на главную страницу

21 Декабря 2002 года

Оружие России

Суббота

Ядерное сердце субмарин

Полвека назад начались работы по созданию в стране подлодок с атомной энергоустановкой

Беседовал Анатолий АНТИПОВ.



Начало 50-х ознаменовалось острым геополитическим противоборством двух сверхдержав США и СССР, в первую очередь в Мировом океане. И в этой борьбе ставка была сделана на атомные субмарины, которые за счет использования принципиально новых силовых установок обладали рядом совершенно уникальных качеств – возможностью длительного, без дозаправки, плавания под водой, в том числе подо льдами; резко увеличенными энерговооруженностью, скоростью и скрытностью. Все это позволяло добиться паритета или превосходства над потенциальным противником. В конце 1952 года выходит правительственное постановление, подписанное И. Сталиным, о развертывании работ в этой области.
Активное участие в создании первой отечественной реакторной установки для АПЛ принимал лауреат Ленинской и Государственной премий, доктор технических наук Борис ПАПКОВСКИЙ, который более 35 лет возглавлял в Минатоме Управление судовых атомных установок. Наш корреспондент встретился с ним и попросил рассказать о том, как шла эта многотрудная и напряженная работа. Предоставляем ему слово.

– Исследования и работы над атомными энергоисточниками для подводных лодок раньше были начаты в США - практически сразу же после успешного осуществления первых ядерных взрывов. Эта строго секретная программа активно продвигалась военными кругами во главе с талантливым военным инженером Х. Риковером, впоследствии ставшим адмиралом и длительное время возглавлявшим программу строительства американского атомного флота. Постройка первой АПЛ в США велась на крупнейшей судоверфи в Гротоне.
     К 1952 году стало достоверно известно, что американцы уже проводят наземные стендовые испытания «атомного двигателя» и форсированно ведут достройку первой атомной подлодки. Наша страна в то время не располагала никакой аналогичной научной или технической информацией. Подчеркну, что отечественные разработки в этой сфере велись совершенно самостоятельно. Интересный факт: инициаторами в этом деле выступили в отличие от США не военные, а ученые - академики И. Курчатов, А. Александров, А. Лейпунский. Академик Александров, ставший впоследствии президентом Академии наук СССР, более 40 лет, вплоть до своей кончины, являлся признанным организатором и научным руководителем в этой области.
     Хотя мы и выступали в роли догоняющего, нам потребовалось вдвое меньше времени, чем США, на разработку ядерного «движка» для атомных субмарин. При этом многие наши технические решения были более прогрессивными, чем у американцев. Так, например, наш реактор имел лучшие весогабаритные характеристики, что позволило на подлодке с водоизмещением существенно меньшим, чем у американцев, разместить сразу два реактора с двумя гребными валами. На американских подлодках была использована однореакторная установка с одним гребным валом. Также мы применили прямоточные парогенераторы, генерирующие перегретый пар, которые заметно увеличили КПД термодинамического цикла. В целом наша АПЛ обладала более высокой живучестью и непотопляемостью и имела значительно большую скорость.
     Строительство первой отечественной атомной субмарины осуществлялось на судозаводе № 402, ныне – это «Севмашпредприятие» в Северодвинске. Вскоре и другие крупные судостроительные верфи - «Завод Ленинского комсомола» (г. Комсомольск-на-Амуре), «Адмиралтейский завод» (г. Санкт-Петербург), завод «Красное Сормово» (г. Нижний Новгород) были подключены к строительству и ремонту АПЛ.
     Соперничество в этой сфере свехдержав было сверхнапряженным. Борьба шла по нескольким направлениям: по количеству АПЛ в составе флотов, по качеству вооружения - мощности ядерных боезарядов, дальности и точности их доставки, а также по качеству атомных энергоустановок - мощности, весогабаритам, надежности, ресурсу, виброшумовым характеристикам и др. Следует признать, что по количеству АПЛ и по интенсивности их эксплуатации долгое время ВМС США превосходили наш Военно-Морской Флот. Наши атомоходы уступали и по виброшумовым показателям. С другой стороны, отечественные корабли превосходили американские по энерговооруженности, глубине погружения, были более скоростными и с большим запасом плавучести. Рекорды погружения – 1.000 метров и подводной скорости - более 40 узлов до сих пор остаются за нашими атомными субмаринами.
     Как в США, так и в бывшем СССР в 60-80-е годы были построены крупные серии АПЛ различного назначения - многоцелевые с торпедным вооружением и с крылатыми ракетами, стратегические с торпедным вооружением и баллистическими ракетами. Вслед за американцами в нашей стране ряд проектов начал осуществляться в однореакторном и одновальном исполнении.
     В разгар «холодной войны» в США и СССР количество вводимых в строй новых атомоходов достигало 8-10 единиц в год! К началу 80-х был достигнут паритет по количеству, а в последующие годы этот показатель существенно, более чем на 50 (!) АПЛ, изменился в пользу СССР. При этом постоянно совершенствовались не только атомные энергоустановки, но и атомное вооружение.
     Появление в составе военных флотов США и СССР крупных соединений подводных лодок с атомными энергоустановками, несущими мощное ядерное вооружение и имеющими совершенные гидроакустические и навигационные системы, не могло не привести к жесткому противостоянию в Мировом океане. Сфер соперничества было несколько. В первую очередь это длительные автономные походы в удалении от собственных баз, боевое патрулирование вблизи мест базирования АПЛ и слежение за подлодками и надводными кораблями потенциального противника, а также преодоление противолодочных систем. Советские атомные субмарины часто патрулировали близ восточного и западного побережья США, а американские - у наших северных и восточных морских границ. О напряженности противостояния свидетельствует несколько случаев непреднамеренных столкновений под водой американских и советских АПЛ.
     Также шло соревнование двух подводных флотов в освоении различных районов Мирового океана, в подледном плавании, в том числе в высоких широтах Арктической зоны. Вслед за американцами, которые начиная с конца 50-х неоднократно совершали подледные походы к Северному полюсу, в июле 1962 г. высшей точки Земли впервые достигла советская АПЛ «Ленинский комсомол». Затем в сентябре 1963 г. наша атомная субмарина совершила первый переход подо льдами, перейдя из состава Северного флота в состав Тихоокеанского флота. Весной 1986 г. одна из советских АПЛ впервые совершила подледный переход с преодолением противолодочных систем США.
     Подводная «кругосветка» - предел мечтания каждого моряка. И здесь проявлялось соперничество сверхдержав. В феврале-марте 1966 г. две советские АПЛ совершили совместное кругосветное плавание - более 21 тыс. миль без всплытия. Пройдя из Баренцева моря на запад, затем по Атлантике на юг, далее обогнув Южную Америку и, поднявшись на север по Тихому океану, обе подлодки благополучно прибыли на Камчатку. Этот длительный переход не был зафиксирован американцами и стал им известен лишь после того, как об этом объявила советская пресса.
     Несколько ранее кругосветное подводное плавание совершила американская АПЛ «Тритон». Этот поход сопровождали надводные корабли ВМС США, а подводники имели возможность воспользоваться услугами большого количества военно-морских баз США и их союзников по НАТО. Всего этого советские АПЛ были лишены, и поэтому наш поход был более сложным и ответственным.
     Освоение Мирового океана атомными подлодками - путь довольно тернистый. Как в СССР, так и в США не все и не всегда шло гладко при создании и эксплуатации атомоходов. Так, в начальный период в реакторных установках советских АПЛ имелись выходы из строя парогенераторов, отдельного электрооборудования, были трудности в освоении управления и обслуживания этих установок. В 1960-1961 гг. на флоте даже создалось мнение, что атомная энергетика очень сложна и широкого применения не получит. Потребовались энергичные усилия конструкторов и эксплуатационников по устранению выявленных недостатков в оборудовании и системах, к качеству их производственного изготовления и эксплуатации.
     Не обошли стороной эти проблемы и американцев. В США также выявлялись факты проектных недоработок, поступления на строящиеся АПЛ некондиционных материалов и некачественных изделий. Так, специальная комиссия, расследовавшая обстоятельства гибели в 1968 г. американской подводной лодки «Скорпион», вынуждена была рекомендовать ВМС США в течение нескольких лет, т.е. до полного прояснения ситуации, не совершать подледные плавания.
     Вместе с тем важно отметить, что самые серьезные катастрофы с АПЛ, закончившиеся их гибелью: две в США - в 1963 и 1968 гг. и четыре наши - в 1970, 1986, 1989 и 2000 годах не были связаны с авариями или неполадками реакторных установок. Последствия этих катастроф не сопровождались заметными воздействиями на экологию окружающей среды.
     Подходы к созданию реакторных установок в двух странах имели немало общего. Но если говорить об особенностях, то у нас заметное развитие получили реакторные установки с жидкометаллическим теплоносителем. В качестве жидкометаллического теплоносителя (ЖМТ) мы использовали негорючую эвтектику «Pb-Bi». В СССР было построено и эксплуатировалось несколько таких кораблей. В США аналогичные работы также велись, но с теплоносителем натрий - эвтектика «Na-Ka». Однако в 1957 году от этих экспериментов там отказались в связи с взрыво- пожароопасностью теплоносителей. Впоследствии работы с ЖМТ американцы так и не возобновили.
     Появление в конце 70-х годов нескольких советских АПЛ малого водоизмещения с реакторами на ЖМТ и демонстрация ими своих скоростных и маневренных возможностей вызвали определенное замешательство у руководства ВМС США. Этот вопрос стал даже предметом специального обсуждения в конгрессе США.
     …Как с высоты сегодняшнего дня можно оценить усилия двух стран в создании подлодок с ядерными энергоустановками, есть ли у них перспективы? Отвечая на этот вопрос, можно с уверенностью сказать, что масштабные программы по строительству АПЛ в обеих странах дали хороший толчок развитию ряда отраслей - военного кораблестроения, энерго- и электромашиностроения, металлургии и материаловедения, средств автоматизации и специального приборостроения и т.д., а также стендово-экспериментальной базы в указанных отраслях. Это, что называется, в активе данного вопроса.
     С другой стороны, уже к началу 90-х годов стало ясно, что гонка в строительстве АПЛ для обеих стран была крайне обременительной и по сути бесперспективной. Масштабы и острота соперничества между подводными флотами сверхдержав в Мировом океане к концу ХХ века также стали совершенно иными. В последние годы были выведены из состава военно-морских флотов порядка 100 американских и 200 российских АПЛ. Ныне строительство в США и России новых АПЛ ограничивается единичными образцами.
     Что касается перспектив, то развитие реакторных установок для АПЛ скорее всего пойдет эволюционно, т.е. без существенных качественных изменений - путем повышения их безопасности и надежности, улучшения виброшумовых показателей, условий обслуживания и ремонта, внедрения систем диагностики состояния оборудования и систем оптимизации степени автоматизации и т.п.
     

На снимке: в цеху «Севмашпредприятия».



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker