на главную страницу

20 Декабря 2002 года

Пульс планеты

Пятница

Министр обороны Украины генерал армии Украины Владимир ШКИДЧЕНКО:
МЫ СТРОИМ АРМИЮ НОВОГО ТИПА

Подготовил Владимир МОХОВ при содействии пресс-службы Министерства обороны Украины.



В начале следующей недели состоится официальный визит в Российскую Федерацию министра обороны Украины генерала армии Украины Владимира Шкидченко. В ходе визита будут обсуждаться перспективы военного и военно-технического сотрудничества между нашими странами в 2003 году. Как известно, он объявлен на Украине Годом России, что придает особый характер предстоящим переговорам на уровне глав оборонных ведомств. В этой связи «Красная звезда» обратилась к министру обороны Украины с просьбой рассказать о сегодняшнем дне национальной армии, особенностях ее реформирования. Публикуем поступивший к нам материал.

     6 ДЕКАБРЯ вооруженные силы Украины (ВСУ) отметили 11-ю годовщину своего создания. Остался позади и стал принадлежностью истории, без сомнения, наиболее сложный период их становления. Много усилий было затрачено на реализацию намеченных планов. Но сегодня можно уверенно заявить, что Украина имеет обязательный атрибут государственности – национальные вооруженные силы, которые способны выполнить свою конституционную обязанность. Это произошло благодаря настойчивой, инициативной, творческой работе всех ветвей власти, нетрадиционным и нестандартным подходам к решению проблем военного строительства.
     Сегодня завершено формирование четкой системы государственного управления оборонительной сферой. Ее основу составляют конституционно определенные институты: президент Украины – верховный главнокомандующий вооруженными силами, Совет национальной безопасности и обороны Украины – постоянно действующий координационный орган по вопросам национальной безопасности и обороны, Кабинет министров Украины. С целью совершенствования государственного управления в сфере обороны в Кабинете министров образована Правительственная комиссия по реформированию и развитию вооруженных сил, других воинских формирований, вооружения и военной техники. Важно, что указанная система государственного управления в сфере обороны способна эффективно действовать как в мирное, так и в военное время и не требует радикальных изменений. Кроме того, законодательно закреплено, что в случае необходимости в особый период предусматривается создание высшего коллегиального органа руководства обороной государства – Ставки Верховного Главнокомандующего.
     Завершение формирования четкой вертикали государственного руководства в сфере обороны позволило систематизировать процесс оборонного планирования, сделать его более конструктивным и целенаправленным, четко очертить приоритеты и задачи, которые требуют комплексного решения. При этом главное достижение видим в том, что вопрос строительства дееспособных вооруженных сил, их реформирование стали неотъемлемой частью деятельности не только министерства обороны, но и других государственных институтов, неразрывно связанных с решением задач обороны.
     В нынешнем году вопросы развития ВСУ рассматривались на общем заседании коллегии министерства обороны и комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны, на заседаниях Правительственной комиссии, на Дне Правительства в Верховной Раде. Особое значение имели июльское заседание Совета национальной безопасности и обороны Украины и принятые на нем решения относительно упорядочения финансирования вооруженных сил.
     Указанные мероприятия позволили завершить процесс создания ВСУ как целостной и дееспособной структуры, перейти к качественно новому этапу – дальнейшему их реформированию и развитию. Импульс этому в 1997 году дал первый программный документ – Государственная программа строительства и развития ВСУ. Она четко очертила цель, приоритеты и задачи относительно создания национальных вооруженных сил. Кроме того, она стала первой попыткой комплексно связать их строительство с общими процессами создания государства. Практика минувших лет подтвердила реальность и обоснованность ее ключевых положений. Благодаря последовательной реализации Государственной программы удалось достичь значительных результатов по всем направлениям строительства ВСУ.
     За довольно сжатые сроки создана дееспособная система управления вооруженными силами, приведены к необходимым функциям и задачам их структура и численность, введена новая система военно-административного деления территории государства, система военной науки и образования приведена к общемировым стандартам, усовершенствована система тылового и технического обеспечения войск (сил).
     СУЩЕСТВЕННЫЕ изменения военно-политической обстановки в мире и вокруг Украины в конце ХХ века, характер военных конфликтов, формы и способы применения в них Вооруженных Сил, социально-экономические изменения в государстве обусловили насущную необходимость уточнить положения Государственной программы на период до 2005 года.
     Уточнение в первую очередь состояло в закладке фундамента для реализации следующих широкомасштабных преобразований: создания функциональных структур ВСУ, дальнейшей оптимизации их структуры и численности, усовершенствования систем подготовки и комплектования и т.д. В рамках корректирования положений Государственной программы и при условиях завершения задач относительно создания ВСУ в целом изменилось ее название. С июля 2000 года приобрела силу Государственная программа реформирования и развития Вооруженных Сил Украины на период до 2005 года, реализация которой началась с 1 января прошлого года.
     Благодаря целенаправленному финансированию появилась возможность достичь определенных результатов по всем направлениями военного строительства. Прежде всего это касается создания достаточной законодательной и нормативно-правовой базы в сфере обороны, что позволило обеспечить функционирование ВСУ в четко очерченном правовом поле. Так, за время независимости Украины было принято около 400 законов и других документов по вопросам национальной безопасности и обороны.
     Продолжается усовершенствование системы руководства Вооруженными Силами. Основная ее цель состоит в создании рациональной системы органов военного управления с четким определением функций, в повышении эффективности их работы.
     В рамках объявленной Президентом Украины административной реформы упразднен институт заместителей министра обороны. Вместе с тем введены должности государственных секретарей, уточнены полномочия, функции и задачи Министерства обороны и Генерального штаба. Все это закреплено в утвержденных Президентом Украины новых положениях о них. При этом управленческая деятельность подразделяется на два направления: военно-политическое и оперативное. Согласно этому начата структурная перестройка центрального аппарата Министерства обороны и Генерального штаба в направлении постепенного их приведения к определенным функциям и задачам, а также к стандартам, принятым в государствах НАТО.
     Значительное внимание уделяется созданию условий для дальнейшего укрепления демократического гражданского контроля над ВСУ. Уже сегодня они открыты всем ветвям государственной власти, общественным организациям, СМИ.
     В РАМКАХ структурной перестройки ВСУ удалось сократить значительное количество личного состава, вооружения и военной техники. На протяжении 2001-2002 годов расформированы 387 воинских подразделений, в том числе: управлений армий – 1, управлений дивизий – 4, бригад (полков) – 29, арсеналов (баз) – 16. Выведено из состава ВСУ свыше 3.750 образцов вооружения и военной техники, в том числе около 1.200 танков, свыше 1.180 ББМ, 425 артиллерийских систем, до 320 самолетов. Численность личного состава сокращена на 10 тысяч штатных должностей военнослужащих.
     1 сентября этого года расформирована 43-я ракетная армия. Это событие закрепляет за Украиной статус государства, политика которого основывается на обязательном соблюдении международных обязательств.
     В текущем году решен вопрос относительно поэтапного перехода к трехвидовой структуре ВСУ: Сухопутные войска, Военно-воздушные силы и Военно-морские силы.
     С целью обеспечения поэтапного, адекватного и немедленного реагирования на изменения военно-стратегической обстановки и применения соответствующих группировок для локализации и военно-силовой нейтрализации вооруженного конфликта в составе ВСУ продолжается формирование функциональных структур (Передовых сил обороны, Основных сил обороны и Стратегических резервов).
     Приоритет отдан формированию Объединенных сил быстрого реагирования как прообраза будущих Вооруженных Сил Украины. За счет их поэтапного наращивания и целенаправленного финансирования реализуется задача постепенного повышения их боеспособности. В уходящем году завершился первый этап этого процесса, в результате чего готовыми к выполнению задач по предназначению признаны свыше 35 подразделений, из них батальонов (дивизионов) – 10, авиационных звеньев – 7, эскадрилий армейской авиации – 1, авиационных отрядов – 1.
     Одним из главных направлений реформирования и развития является постепенный переход к комплектованию ВСУ военнослужащими, проходящими службу по контракту. Он осуществляется согласно утвержденной Президентом Украины Государственной программе. Сегодня в ВСУ проходят службу по контракту около 35 тысяч рядовых, матросов, сержантов и старшин, что составляет 22 процента от штатной численности солдат и сержантов.
     Значительные изменения претерпевает кадровая политика, реализация которой осуществляется на основании соответствующей концепции. Основные ее положения базируются на общемировых принципах: отбор кандидатов для службы в вооруженных силах по деловым и морально-этическим качествам; постоянное внимание к их военно-профессиональному обучению и служебному росту; создание системы резерва кадров для выдвижения на высшие должности; оценка деятельности любого по достигнутым результатам и т.п.
     Кроме того, предусмотрено постепенное достижение необходимого соотношения между разными категориями военнослужащих, которые существуют в вооруженных силах стран НАТО. Так, соотношение между количеством рядовых, сержантов и офицерским составом на конец 2005 года будет составлять 1:4,2 и в дальнейшем будет изменяться до 1:5 к 2010 году.
     Увеличивается удельный вес гражданского персонала в структурных подразделениях Министерства обороны. Уже сегодня он составляет почти 40 процентов, и в дальнейшем этот показатель планируется увеличить.
     Усовершенствован и механизм реализации Государственной программы. В частности, он предусматривает ежегодное корректирование основных ее мероприятий, которые обязательно основываются на соответствующих финансовых ресурсах. Более реалистично к вопросам уточнения удалось подойти после выхода в 2002 году постановления Кабинета министров Украины, в котором определены прогнозные показатели расходов из общего фонда государственного бюджета на потребности обороны в период до 2010 года. На их основании в Министерстве обороны проведена кропотливая работа относительно уточнения мероприятий Государственной программы на 2003 год. Цель этой работы состояла в интенсификации процесса создания современных Вооруженных Сил, способных качественно выполнять возложенные на них задачи, эффективно функционировать в условиях углубления демократических процессов, отвечать реальным экономическим возможностям государства относительно их обеспечения, оперативно трансформироваться к изменениям форм и способов ведения вооруженной борьбы и адаптированных к военным структурам Североатлантического альянса.
     ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ постепенного, эволюционного перехода ВСУ к модели 2010 года основные усилия в будущем году планируется сосредоточить на оптимизации количественных показателей за счет ликвидации воинских подразделений, которые исчерпали боевые возможности и из которых изымаются вооружение и военная техника соединений, частей и учреждений обеспечения. В частности, предполагается усовершенствовать организационно-штатную структуру органов управления и заложить условия для их постепенного приведения к стандартам, принятым в НАТО.
     Активизируется процесс структурной перестройки ВСУ. Приоритет в нем отдан постепенному переходу на трехвидовую структуру. Предусмотрены решительная ликвидация ненужных воинских структур и изъятие устаревших образцов вооружения, военной техники и другого воинского имущества.
     В следующем году спланировано провести около 2.000 организационных мероприятий, из которых свыше 100 – основных. В том числе расформировать: управлений корпусов (и им равных) – 3, бригад – 4, полков – 8. Переформировать: управлений корпусов – 2, дивизий – 6, бригад – 16, полков – 13. Сократить численность ВСУ на 24,2 тысячи человек, из которых 15 тысяч - военнослужащие. Изъять из боевого состава около 1,5 тысячи единиц основных образцов вооружения и военной техники, в том числе танков – до 350, ББМ – более 330, артиллерийских систем калибра свыше 100 мм – более 510, боевых самолетов и вертолетов – до 120. Освободить около 35 военных городков, до 10 целостных имущественных комплексов аэродромов, 16 баз и арсеналов.
     Продолжится процесс создания Объединенных сил быстрого реагирования. В первую очередь это касается системы управления. В следующем году предполагается возложить функцию руководства ими на Главное командование Сухопутных войск. Кроме того, начнется второй этап наращивания их боеспособности. В его рамках предусмотрено провести одно бригадное тактическое обучение с боевой стрельбой, 28 батальонных и 10 летных тактических учений, один сбор-поход кораблей; довести средний налет на одного летчика в ВВС до 90 часов, в армейской авиации – до 80; восстановить боеспособность вооружения и военной техники на 9 процентов и в целом довести ее до 40 процентов; восстановить неприкосновенные запасы Передовых сил обороны на 19 процентов от нормативной потребности.
     Это далеко не полный перечень наших планов. Вместе с реализацией текущих задач реформирования и развития ВСУ в Министерстве обороны определен их перспективный облик образца 2010 года. При этом основные усилия будут сосредоточены на завершении создания оптимального по численности компонента обеспечения национальной безопасности Украины; завершении оптимизации организационно-штатных структур и их адаптации к параметрам, присущим вооруженным силам стран НАТО; развертывании полномасштабной боевой подготовки; постепенном оснащении войск, прежде всего Объединенных сил быстрого реагирования, модернизованными и новыми образцами вооружения и военной т ехники. Выполнение этих мероприятий даст возможность завершить разделение функций между Министерством обороны и Генеральным штабом, оптимизировать численность и структуру ВСУ, привести их в соответствие с поставленными задачами.
     КУРС на интеграцию с НАТО не означает отказа от сотрудничества с Россией. Сегодня оно осуществляется на основании соглашений между правительствами двух стран о сотрудничестве в военной области и о военно-техническом сотрудничестве, которые были подписаны в ноябре 1995 года и в мае 1993 года соответственно. Кроме вышеупомянутых соглашений, договорно-правовая база нашего сотрудничества включает 45 нормативно-правовых документов.
     Основным документом является план двустороннего сотрудничества между Министерством обороны Украины и Министерством обороны Российской Федерации. Планом сотрудничества на 2002 год было предусмотрено проведение 33 совместных мероприятий. Вот лишь некоторые из них.
     В марте в Киеве побывала делегация Военно-научного комитета Генерального штаба ВС РФ. Украинские и российские военные обсудили современные подходы к оценке и прогнозированию военно-политической обстановки в регионе, механизмы планирования антитеррористических мероприятий, а также механизмы взаимного обмена военно-историческими материалами.
     В апреле в Москве прошло заседание подкомиссии по вопросам военно-технического сотрудничества Смешанной украинско-российской комиссии по сотрудничеству. Был подписан протокол, которым одобрен план мероприятий по реализации решений и договоренностей в области военно-технического сотрудничества.
     28-30 мая состоялся рабочий визит украинской военной делегации во главе с заместителем начальника вооружения ВСУ генерал-лейтенантом Михаилом Митраховичем в Российскую Федерацию. Стороны обговорили вопросы расширения сотрудничества в военно-технической области. В эти же дни с целью подготовки межправительственного соглашения о сотрудничестве в области обеспечения безопасности полетов авиации вооруженных сил двух стран Украину с рабочим визитом посетила делегация службы безопасности полетов авиации Вооруженных Сил РФ.
     В июне в России с рабочим визитом находилась группа представителей поисково-спасательного обеспечения видов ВСУ. Украинские и российские коллеги обсудили проект договоренности относительно поисково-спасательного обеспечения полетов авиации в пограничных районах акваторий Азовского и Черного морей.
     В августе состоялся визит на Украину делегации Федерального управления авиационно-космического поиска и спасения при Министерстве обороны РФ. Обсуждались вопросы расширения сотрудничества в области поисково-спасательного обеспечения полетов авиации и космических объектов, а также реализация договоренностей между военными ведомствами Украины и России относительно поисково-спасательного обеспечения полетов и перелетов авиации в пограничных районах над акваториями Азовского и Черного морей для организации взаимодействия сил и средств спасения при возникновении нештатных ситуаций.
     18-19 ноября состоялся визит украинской военной делегации во главе с главнокомандующим Войсками ПВО Украины генерал-лейтенантом Анатолием Торопчиным в Российскую Федерацию. Основная цель визита - обсуждение сотрудничества в области противовоздушной обороны. В частности, использование российских полигонов для проведения учебно-боевых стрельб подразделениями Войск ПВО Украины, а также нормативно-правовое обеспечение проведения ремонта и продление сроков эксплуатации систем вооружений и техники российского производства, которые находятся на вооружении украинских Войск ПВО.
     Перспективными направлениями взаимодействия между военными ведомствами Украины и России являются активизация военно-технического сотрудничества, контакты в области военной науки и образования, обмен опытом в реформировании вооруженных сил, их переводе на профессиональную основу, использование полигонов и учебных центров двух стран для проведения совместных учений и тренировок.
     Подытоживая изложенное, следует отметить, что сегодня мы не только достигли стабильности и управляемости процесса военного строительства, но и заложили фундамент качественных изменений на будущее. Активное привлечение к этому процессу всех ветвей государственной власти, научных учреждений и организаций, общественности – замечательная возможность достичь понимания ими сути нашей деятельности, заручиться их поддержкой.
     Сегодня есть все основания утверждать, что в ближайшей перспективе будут созданы современные Вооруженные Силы Украины, которые воплотят в себе черты армий ведущих стран мира, будут способны действовать в реалиях ХХІ века. Уверенность в этом вселяет одиннадцатилетний опыт строительства национальной армии.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker