на главную страницу

19 Декабря 2002 года

Четверг

Калининград: на «информационном фронте» уже проигрываем

Игорь БАЛАШОВ,«Красная звезда».Калининград.



На Балтийском флоте завершилась подписка на первое полугодие 2003 года, в том числе и на военные издания. Ее итоги даже с натяжкой нельзя назвать удовлетворительными. Газета «Красная звезда», журналы «Ориентир», «Морской сборник» и другие центральные военные СМИ будут поступать в части и подразделения БФ едва ли на одну треть от установленных норм коллективной подписки.

     Причины тому известны: дефицит выделяемых средств и высокая стоимость самой подписки. «Красная звезда» писала об этом уже не раз. Ситуация на Балтфлоте в этом плане мало отличается от других регионов. Но она имеет свою особенность.
     Информационное поле в российском анклаве, отделенном от остальной территории страны несколькими границами, уже давно называют «полем битвы». Проблема настолько серьезна, что в июне этого года в курортном Светлогорске был проведен семинар «Федеральная информационная политика в Калининградской области» с участием высокопоставленных лиц Администрации Президента РФ и аппарата полномочного представителя президента в Северо-Западном федеральном округе, федеральных министерств. Вот лишь некоторые из данных тогда оценок. Заместитель министра по делам печати, телерадиовещания и коммуникаций РФ Владимир Козлов выразил озабоченность тем, что в региональном эфире широко представлены выпуски программ западных СМИ, имеющие признаки «информационного воздействия». На семинаре отмечалось, что в ряде СМИ Калининградской области отношения федерального центра и региона освещаются, мягко говоря, однобоко.
     – Есть информация, которую обязательно следует точно и своевременно доводить до сведения граждан, – сказал заместитель полпреда президента в СЗФО Евгений Макаров. – Прежде всего это сведения о деятельности органов власти, изменениях в законодательстве, важнейших политических решениях, взгляде руководства страны или регионов на общественно значимые события. Люди имеют право на получение такой информации, на то, чтобы судить о ситуации в стране, действиях властей самостоятельно, а не сквозь призму субъективного журналистского взгляда на вещи. И в обеспечении конституционного права на информацию государственные СМИ пока вне конкуренции. Поэтому они необходимы.
     Никто и не спорит. Но право заявленное – еще не значит право реализованное. Центральные военные издания как раз и являются государственными СМИ и выступают сегодня своего рода гарантами сохранения единого информационного пространства для Вооруженных Сил. Однако доступ к ним у людей в погонах ограничен прозаическим «стеснением в средствах». Просто ли даже старшему офицеру из нынешней своей получки выкроить деньги на подписку?
     В то же время в регионе с избытком хватает бесплатных или крайне недорогих изданий, услужливо доставляемых чуть ли не к трапу корабля, КПП воинской части, раскладываемых в почтовые ящики, в которых легко найти все признаки «информационного воздействия». Допустим, обсуждается необходимость присутствия на территории области военной группировки, идея образования здесь Балтийской республики, строительства в центре Калининграда мемориального кладбища немецких солдат, погибших во Второй мировой войне, как знака «примирения» двух народов. Вот лишь небольшой перечень «горячих» тем, взятый, что называется, навскидку из местной периодики определенного толка.
     Очевидно, при сопоставлении этих фактов сам собой напрашивается вывод: экономия на праве получения информации, лишенной «субъективного журналистского взгляда на вещи», может аукнуться общественно-политической дезориентацией населения, частью которого являются и военнослужащие. Предупреждая возможные упреки в «нагнетании обстановки», стремлении сгустить краски в борьбе за тиражи, можно заметить, что нормы коллективной подписки в войсках утверждаются директивой министра обороны и, наверное, берутся не с потолка, а диктуются реальными потребностями. Вот что говорят по этому поводу в офицерской среде.
     Капитан 2 ранга Павел Ясницкий, до недавнего времени командир сторожевого корабля «Неустрашимый», ныне слушатель военной академии:
     - «Красная звезда» - это прежде всего возможность знать, чем сегодня реально живут армия и флот. Кроме того, в офицерских кругах, особенно старшего и среднего поколения, очень высоко ценится, если об успехах в твоей службе, службе подчиненных расскажут на ее страницах. Когда-то военный журналист Сергей Быстров написал в «Звездочке» о моем отце - контр-адмирале Ясницком. Эту вырезку из газеты я до сих пор храню! Высшим отличием посчитал бы, если бы сегодня так же написали в «Красной звезде» о моей службе.
     Полковник в отставке Исаак Иосифович Шустер, председатель Калининградского областного комитета ветеранов войны и военной службы, участник прошедшей недавно в Москве Всероссийской встречи молодежи и ветеранов войны.
     - На встрече подчеркивалась необходимость возрождения военно-патриотического воспитания молодежи. «Красная звезда» никогда не теряла позиций в этой важной работе. Для нас, ветеранов, газета - связующее звено между поколениями защитников Родины.
     Заместитель командира гвардейской Молодечненской ордена Александра Невского зенитно-ракетной бригады ВВС и ПВО по воспитательной работе гвардии подполковник Станислав Литвин:
     - Сегодня в войска практически не поступает литература, которую можно использовать в общественно-государственной подготовке. «Красная звезда» восполняет этот пробел, обращаясь к истории, традициям Вооруженных Сил.
     Что добавить к сказанному? Совсем немного. В Калининградской области «Красную звезду» будут получать пусть не в таком количестве, как хотелось бы, ветераны войны и военной службы, семьи погибших при исполнении воинского долга. Областная администрация, коммерческие и государственные предприятия, в частности «Калининградморнефть», нашли средства для подписки на газету для самых нуждающихся. Вот это государственный подход! Но нельзя уповать только на спонсоров. Надо выстраивать четкую систему информационного воздействия в рамках самого государства. Например, печатать «Красную звезду» в Калининграде, а не возить ее из Москвы. Это не только снизит подписную цену, но и ускорит путь газеты к читателю. Благо полиграфические возможности для этого есть.
     Словом, надо думать и действовать. Иначе это сделают за нас...


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker