на главную страницу

20 Декабря 2002 года

Пульс планеты

Пятница

В пользу «европейской семьи»

Алексей ЛЯЩЕНКО, «Красная звезда».



НАТО и Европейский союз (ЕС) подписали Декларацию о стратегическом партнерстве. Как сообщается, документ предоставляет ЕС технические возможности для проведения собственных военных и миротворческих операций, но за счет потенциала НАТО, особенно в сферах военного планирования, тылового обеспечения и разведслужб. Европейские командные структуры также будут координировать свои действия с командными структурами НАТО.

     Основополагающий документ был подписан в штаб-квартире НАТО в присутствии генерального секретаря альянса Джорджа Робертсона и верховного представителя ЕС по внешней политике и безопасности Хавьера Соланы. Наблюдатели отмечают, что во многом документ появился благодаря усилиям и амбициям именно последнего. Хавьер Солана ушел из НАТО (на посту генсека его сменил как раз лорд Робертсон) на пост министра иностранных дел ЕС и пытается сделать из Евросоюза центр экономической и политической силы. И, естественно, центр силы немыслим без военно-политической составляющей. Однако этому долгое время противились Соединенные Штаты, увидев в стремлении Европы к объединению, в том числе и в военной области, прямую угрозу своим позициям на континенте. Лишь добившись от ведущих европейских стран заверений, что их военная интеграция ни в коей мере не скажется на НАТО и США, в частности, и поняв, что этот процесс необратим и лучше всего держать его под своим контролем, Вашингтон дал добро на стратегическое партнерство Североатлантического альянса и Евросоюза.
     В этой связи следует напомнить, что решение о создании собственных военных структур и сил быстрого реагирования, получивших название «еврокорпус», для проведения миротворческих и гуманитарных операций было принято на саммите ЕС в Ницце в декабре 2000 года. И постепенно решение материализуется, приобретая все более конкретные формы военной интеграции. В европейском Брюсселе создан военный комитет, который сейчас возглавляет бывший главком Оборонительными силами Финляндии генерал Густав Хегглунд. Определенная работа ведется и по формированию «еврокорпуса», который должен насчитывать порядка 60 тысяч военнослужащих. Он будет находиться в двухмесячной готовности и должен быть способным действовать в районе операции не менее года. Его должны будут поддерживать около 400 боевых самолетов и более 150 военных кораблей. При этом, однако, возникли и серьезные проблемы. В частности, подавляющее большинство ключевых членов ЕС, обладающих более-менее оснащенными и подготовленными вооруженными силами для выделения в состав «еврокорпуса», являются при этом еще и членами Североатлантического альянса. А НАТО, как известно, решила, по предложению США, создать собственные силы быстрого реагирования, куда привлекаются те же войска, которые вроде как должны быть выделены в пользование ЕС, других-то нет.
     Другая проблема «еврокорпуса» - его мобильность. Ведь на то они и силы быстрого реагирования, чтобы в случае необходимости в течение ближайшего времени обеспечить военное присутствие. Но вооруженные силы стран Евросоюза как раз и испытывают трудности с транспортной авиацией. «Можно, конечно, отправить, например, миротворческий контингент ЕС в пылающую войной Африку морем, но тогда там в случае необходимости гораздо быстрее окажутся те же американцы или даже вы, русские», - признают в неофициальных беседах представители вооруженных сил некоторых европейских государств. И сетуют, что всего три страны Евросоюза – Великобритания, Германия, Франция – имеют определенные возможности для переброски сил и их снабжения. Но та же Великобритания, обладающая чуть ли не самой мощной транспортной авиацией в ЕС, как уже не раз случалось, способна отказаться от идей и интересов «европейской семьи» в пользу интересов стратегического сотрудничества с Вашингтоном.
     Декларация о стратегическом партнерстве между ЕС и НАТО и призвана разрешить все эти проблемы. Однако, по мнению наблюдателей, вряд ли это возможно сделать, так как вопрос имеет откровенный политический оттенок. Во всяком случае Евросоюз всегда вынужден будет обращаться к НАТО за помощью при проведении тех или иных военных операций, и прежде всего в плане их материально-технического обеспечения. Выход из такого положения видится лишь в создании действительно собственной и независимой от каких-либо других центров силы европейской армии. Но на их содержание требуются огромные суммы и вложения, которые придется забирать с каких-то других программ, а задачи решать они смогут только в том случае, если добро на это дадут слишком многие. Начиная от США и заканчивая столицами стран - членов НАТО, число которых, как известно, увеличивается пропорционально их интересам и амбициям.
     Любопытно в этой связи также и то, что никакого подобного соглашения не подписано с Россией. А между тем Москва настроена вполне доброжелательно относительно перспектив развития военного сотрудничества и неоднократно давала понять европейским чиновникам, что именно Россия готова предоставлять, например, свою военно-транспортную авиацию для нужд ЕС. В эту же канву укладывается сотрудничество России с европейскими странами по программе среднего транспортного самолета А-400. Но ЕС пока не торопится подписывать каких-либо соглашений с Россией, предпочитая связь с НАТО.
     Ну а первым серьезным испытанием для стратегического партнерства европейского и натовского Брюсселя станет полицейская миссия в Боснии и Герцеговине, которая с 1 января 2003 года переходит от НАТО под юрисдикцию Евросоюза.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker