на главную страницу

11 Декабря 2002 года

Авиация России

Среда

«Роствертол»: потенциал модернизации

Записал Александр МАНУШКИН, «Красная звезда».



Открытое акционерное общество «Роствертол» - один из старейших авиационных заводов, входящих в число лидеров мирового вертолетостроения. Объединение выпускает уникальную продукцию. Только здесь, в Ростове-на-Дону, серийно производятся тяжелые военно-транспортные и транспортные вертолеты Ми-26 - самые грузоподъемные винтокрылые машины в мире. Только здесь выпускаются боевые вертолеты Ми-24/35, которые состоят на вооружении российских ВВС, армий государств СНГ и еще около 20 стран мира. Эти надежные, обладающие высокой огневой мощью ударные винтокрылые машины хорошо зарекомендовали себя в «горячих точках» в самых сложных боевых ситуациях.
Однако жизнь не стоит на месте. Создание новых систем вооружения, пилотажных и прицельно-навигационных комплексов заставляет конструкторов, инженеров постоянно совершенствовать вертолетную технику, создавать новые и совершенствовать серийно выпускаемые образцы винтокрылых машин с тем, чтобы они были по-прежнему востребованы на внутреннем и внешнем рынках.
В условиях минимального государственного оборонного заказа, а зачастую и полного его отсутствия, найти деньги на НИОКР и модернизационные работы нелегко. Как решается эта задача на «Роствертоле»? Недавно группа журналистов - представителей центральных СМИ побывала в этом крупнейшем российском вертолетостроительном объединении и, как говорится, узнала все о работе предприятия по внедрению в серийные образцы последних достижений в области вертолетостроения. Представляем слово генеральному директору ОАО «Роствертол» Борису СЛЮСАРЮ.

- Скажу сразу: мы работаем в тесном контакте с Московским вертолетным заводом (МВЗ) имени М. Миля - разработчиком всех винтокрылых машин марки «Ми». Сотрудничество науки, конструкторской мысли с практикой дает ощутимый результат: новейшие достижения в области авиационного вооружения, пилотажно-навигационного оборудования, современных технологий стремимся как можно быстрее внедрить в серийные образцы вертолетной техники. Это наша главная задача, только так «Роствертол» сможет сохранить конкурентоспособность на авиационном рынке. И, надо сказать, во многом нам это удается.
     «Роствертол» серийно выпускает два типа вертолетов - боевые Ми-24/35, а также тяжелые транспортные Ми-26 (гражданский вариант Ми-26Т) и их модификации.
     Многоцелевой вертолет Ми-26 не имеет аналогов в мире. Только этот вертолет способен перевозить грузы весом до 20 тонн в грузовой кабине или на внешней подвеске. Многовариантность применения Ми-26Т достигается за счет использования дополнительного съемного оборудования, позволяющего за короткое время трансформировать базовый транспортный вертолет в один из конкретных вариантов применения. Десантный вариант обеспечивает доставку 82 десантников (спасателей) с необходимым вооружением (снаряжением). Санитарный вертолет обеспечивает перевозку на носилках 60 больных и раненых в сопровождении трех медработников. Противопожарный вариант с водосливным устройством ВСУ-15 емкостью 15 тонн на внешней подвеске предназначается для тушения и локализации пожаров. Топливозаправочный Ми-26 обеспечивает оперативную доставку 14 тонн дизельного или авиационного топлива туда, куда «только вертолетом можно долететь».
     Благодаря своей многофункциональности и надежности вертолеты Ми-26Т нашли широкое применение во многих странах мира. Первыми его зарубежными заказчиками стали ВВС Индии, которые приобрели 4 вертолета Ми-26. Затем под эгидой ООН вертолеты Ми-26Т успешно работали в Сомали, Камбодже, Индонезии.
     Опыт Южнокорейской компании «Samsung Aerospace», эксплуатирующей вертолет с 1997 года, показал, что во время борьбы с пожарами Ми-26Т работал на 70 процентов эффективнее, чем малые и средние вертолеты, а в выполнении транспортных работ повышенной сложности ему просто нет равных.
     В 2000 году мексиканским ВВС были поставлены 2 вертолета Ми-26Т. Ми-26Т принимают участие в спасательных операциях, транспортных перевозках и ликвидации последствий стихийный бедствий. Использование этих уникальных машин позволяет минобороны Мексики с наибольшим эффектом использовать аэромобильные силы быстрого реагирования в случаях чрезвычайных ситуаций.
В 2000 году, когда пожары охватили Европу, вертолеты участвовали в их тушении на Европейском континенте. После удачного опыта работы с российскими вертолетами, работающими в лизинге, греческая компания «Scorpion International» приобрела вертолет Ми-26Т в собственность. После прибытия в Грецию вертолет немедленно включился в работу по борьбе с пожарами и спасению пассажиров затонувшего парома.
     Одной из компаний, предоставляющей Ми-26Т в лизинг, стала кипрская компания «Nutshell». Воздушный гигант тушил пожары, перевозил грузы, выступал под эгидой ООН в роли миротворца в Восточном Тиморе. Ми-26Т в Германии, Швеции и других странах Европы выполнял транспортировку тяжелых крупногабаритных грузов, строительно-монтажные работы на линиях электропередачи, антенно-мачтовых сооружениях, при реконструкции и строительстве промышленных объектов, тушении лесных и городских пожаров.
     Успешно развивающаяся международная карьера вертолета Ми-26Т заставляет производителя и разработчика не останавливаться на достигнутом. Ныне «Роствертол» совместно с «МВЗ имени М.Миля» реализует программу модернизации тяжеловоза для обеспечения его круглосуточного применения. Одним из приоритетных направлений стало создание для Ми-26Т кабины по типу glass cockpit.
     Эта модернизированная «стеклянная» кабина имеет целый ряд преимуществ. Во-первых, вертолет получит современный эргономичный комплекс оборудования, который уменьшит нагрузку на экипаж за счет автоматизации управления полетом. Во-вторых, автоматизация контроля параметров технического состояния агрегатов и систем позволит уменьшить количество членов экипажа с шести до двух человек (или трех при проведении работ с внешней подвеской), что в свою очередь не только снизит прямые эксплуатационные расходы, но и уменьшит затраты на подготовку и переобучение персонала.
     В-третьих, это обеспечит всепогодное и круглосуточное применение Ми-26Т, что особенно важно для многофункционального вертолета, часто эксплуатируемого в чрезвычайных ситуациях.
     Летом «Роствертол» изготовил макет кабины, который уже с успехом демонстрировался на международной авиационной выставке «Фарнборо-2002». Будет он демонстрироваться и на авиационном салоне «МАКС-2003» в подмосковном городе Жуковский.
     Многоцелевые ударные вертолеты типа Ми-24/35 прекрасно зарекомендовали себя не только в российских ВВС, но и в ряде стран Европейского, Азиатского, Африканского и Латиноамериканского континентов. В 1997-2002 годах был подписан ряд контрактов со странами Азии и Африки на продажу и ремонт этого типа вертолетов.
     «Роствертол» совместно с разработчиками Ми-35 постоянно улучшает летно-технические характеристики, повышает надежность и расширяет возможности применения машины. Каждая программа модернизации разрабатывается в соответствии с требованиями заказчика, его нуждами и пожеланиями.
     Одной из последних разработок стал вертолет Ми-35М, модификация вертолета Ми-35. Ми-35М предназначен для уничтожения бронированной техники, огневой поддержки сухопутных войск, высадки десанта и эвакуации раненых, а также транспортировки грузов в кабине десанта или на внешней подвеске. Особенность вертолета в том, что он адаптирован к работе в составе вооруженных сил НАТО и может эффективно решать боевые задачи как днем, так и ночью, выполнять полеты в условиях высокогорья. Вертолет Ми-35М по своей компоновке, управлению, трансмиссии, ряду механических систем в основном соответствует серийному вертолету Ми-35. Отличия касаются авиационного, радиоэлектронного оборудования, специальных систем, комплекса вооружения, силовой установки и винтов. Изменены элементы конструкции планера и шасси вертолета.
     «Роствертол» выходит на рынок услуг с уже отработанными, испытанными на практике вариантами модернизации. Программа модернизации максимально приближает Ми-35 к вертолетам нового поколения. Фактически это новая машина, в которой богатый опыт длительного боевого применения соединен с последними достижениями и разработками в области вертолетостроения.
Специально для одной из стран мы модернизируем вертолет Ми-24П. Его оснащение поисково-спасательным и противопожарным оборудованием, осветительной системой «SХ-16», грузоподъемным устройством и устройством для беспарашютного десантирования позволяет применять машину круглосуточно в простых и ограниченносложных метеоусловиях для проведения поисковых работ, обеспечения десантирования (спуска) в оперативную зону поисково-спасательной группы, подъема на борт пострадавших, грузов и членов поисково-спасательной группы.      Большие надежды также возлагаются и на другой вариант модернизации Ми-24ПН, который оснащен прибором ночного видения, а также управляемым и неуправляемым ракетным, встроенным пушечным и подвесным стрелково-пушечным вооружением. Установленный бортовой радиоэлектронный комплекс и ночная прицельная подсистема совместно со штатной дневной аппаратурой наведения обеспечивают круглосуточное применение всех управляемых и неуправляемых видов вооружения вертолета. Этот вертолет успешно проходит государственные совместные испытания (ГСИ), которые планируется завершить до конца года.
     На этом вертолете, как и на Ми-35М, устанавливаются неубирающиеся шасси, проводится доработка гидросистемы, укорачиваются консоли крыла, адаптируется светотехническое оборудование кабин и внешних источников к приборам ночного видения.
     Немаловажный фактор в пользу модернизированных машин - оптимальное соотношение эффективности и стоимости, определяющее их неоспоримое преимущество в сравнении с существующими аналогами. Столь глубоко отработанная программа модернизации вызывает интерес военно-воздушных сил стран, в которых эксплуатируются вертолеты типа Ми-35, а также тех потенциальных партнеров, которые стремятся приобрести машины, обладающие колоссальным опытом боевого применения и новыми боевыми возможностями.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker