на главную страницу

20 Декабря 2002 года

Линия жизни

Пятница

Без воды — и ни туды, и ни сюды...

Старший лейтенант Дмитрий ГУЖВА (Самара).



Жилая зона Чернореченского военного городка ПриВО, построенного турецкими строителями на немецкие деньги в рамках программы вывода российских войск из Германии, была сдана в эксплуатацию семь лет назад. Сегодня здесь проживают более десяти тысяч жителей. И если вопросы обеспечения светом и теплом в Черноречье решаются достаточно успешно, то снабжение водой обитателей городка оставляет желать лучшего.

     Парадокс, но жилую зону этого военного городка возвели в двадцати (!) километрах от точки забора воды, хотя изначально были предложения строить дома для семей офицеров и прапорщиков в пригороде Самары. Что же послужило поводом для такого, казалось бы, непродуманного решения? Ответ прост - наличие в Черноречье полигона, который, кстати, по современным меркам не годится для проведения на нем даже полковых тактических учений с боевыми стрельбами. Получилось так, что в начале 90-х годов, когда выбирали место строительства объекта, меньше всего думали о том, удобно ли будет жить в нем служивым людям и их семьям.
     Тендер на строительство магистрального водовода, как и самого городка, был выигран рабочим объединением «Среднегерманское строительство АО «ХМБ» и турецкой строительной фирмой «Текфен». Общая сумма проекта, по официальным данным, составила более четверти миллиарда немецких марок. Все оборудование, установленное в котельной военного городка, на насосной станции и на очистных сооружениях, на трансформаторных подстанциях и других объектах инфраструктуры, - иностранного производства. Семь лет тому назад этот факт вызывал восторг и умиление у тех, кто подписывал акты о приемке объектов и вводе их в эксплуатацию. Но прошло время, и в процессе непрерывной работы многие детали импортного оборудования, каким бы надежным оно ни было, износились и требуют замены. Вот тут-то и выяснилось, что во многих случаях их невозможно заменить отечественными аналогами. Чтобы восстановить оборудование, приходится обращаться к зарубежным производителям и оплачивать их услуги в валюте, да еще и в размерах, несоизмеримых с возможностями бюджета современной Российской армии.
     Но вернемся к строительству водовода. Среди россиян бытует мнение, что зарубежные строители более трепетно относятся к результатам своего труда, нежели отечественные работяги. Но технология возведения этого объекта и качество проведенных на нем работ опровергают это заблуждение.
     Основная нить водовода в нарушение всех требований отечественных технологий была проложена по бескрайним российским полям на глубине трех метров прямо в земле. В результате через три-четыре года в процессе осадки грунта водопровод попросту стал рваться. Особенно часто аварии случаются во время весенней и осенней распутицы. Другой основной причиной постоянных порывов стало использование при строительстве водовода турецкими специалистами некондиционных и бракованных труб. Вероятно, это стало возможно из-за халатности или злоупотреблений должностных лиц, которые контролировали строительство. Как следствие - в гарнизоне начались перебои с водой.
     Кстати, еще до передачи магистрального водовода фирмой «Текфен» в эксплуатацию на баланс Чернореченской КЭЧ района специалистами было зафиксировано 54 порыва. Но тогда вышестоящее командование этот факт не насторожил. Как говорится, дальше - больше. С 1995 по 2001 год произошло 90 порывов. С января 2001 по октябрь нынешнего года - 15. При этом большинство аварий происходило с остановкой подачи воды в гарнизон от 5 до 24 часов, а в отдельных случаях - и более. Их устранение легло на плечи сотрудников Чернореченской КЭЧ.
     Чтобы как-то выйти из создавшегося положения, в октябре прошлого года начальник Чернореченской КЭЧ района подполковник Вячеслав Васильев подал заявку в вышестоящий штаб. В ней предлагалось рассмотреть вопрос о включении в титульный список капитального ремонта водоканализационного хозяйства Чернореченского гарнизона, состояние которого оценивается как «неудовлетворительное». Согласно заявке планировалась поэтапная замена чугунных труб магистрального водовода протяженностью 15,2 километра в течение трех лет. В этот же период предполагалось заменить водопроводную сеть на территории старого фонда гарнизона протяженностью 7,2 километра. К сожалению, решение вопроса вновь перенесено на следующий год.
     Сегодня на аварийных участках в гарнизоне идет замена чугунных труб на стальные. Кроме того, отсутствие в КЭЧ техники соответствующей грузоподъемности и проходимости (экскаватора, бульдозера, крана), пригодной для устранения аварий на водопроводных и канализационных сетях, также осложняет работу службе эксплуатации. Конечно, командиры частей, хотя и с большими трудностями, выделяют инженерную технику, находящуюся в частях по штату, но у них у самих есть для нее немало работы. Поэтому нередко в жилом массиве городка можно увидеть военнослужащих срочной службы с лопатами в руках, разрывающих канавы в местах порывов. Правда, зарывают их потом далеко не всегда и не сразу.
     Еще одной насущной проблемой в городке является количество и качество подаваемой воды. Все той же фирмой «Текфен» в 1995 году был возведен Нижне-Никольский водозабор. Старый же городок, построенный еще лет тридцать назад, обеспечивался водой со Спиридоновского водозабора, сданного в эксплуатацию в 1977 году. Большинство воинских частей, дислоцирующихся в гарнизоне, «завязаны» именно на него. Но вот уже продолжительное время Спиридоновский не функционирует, поскольку нуждается в капитальном ремонте. Сумма финансовых средств для его проведения требуется, по сегодняшним меркам, баснословная. И конечно же округ ею не располагает. Поэтому вся тяжесть по обеспечению водой гарнизона легла на Нижне-Никольский. Но по своим техническим характеристикам он способен обеспечить питьевой водой лишь новый городок, построенный турками. На сегодняшний день ежесуточная потребность гарнизона в воде составляет 6.300-6.500 м3 в сутки, а ее реальная подача значительно ниже. Получается, что для бесперебойной подачи воды в Черноречье необходимо увеличить количество эксплуатируемых скважин как минимум в два раза. Кроме того, потребность в питьевой воде в городке из-за строительства новых объектов постоянно растет.
     На данный момент на водозаборе функционирует всего тринадцать скважин, одиннадцать из которых пробурили турецкие строители. Чтобы вода бесперебойно и в полном объеме поступала в казарменно-жилищный фонд гарнизона, необходимо строительство второй очереди водозабора. Снова все упирается в деньги. Где их взять?
     Чтобы хотя бы частично выйти из этого положения, пытались даже бурить скважины на территории воинских частей собственными силами, но все попытки были безрезультатны - воды там не оказалось. В результате работники служб эксплуатации вынуждены принимать меры по ее экономии. Принято решение об отключении старого фонда от подачи воды в ночное время. В течение этого периода в два резервуара объемом по 1.500 м3 набирается вода и в дальнейшем, как говорится, с восхода и до захода солнца используется по назначению. Но если в осенне-зимний период это обстоятельство не играет значительной роли, то летом, когда подразделения нередко возвращаются с полигона после часа ночи, у личного состава нет никакой возможности привести себя в порядок в умывальной комнате. Это грубое нарушение норм гигиены. Как следствие, у военнослужащих появляются чирьи, фурункулы, «грибок» на ногах и иные инфекционные заболевания.
     Вот что сказал по этому поводу командир мотострелкового взвода старший лейтенант Алексей М.:
     - Лично меня качество и количество подаваемой в городок воды не устраивает. После возвращения с ночных стрельб невозможно ни помыться, ни постирать форму. Из-за частых отключений воды нередко приходится готовить пищу солдатам в полевых кухнях на привозной воде. А ведь после этого где-то надо еще и котелки помыть. Вот и получается, что вода у нас, как в прифронтовой полосе, на вес золота. Да и пить такую воду в сыром виде я бы не отважился.
     - Проведенный бактериологический анализ показал, что вода безвредна для употребления, но вот ее физико-химические свойства - цвет, жесткость, механические примеси - превышают все допустимые нормы, - свидетельствует начальник гарнизонного госпиталя подполковник медицинской службы Олег Закусилов. - Бесспорно, в домашних условиях вода требует дополнительной очистки, что в свою очередь связано с финансовыми издержками. Если же этим пренебречь, можно подхватить хроническое заболевание желудочно-кишечного тракта или инфекционное заболевание. На данный момент инфекционные заболевания среди жителей не превышают допустимой нормы, но вряд ли кто-то сможет поручиться за завтрашний день.
     Кроме того, отсутствие в гарнизоне резервов воды в дальнейшем может сыграть злую шутку с его жителями в случае возникновения нештатной ситуации. А сам городок в этом случае может оказаться очередной зоной бедствия.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker