на главную страницу

16 Декабря 2002 года

Армия и общество

Понедельник

Пришло время патриотов

На вопросы «Красной звезды» отвечает заместитель председателя Комитета Государственной Думы по обороне Николай БЕЗБОРОДОВ

Беседу вел Виталий ДЕНИСОВ,«Красная звезда».



     – Николай Максимович, в последнее время понятие «патриотизм» некоторой частью российского общества воспринимается в негативном смысле. Само собой, и работа по военно-патриотическому воспитанию активизируется зачастую только накануне юбилейных дат отечественной истории, военных праздников. Время патриотов прошло?
     – Уверен, нет - их время возвращается. Общество и власть наконец осознали: состояние патриотизма, гражданственности и готовности молодого поколения к защите Отечества оказалось на критически низкой точке. Но говорилось об этом уже давно, а для возрождения поспешно ликвидированной десять лет назад работающей системы патриотического воспитания необходимы были еще и средства. И Россия эти средства нашла — правительством была принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», в разработке которой приняли участие практически все министерства и ведомства, ведущие общественные организации, администрации субъектов Федерации, Государственная Дума.
     Конечно, принятия одной программы мало. Нужно еще, чтобы она была востребованной. Сегодня многие факты говорят за то, что общество обретает национальную идею, которая может стать основой обновленного патриотизма. Эта идея проста — возрождение России, построение экономически мощной, политически стабильной державы. Однако надо признать, что длинный перечень нужных и полезных мероприятий перейдет от бумажной до деловой стадии далеко не сразу. Прямо скажем: программа у тех, кто знаком с вопросом не понаслышке, не вызывает излишнего оптимизма. Слишком долго мы шли «назад»... Размыты кадры, военно-патриотическое воспитание ушло из школ, и вернуть его обратно очень трудно.
     – А возвращать, судя по всему, надо…
     – Пока, на мой взгляд, система образования не только не берется за возрождение системы военно-патриотического воспитания, там третий год продолжают обсуждать: «А что это за понятие и что должно в себе заключать и какие преследовать цели?» Образование слишком зациклилось только на гражданском воспитании, правовом, экологическом, краеведческом и так далее. Испокон веков гражданин и патриот проверялся одним: может ли он защитить, если нужно, свою страну. А воспитание мужчины, защитника, способного постоять за себя, своих близких, свою страну, в нашей «феминизированной» школе упущено. В нынешнее время, когда разрушаются традиционные семейные связи, роль отца (если он есть) в семье сведена на нет, педагоги — сплошь женщины. Где получает подросток, юноша «мужские» навыки? Правильно – на улице, порой в криминальной компании. Милиция бьет тревогу: преступность молодеет, а молодежная преступность становится все более организованной.
     – Комитет Государственной Думы по обороне выступил в поддержку Министерства обороны, которое считает актуальным введение в Государственный образовательный стандарт в качестве самостоятельной дисциплины основ военной службы. Чем объясняется такая позиция депутатов?
     – Министр обороны РФ Сергей Иванов действительно направил письмо с таким предложением министру образования России Владимиру Филиппову. Мы полностью разделяем позицию военного ведомства. Появление в программе образовательных учреждений самостоятельной дисциплины поможет молодежи осознать важность проблемы защиты страны, будет способствовать возрождению престижа военной службы, формированию патриотической позиции молодежи.
     Вся законодательная и нормативная база для этого есть. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» предусматривает обязательную подготовку граждан по основам военной службы в образовательных учреждениях, а постановлением Правительства РФ №157 еще в 2001 году определен порядок ее финансирования. Кроме того, в «Основах государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2010 года», утвержденных Президентом России 17 августа нынешнего года, указывается на необходимость восстановления до 2005 года практики военно-патриотического воспитания и подготовки к военной службе в образовательных учреждениях.
     Вообще я считаю, что проблема подготовки юношей к армейской службе, патриотического воспитания молодежи стала весьма острой. По сравнению с 1988 годом количество граждан, годных к военной службе, в 2002 году сократилось почти на треть и составляет сегодня менее 40 процентов. В то же время количество граждан, ограниченно годных и временно негодных к военной службе, возросло почти в 5 раз. Еще большими темпами растет число тех, кто уклоняется от военной службы. Если в 1989 году по всему СССР таких было 443, то весной этого года только в России - 30,4 тысячи, что на 5 тысяч больше, чем весной 2001 года.
     Кроме того, надо учитывать, что за прошедшее десятилетие выросло целое поколение молодых людей, которые воспринимают службу в армии как потерянные годы жизни. Наряду с этим катастрофически снижается интеллектуальный уровень призывников, резко увеличивается доля молодежи, вовлекаемой в антиобщественную и криминальную жизнь. Судите сами: каждый шестой старшеклассник сегодня употребляет алкогольные напитки, каждый десятый - наркотики.
     Говоря о подготовке молодежи к военной службе, мы неизбежно затрагиваем проблему оздоровления нации. Так что уже поэтому к «военному» вопросу необходимо подходить комплексно, учитывая, что закрепление основ военной службы в Государственном образовательном стандарте как самостоятельной дисциплины, а не «растворенной» в курсе «Основ безопасности жизнедеятельности», позволит максимально использовать мощный рычаг патриотического, морально-психологического и физического воспитания молодежи. Эту позицию Комитет по обороне Госдумы изложил и на парламентских слушаниях в октябре нынешнего года.
     – Еще один «больной» вопрос – преподавание истории. Эта проблема как-то решается?
     - У нас действительно нет единой учебной литературы по истории. В некоторых из учебников, стыдно сказать, Великая Отечественная война упоминается чуть ли не как малозначительный эпизод, да и другие значимые события трактуются авторами по меньшей мере чересчур вольно. Между тем легкомысленное, а порой и просто неуважительное отношение к собственной истории может привести к тому, что Россия перестанет быть государством. Ведь еще Карамзин отмечал: «История предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь Отечество». Убежден: есть глубочайший нравственный смысл в преемственности поколений, во внутреннем единстве их исторических судеб, и забывать об этом нельзя.
     Впрочем, у меня меньше всего претензий к молодежи по поводу того, что значительная ее часть не знает истории государства Российского, не гордится ею. Почему? С началом реформ именно мы, взрослые, так увлеклись плюрализмом мнений, что сами стали сознательно искажать и топтать свою историю, особенно новейшую. Это мы, старшее поколение, позволили топтать те идеалы, которые помогли нам выстоять в годы Великой Отечественной войны и выполнить клятву: «Ни шагу назад!» Это мы позволили торговать наградами защитников Отечества, а значит, торговать нашей историей, памятью, совестью…
     Но наступает прозрение. Не случайно не так давно Министерство образования провело конкурс по учебникам истории для учащихся старших классов, в котором участвовали 25 авторских коллективов. Конкурс показал, что есть возможность получить хорошие, содержательные учебники. Учебники, которые будут убеждать детей: много есть на свете государств и земель, но Россия нам дана единожды, есть за что любить наше Отечество и есть что защищать.
     – А можно об этом чуть подробнее?
     – Недавно под председательством заместителя председателя Российского организационного комитета «Победа», заместителя председателя Правительства Российской Федерации Валентины Матвиенко состоялось очередное заседание оргкомитета «Победа», в ходе которого рассматривался вопрос об обеспечении средних и высших учебных заведений новыми учебными и учебно-методическими пособиями по новейшей истории России.
     Было подчеркнуто, что в большинстве учебников, в том числе имеющих гриф Минобразования России, недостаточно полно и глубоко освещена история Великой Отечественной войны, в связи с чем и был объявлен конкурс по созданию нового учебника по новейшей истории. В состав отборочной комиссии вошли представители ведущих университетов и институтов Российской академии наук, в том числе сотрудники Института военной истории Министерства обороны РФ. Действенную методическую помощь членам комиссии оказывал президент Российской Ассоциации Героев генерал армии Валентин Варенников.
     Первое место в итоге занял учебник «История Отечества. ХХ век» (издательство «Русское слово»).
     Однако просто иметь хороший учебник мало. Потому что заменить старые учебники на новые одновременно во всех 66 тысячах школ Российской Федерации для 22 миллионов учеников нереально. Дай Бог, чтобы к 1 сентября будущего года хотя бы один учебник, победивший на конкурсе, был направлен для преподавателей в каждую российскую школу…
     – А как, кстати, обстоит дело с военно-патриотическим воспитанием в Курганской области, депутатом от которой вы являетесь?
     – В области активно работает региональная «Программа патриотического воспитания населения на 2001-2005 годы», реализуемая исполнительными органами власти, военными комиссариатами, образовательными учреждениями и общественными организациями. Школьные музеи, комнаты боевой славы, классы военно-патриотической направленности - все работает на воспитание курганской молодежи.
     Взять ту же историю. В области выпущены 17-томная Книга памяти об участниках Великой Отечественной войны, Книга памяти, посвященная ребятам - защитникам конституционного строя в Чеченской Республике, книга очерков «Живая память Афгана».
     Кроме этого, во всех районах области работают классы военной профессиональной направленности, а каждый район имеет учебный пункт по подготовке к военной службе неработающей и неучащейся молодежи.
     Заслуживает внимания и деятельность областной оборонной спортивно-технической организации. Школы РОСТО культивируют 11 авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта, которыми занимаются более 5 тысяч человек. Среди них - трехкратная абсолютная чемпионка мира по высшему воздушному пилотажу Светлана Каланина, мастер спорта международного класса по водному спорту Владимир Гарагуля и другие.
     Все это приносит заметные плоды: не становятся преградой в ходе призывных кампаний комитеты солдатских матерей, а зауральцы, призванные в армию, служат достойно.
     – Мы пытаемся возродить интерес молодежи к военной службе, но при этом юноши, обдумывающие житье, видят, что служивым сегодня живется трудно. Государство не всегда выполняет свои обязательства перед ними, чиновничество и вовсе беззастенчиво эксплуатирует патриотическую идею, забывая, что чувство долга нуждается в подкреплении материальными стимулами…
     – Мы, депутаты, это знаем и понимаем. Именно поэтому не так давно Госдума обратилась к главе российского Правительства Михаилу Касьянову с просьбой определить порядок выделения денежных компенсаций военнослужащим и членам их семей.
     О чем идет речь? В соответствии с недавно внесенными изменениями в действующее российское законодательство были отменены льготы военнослужащим, членам их семей, а также членам семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штабными мероприятиями, имевших общую продолжительность военной службы 20 лет и более.
     Гражданам указанных категорий эти льготы заменялись установленной ежемесячной 50-процентной денежной компенсацией расходов по оплате услуг ЖКХ и за пользование электроэнергией. Однако до настоящего времени Правительством РФ не определен срок и порядок выплаты указанных денежных компенсаций и возмещения субъектам РФ затрат на эти цели. В связи с этим денежные компенсации гражданам не выплачиваются, что нарушает права граждан, установленные Федеральным законом «О статусе военнослужащих».
     Пока народные избранники ответа на свое обращение не получили. Но уверен, что исполнительной власти придется вспомнить о своих обязательствах и обеспечить их исполнение.
     – Дума принимает различные постановления, обращается с запросами. Может, все дело в несовершенстве законодательной базы, которая бы четко регламентировала все вопросы жизни и деятельности всей военной составляющей государства?
     – Отчасти так. Законодательство нуждается в постоянном совершенствовании. Не случайно месяц назад два профильных комитета палаты - по безопасности и обороне - провели парламентские слушания «Проблемы законодательного обеспечения национальной безопасности РФ». Участники, в частности, подчеркивали необходимость совершенствования Закона «Об обороне». Анализ современных тенденций в обеспечении национальной безопасности показывает, что военная составляющая в современных условиях становится сдерживающим фактором и это надо учесть в подготовке дополнений в этот документ.
     Трагические события в театральном центре на Дубровке показали также важность внесения изменений в Закон «О чрезвычайном положении».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker