законом «О статусе военнослужащих» с регламентацией механизма их реализации. К их числу относятся: право на защиту чести и достоинства, на свободу передвижения и выбор места жительства, свободу слова, свободу совести и вероисповедания, право на жилище, на охрану здоровья и медицинское обеспечение, образование, социальное страхование и другие.
     Следует отметить, что государство, учитывая особый характер исполнения обязанностей по военной службе, определенные лишения военнослужащих, связанные с ограничением в правах и свободах, компенсирует их предоставлением дополнительных льгот и гарантий, повышенной ответственностью военного командования за соблюдение прав и законных интересов подчиненных военнослужащих. Практика свидетельствует, что в условиях функционирования Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов именно военный прокурор зачастую является одним, а нередко единственным гарантом обеспечения защиты и восстановления нарушенных прав военнослужащих и членов их семей.
     - В своем выступлении на совещании высшего руководящего состава Вооруженных Сил Президент Российской Федерации В.В. Путин потребовал решения накопившихся социальных проблем военнослужащих. Каков вклад военной прокуратуры в решение этих вопросов?
     - На данном направлении ведется постоянная, планомерная работа. Существует ряд проблем, связанных с реализацией конституционных прав военнослужащих на социальную защиту. Так, много внимания мы уделяем обеспечению соблюдения законодательства в сфере обеспечения конституционных прав (статья 40 Конституции России) военнослужащих на жилище. Предпринятые государством в 1993-2002 гг. меры не позволили коренным образом изменить ситуацию с обеспечением жильем военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Сложившиеся подходы к решению жилищной проблемы вступили в противоречие с экономическими возможностями государства. Сейчас фактически каждая пятая семья военнослужащих не обеспечена жильем.
     Военные прокуроры в текущем году провели около 1,5 тыс. результативных прокурорских проверок исполнения жилищного законодательства, выявили свыше 2 тыс. нарушений законов, восстановили нарушенные права более 3 тыс. лиц. Приведу лишь один пример. На протяжении нескольких лет вдова офицера А. Головина безуспешно обращалась в различные инстанции по вопросам обеспечения жильем и производства ряда социальных выплат. Два месяца назад ее обращение поступило в военную прокуратуру ДВО. Проведена проверка, права вдовы офицера полностью восстановлены, жилая площадь ей предоставлена.
     Еще одна острая проблема. По состоянию на 1 января 2002 года в Российской Федерации проживали свыше 750 тыс. инвалидов военной службы, включая более 450 тыс. инвалидов Великой Отечественной войны, около 70 тыс. граждан, раненных и получивших увечья в ходе боевых действий в Афганистане, в Чеченской Республике, Республике Дагестан, Республике Таджикистан. Только в Министерстве обороны Российской Федерации на пенсионном обеспечении состоят 48,5 тыс. семей военнослужащих, погибших при исполнении служебного долга.
     Защита прав этих лиц также находится под контролем. Повышению эффективности надзора в этой сфере способствовало издание Генеральным прокурором Российской Федерации указания от 27 сентября 2000 г. № 123/14 «Об организации работы с обращениями военнослужащих, пострадавших при исполнении воинского или служебного долга, и членов их семей». В ходе проверок выявлены многочисленные нарушения должностными лицами органов исполнительной власти и военного управления требований федеральных законов «О ветеранах», «О статусе военнослужащих» и других нормативных правовых актов, регламентирующих права и льготы данной категории граждан. Необходимые меры нами приняты, права людей восстановлены.
     Постоянное внимание уделяем проблеме нарушений законодательства, в частности требований статьи 42 Конституции Российской Федерации об обязательном государственном личном страховании военнослужащих. Здесь хотел бы выделить два главных аспекта, которые препятствуют решению этой проблемы и на которые органам военного управления необходимо обратить серьезное внимание.
     Во-первых, недостаточно четко работают командиры и должностные лица по оформлению и представлению в страховую компанию документов на выплату страховых сумм и единовременных пособий. И в этом плане обоснованны претензии в адрес Минобороны и других ведомств, где предусмотрена военная служба, по вопросу качества и объективности материалов, поступающих в страховую компанию, поскольку ежегодно до 25-30 процентов обращений возвращаются без реализации.
     Второй аспект – это участившиеся в последнее время факты фальсификации документов с целью хищения средств, выделяемых на обязательное государственное страхование. Так, главный травматолог РВСН полковник медслужбы В. Ковтун в период 1999-2001 гг. на основании подделанных им документов о полученных вымышленными военнослужащими травм получил страховые суммы в размере 1 млн. 146 тыс. рублей. В ходе следствия ущерб возмещен в полном объеме. В настоящее время Ковтун осужден военным судом к наказанию в виде лишения свободы. Подобные факты, к сожалению, не единичны.
     В последнее время возникла еще одна острая социальная, а по своей значимости общегосударственная, проблема – несоблюдение установленного порядка выплаты так называемых «боевых» денег. Она не раз поднималась на страницах вашей газеты, в частности совсем недавно председателем Военной коллегии Верховного Суда России генерал-полковником юстиции Н.А. Петуховым. Хочу сообщить, что буквально на днях проведено совместное с председателем Военной коллегии Верховного Суда, начальником Генерального штаба Вооруженных Сил совещание. Подготовлен пакет документов, реализация которых полностью исключит двоякое толкование и неразбериху по вопросам соответствующих выплат. Это обстоятельство может служить ярким примером координационной работы Главной военной прокуратуры, результатом которой стало разрешение проблемы, затрагивающей интересы десятков тысяч военнослужащих.
     - Среди основных проблем, на протяжении ряда последних лет беспокоящих общество, можно назвать и неуставные взаимоотношения в войсках. Что делает военная прокуратура для борьбы с этим явлением?
     - Обеспечение и реализация положений статей 2, 41 Конституции Российской Федерации, закрепляющих права военнослужащих на охрану их жизни и здоровья, а также безопасные условия прохождения военной службы, – одна из важнейших задач, которую мы пытаемся совместно с командованием разрешить. Отмечается тенденция к снижению общего числа неуставных проявлений. Однако, к сожалению, такое явление, как насилие в отношении военнослужащих, все еще существует. Только в 2002 году нами зафиксировано около 2 тыс. фактов неуставных взаимоотношений, свыше тысячи рукоприкладств со стороны должностных лиц. От насильственных действий пострадали 2,5 тыс. человек. Порой эти явления влекут за собой другие негативные последствия. Вам хорошо известен факт самовольного оставления Таманской дивизии 3 декабря с.г. 16 военнослужащими, которые ссылаются на издевательства со стороны командира подразделения.
     В этой связи хочу ответственно заявить, что военная прокуратура в каждом случае будет доходить до глубинных причин подобных событий, устанавливать всех виновных лиц и привлекать их к установленной законом ответственности. Так, по аналогичному факту, когда в Волгоградской области воинскую часть из-за рукоприкладства в отношении допустивших правонарушения сержанта и трех рядовых со стороны одного из командиров покинули сразу 54 военнослужащих по призыву, нами было оперативно проведено тщательное расследование. Уголовное дело в отношении командира в месячный срок направлено в суд. Хочу подчеркнуть: для закона не имеет значения, какое должностное положение занимает виновный. К примеру, не так давно за насильственные действия в отношении подчиненного осужден генерал - заместитель командира объединения.
     При решении этих вопросов мы встречаем полное понимание и поддержку со стороны министра обороны, начальника Генерального штаба, командования. Работа не ограничивается лишь расследованием уже свершившихся фактов. Основной упор делаем на проведение широкого комплекса предупредительно-профилактических мероприятий. Эта работа координируется также с территориальными правоохранительными органами. 17 сентября с.г. мною подписан приказ «О повышении эффективности работы органов военной прокуратуры по профилактике преступлений и иных правонарушений», обязывающий офицеров военной прокуратуры уделять должное внимание проведению предупредительной работы в тесном взаимодействии с командованием всех уровней. Мы оказываем необходимую помощь по воссозданию в воинских частях уголков правовых знаний. Задача простая – дойти с буквой закона до каждого военнослужащего, разъяснить его права и свободы, а также способы их защиты. Во всех гарнизонах имеются телефоны доверия военной прокуратуры. И вызывает некоторое недоумение то, что военнослужащие со своими бедами не всегда обращаются напрямую в военную прокуратуру, а идут в Комитет солдатских матерей, другие общественные организации, которые не обладают необходимым арсеналом средств для восстановления их нарушенных прав.
     Проводимые нами мероприятия широко и открыто освещаются в средствах массовой информации, которые, пользуясь случаем, я хочу поблагодарить за сотрудничество. Однако необходимо заметить, что иногда слишком «активные» действия отдельных представителей СМИ могут оказать и «медвежью услугу» как правоохранительным органам, так и самим военнослужащим. Проведенный нами анализ показывает, что широко освещаемые примеры массового оставления частей порой действуют как катализатор, и другие военнослужащие прибегают к такой же мере протеста. Подобные акции не способствуют соблюдению баланса правового поля, поскольку нельзя решать проблемы одних военнослужащих за счет других. К примеру, 54 солдата, самовольно оставившие место службы в Волгоградской области, прекрасно осознавали, что их действия повлекут резкое увеличение военных и физических нагрузок по службе на их товарищей, оставшихся в части.
     - Читатели нашей газеты знают, что не первый год военная прокуратура ведет еще одно направление, связанное с правами человека, занимаясь реабилитацией жертв политических репрессий. Когда планируется завершить эту работу?
     - Да, в нашем поле зрения есть и такие проблемы. В соответствии со ст. 23 Конституции России каждый имеет право на защиту чести и доброго имени. В связи с этим во исполнение Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18.10.1991 г. нами ведется большая работа по проверке архивных уголовных дел и разрешению обращений о реабилитации. За период действия названного закона пересмотрено более 140 тыс. уголовных дел, восстановлено доброе имя 92 тыс. граждан. В соответствии с поручением Президента России В.В. Путина эту работу мы планируем завершить до конца 2003 года.
     - А как реагирует военное командование на сигналы о нарушениях прав и свобод граждан?
     - Прежде всего хотел бы отметить принципиальную и последовательную позицию руководителей всех силовых ведомств по этому вопросу. Их требования к подчиненным – командирам всех уровней – неукоснительно исполнять закон, проявлять заботу о военнослужащих. Подавляющее большинство должностных лиц органов военного управления – честные и порядочные люди, неукоснительно соблюдающие свой воинский долг, в том числе и по вопросам защиты прав подчиненных. Однако есть и такие, которые допускают нарушения конституционных прав на подачу обращений (ст. 33 Конституции России). Всего в этом году в ходе надзорных проверок военными прокурорами выявлено более 4,5 тыс. нарушений командованием законодательства о порядке рассмотрения обращений военнослужащих.
     Как следствие, военнослужащие теряют веру в способность и желание командиров, руководителей органов военного управления и воинских должностных лиц решать их насущные проблемы, защищать их права и все чаще обращаются в прокуратуру, высшие органы законодательной и исполнительной власти страны. Не случайно к нам поступает все больше писем, в которых военнослужащие просят не направлять их жалобы для разрешения в органы военного управления, поскольку, пройдя все инстанции от командира части, соединения до главных и центральных управлений Минобороны России, защиты своих прав там они не нашли.
     Только в первом полугодии 2002 года военные прокуроры рассмотрели более 40 тыс. таких обращений, что на 16 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. В центральном аппарате Главной военной прокуратуры в текущем году число обращений почти удвоилось. Каждый такой сигнал получает принципиальную оценку и должное реагирование со стороны должностных лиц военной прокуратуры
     - Что бы вы хотели пожелать нашим читателям?
     - Хочу пожелать уважать и неукоснительно соблюдать Конституцию России и федеральные законы, права и законные интересы друг друга, а также помнить, что в лице военной прокуратуры они всегда найдут надежного защитника. Пользуясь возможностью, поздравляю всех с национальным праздником, желаю здоровья, семейного благополучия, мира и согласия в нашем общем и прекрасном доме – Российской Федерации.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker