на главную страницу

16 Декабря 2002 года

Пульс планеты

Понедельник

Под надежным контролем

Генерал-майор Николай АРТЮХИН,начальник Национального центра по уменьшению ядерной опасности.



С развитием международного переговорного процесса по сокращению и ограничению вооружений и заключением реальных соглашений в этой области у высших органов военного управления появились новые, ранее не свойственные им функции - организация реального сокращения вооружений и контроля за выполнением договорных положений. Для решения этих задач потребовалось создание в Министерстве обороны новых специфических подразделений. Так, в Генеральном штабе Вооруженных Сил головным органом по решению задач верификационной деятельности стало Управление по контролю за выполнением договоров (Национальный центр по уменьшению ядерной опасности).

     Формирование и наименование его связаны с подписанием советско-американского Соглашения о создании национальных центров по уменьшению ядерной опасности от 15 сентября 1987 г. Решением Правительства СССР от 14 декабря 1987 года при Генеральном штабе Вооруженных Сил был создан Национальный центр СССР по уменьшению ядерной опасности (НЦУЯО). Первоначально на центры СССР и США возлагалась только задача обмена заблаговременными уведомлениями о пусках баллистических ракет. Однако уже вскоре их функции значительно расширились. Это было связано с подписанием 8 декабря 1987 г. Договора между СССР и США о ликвидации ракет средней дальности и меньшей дальности (Договор о РСМД). В отличие от прежних международных договоренноcтей в военной области, направленных лишь на ограничение разработки и развертывания систем оружия, этот договор стал принципиально новым соглашением, предусматривающим реальное уничтожение двух классов ядерных вооружений и беспрецедентный всеобъемлющий контроль путем инспекций на местах. Задачи организации и обеспечения контроля за выполнением договора были возложены на НЦУЯО. С этой целью в центре были сформированы инспекционные подразделения, подобран и обучен высококвалифицированный офицерский состав. Для координации работ по ликвидации ракетных вооружений и обеспечению инспекционной деятельности на объектах РВСН, ВВС и Сухопутных войск в этих видах Вооруженных Сил также были созданы специальные структуры - центры управления ликвидацией ракет.
     В США в свою очередь для решения сходных задач при министерстве обороны было создано Агентство по инспекциям на местах.
     Огромная заслуга в формировании НЦУЯО и его становлении как авторитетного верификационного органа, принципиально и последовательно отстаивающего интересы страны в вопросах строгого соблюдения договорных положений нашими партнерами, принадлежит его первым руководителям - начальнику центра генерал-лейтенанту Медведеву В.И. и его заместителю генерал-майору Шабалину Н.Б.
     По мере заключения новых договоров и соглашений в области сокращения и ограничения вооружений и укрепления мер доверия объем задач по их реализации непрерывно возрастал. В соответствии с этим совершенствовалась вся структура органов контроля за выполнением договоров. В видах и родах войск Вооруженных Сил РФ, в военных округах и на флотах реформируются существовавшие и создаются новые центры и отделы обеспечения реализации договоров (ЦОРД и ООРД). В настоящее время НЦУЯО совместно с ЦОРД и ООРД осуществляют контроль за практической реализацией более десяти договоров и соглашений, в том числе Договора о СНВ-1, Договора об ОВСЕ, Договора по открытому небу, Венского документа 1999 года, соглашений с Китаем о сокращении вооруженных сил и вооружений и укреплении мер доверия в районе границы и др.
     После подписания в 1990 г. Договора об обычных вооруженных силах в Европе аналогичные верификационные органы были созданы во всех государствах - участниках договоров и соглашений. Они именуются в различных государствах по-разному (агентства по контролю, управления контроля над вооружениями, центры верификации и т.п.). При этом указанные государства, создавая свои органы верификации, во многом базировались на опыте работы структур, уже функционировавших к тому времени в СССР и США.
     Можно без преувеличения говорить о том, что с развитием процесса сокращения и ограничения вооружения появилась новая международная общность людей - специалисты, главным образом военные, по контролю за выполнением договоров. Эту общность, несмотря на принадлежность к различным договорным сторонам, объединяют глубокое осознание важности выполняемого ими дела, уважение к партнерам, высочайшая ответственность. Эти люди высокообразованны, проходят в своих странах специальную подготовку, горды своей принадлежностью к новой сфере человеческой и военной деятельности.
     Российский НЦУЯО действует на международной арене от имени и под контролем Правительства Российской Федерации. Центр взаимодействует с более чем десятью министерствами и ведомствами Российской Федерации, в том числе с МИД России, Росавиакосмосом, Государственным таможенным комитетом, Федеральной пограничной службой, а также с организациями, обеспечивающими безопасность иностранных инспекторов на территории России. В то же время как самостоятельное управление Генерального штаба он оперативно руководит органами обеспечения реализации договоров, созданными в видах и родах войск Вооруженных Сил РФ, в военных округах и на флотах ВС РФ. Они непосредственно решают задачи по ликвидации вооружений, подпадающих под действие договоров, строгому учету наличия вооружений и техники, обеспечению иностранной инспекционной деятельности на объектах Вооруженных Сил.
     Важной составляющей деятельности НЦУЯО является обмен информацией с государствами-участниками о составе вооруженных сил, количествах вооружений и военной техники, подпадающих под действие договоров и соглашений, о планах и ходе ликвидации и переоборудования вооружений, о пусках баллистических ракет, о крупных стратегических учениях и др. Обмен информацией осуществляется более чем с 30 государствами Европы, а также с США и Канадой.
     Для обмена информацией в Национальном центре созданы и функционируют пункт факсимильной спутниковой связи с НЦУЯО США, абонентский пункт сети связи ОБСЕ, пункт для контактов в случае возникновения опасных инцидентов военного характера. Указанные средства связи размещены на пункте управления НЦУЯО, где осуществляется круглосуточное непрерывное дежурство с задачами оперативного обмена информацией, контроля за ходом проводимых инспекций, доведения необходимой информации до заинтересованных органов государственного и военного управления.
     Для решения вопросов, относящихся к выполнению принятых сторонами договорных обязательств, НЦУЯО проводит ежегодные консультации с аналогичным центром США, регулярные рабочие встречи с представителями органов верификации других государств-участников, а также участвует в работе постоянно действующих комиссий, учрежденных договорами и соглашениями.
     При выработке наших позиций, подготовке документов, выносимых на рассмотрение комиссий, неоценимую помощь центру оказывает Главное управление международного военного сотрудничества Министерства обороны.
     В связи с общим реформированием Вооруженных Сил Российской Федерации соответствующая работа проводится и в отношении органов обеспечения реализации договоров. Она направлена на оптимизацию их структуры и численности, исключение дублирующих элементов, сокращение расходов на содержание и обеспечение инспекционной деятельности.
     14 декабря 2002 года российскому Национальному центру по уменьшению ядерной опасности исполняется 15 лет. У центра еще сравнительно молодая, но богатая и интересная история. И она продолжается.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker