на главную страницу

11 Декабря 2002 года

Заметки обозревателя

Среда

Мы потеплели к Западу?

Вадим МАРКУШИН, «Красная звезда».



В канун национальных праздников людям свойственно задумываться над тем, что в сущности означают эти красные дни календаря, зачем их учредили. День Конституции в этом плане стоит значимым особняком. Во всяком случае в большинстве стран мира. Ибо, как правило, знаменуют собой судьбоносный поворот в демократическом развитии. Стал ли этот день действительно национальным праздником в России? Ответ очевиден. Ведь принять Основной закон - еще не значит обеспечить стране законность, а людям достойную жизнь. За реализацию каждой его буквы надо бороться и бороться. Надо каждодневно сверять печатное государственное слово о заявленных правах и обязанностях с реальным бытом в общенациональном доме, добиваясь соответствия. А еще невредно смотреть вокруг, наблюдать за соседями, их житьем-бытьем. И мы, конечно же, смотрим, примечаем, сопоставляем, внося коррективы в прежние понятия и убеждения.

     Одно из последних откровений, почти сенсация: Россия оказалась в одном ряду с Гондурасом. А еще - с Гватемалой, Венесуэлой, Кенией и Нигерией, которые, по данным некоторых опросов, стабильно отличаются проамериканскими настроениями. Как утверждает один из социологических центров в США, число россиян, испытывающих симпатию к Америке, выросло за 2001 год на четверть и составило 61 процент от всего населения. Правда, есть другие опросы и другие данные, которые рисуют не столь уж заметное усиление дружеских чувств наших соотечественников к янки. Но все равно перемена налицо, и это любопытно. Тем более что общая тенденция в мире характеризуется ростом антиамериканских настроений. За последние два года они усилились в 19 из 27 обследованных стран. Как оказалось, больше всего американцев не любят в арабском мире, особенно в Иордании, Египте, Ливане. Даже в союзных Германии и Турции отмечен рост американофобии. А ведь Вашингтон немало рассчитывает на последнюю, готовясь свалить иракский режим.
     Изучением симпатий и антипатий россиян в отношении стран Запада занимаются, конечно же, и у нас. Так, Институт комплексных социальных исследований РАН, основываясь на результатах опроса 1.750 граждан России, пришел к выводу, что их большинство с одобрением относится к сбалансированному (между Востоком и Западом) внешнеполитическому курсу Владимира Путина. Лишь 28,9 процента опрошенных считают его слишком “прозападным”. В отличие от своих заокеанских коллег-социологов сотрудники названного института дают более умеренные оценки “потепления” россиян к американцам. Они отмечают, что после трагических событий 11 сентября прошлого года отношение наших граждан к Америке улучшилось. Однако русские не склонны поддерживать чисто военный подход к борьбе с терроризмом. По-прежнему настороженно они относятся и к наращиванию военного присутствия США вблизи российских границ.
     Из подготовленного институтом доклада следует, что Европа все же ближе по духу русским, чем Америка. Самые положительные эмоции при этом вызывают Франция (78 процентов) и Германия (68 процентов). “Благосостояние”, “комфорт”, “цивилизация” - именно эти понятия чаще всего связывают россияне с образом Старого Света. В этом образе также высокая культура труда, защищенные права человека, стабильность и порядок. Немцы теперь уж не рассматриваются в качестве исконных врагов русского народа, как это было в сравнительно недавнем историческом прошлом. Наоборот, на них смотрят как на пример для подражания. Каждый десятый русский вообще не прочь переселиться навсегда в Германию.
     Таковы некоторые оценки социологов, взятые из разных источников. Для серьезных обобщений этого, конечно, мало. Однако общую тенденцию собранные сведения в известной степени отражают: в российском общественном сознании поменялись ориентиры, образовались новые стереотипы, сместилась точка зрения на происходящее вокруг. Причем главным двигателем этой трансформации, осмелимся предположить, стал не внешний, а внутренний фактор. То есть наш социальный опыт, наша собственная жизнь в новых условиях - со всеми ее метаморфозами, ожиданиями, разочарованиями. Так сказать, совокупный российский фон, на котором четко просматриваются потусторонние позитивы и негативы.
     Весьма существенно, разумеется, то, что у россиян появилось больше фактического материала, первоисточников, припав к которым они сами, без пропагандистского нажима, могут судить о созданных человечеством ценностях. Сто раз услышав о каком-то предмете и всего один раз увидев этот предмет, человек часто становится на диаметрально противоположные позиции. Что-то он вдруг начинает одобрять, а что-то напрочь отрицать. Поскольку же российская действительность за последние десять - пятнадцать лет развивалась крайне противоречиво, сумбурно, достаточно массовым общественным явлением стало возвращение на прежние позиции. В итоге мы, например, наблюдаем, как вчерашний неистовый поборник свободного рынка сегодня глубокомысленно рассуждает о надобности усиления государственного контроля, об угрожающем падении морали или о китайском опыте.
     Что привлекательного и полезного для себя находит россиянин в лучших, по его представлениям, западных моделях? Да те самые социальные образы, которые заключены в приведенной выше лексике: “цивилизация”, “стабильность”, “порядок”. Восприятие именно этих понятий у него и обострилось, виной чему - утрата старых опор. Лишившись привычных гарантий и получив взамен “равные стартовые возможности”, россиянин понял, что перед его носом проворные люди произвели хитрую комбинацию. Кстати, заметим, что разобраться в этом ловком фокусе ему теперь помогают в том числе и те, кто раньше бежал впереди прогресса и трубил о реформах.
     Так вот, наш соотечественник теперь более заинтересованно, более критически смотрит туда, где “работает” в принципе та же система, но на выходе дает совсем другое качество жизни. Он смотрит и видит, к примеру, что немцы вполне освоили социально-экономические принципы. Что эти же принципы эксплуатируют французы и даже американцы, либеральнее которых вроде бы и в природе не должно быть никого. Россиянин теперь сам может съездить и к французам, и к немцам, и к американцам, чтобы попробовать “коренной” капитализм на ощупь. А попробовав да еще вникнув в суть вещей, обнаружит, что в их национальных хозяйствах существуют доскональные планы и жесткий контроль за их выполнением. Что там есть строжайший учет не только ценных ресурсов, но и всякого утильсырья. И что достигнут более-менее оптимальный баланс интересов - государственных и частных.
     Несколько лет назад довелось познакомиться с норвежским опытом. И хотя это знакомство было достаточно поверхностным, в память врезалось самое характерное: безусловное доминирование государственного интереса над интересом всякой частной компании, строжайшая ответственность частника перед государством за взятые обязательства. В сферах, связанных с национальной безопасностью, с функционированием системы энергообеспечения, транспорта, этот принцип вообще возведен в абсолют. В результате страна, расположенная в зоне с суровым климатом, не знает, что такое проблема с отоплением. Не знает она и других проблем, будоражащих Россию по причине отсутствия бесперебойно работающей законодательной базы.
     Как сделать, чтобы хорошие законы работали? Наверное, это главный вопрос для России. И это та тема, которая в первую очередь интересует всякого россиянина, когда он соприкасается с отлаженной правовой системой за рубежом. В самом деле, в чем секрет твердости социальных гарантий во Франции, в том числе для некоренного населения? Почему практически невозможны аферы с недвижимостью в Германии? Чем объяснить неимоверную громкость скандалов по взяткам в Японии? Очевидно, чрезвычайностью каждого случая, приводящего общество в шок. Что движет американским правительством, готовым вступить чуть ли не в войну за каждого отдельного американца? Наконец, как этой самой Америке удается вот уже третье столетие жить с одной конституцией, внося в нее лишь поправки, обусловленные временем и обстоятельствами?


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker