на главную страницу

21 Декабря 2002 года

Сыны Отечества

Суббота

ВСЕГДА НА ЛИНИИ ОГНЯ

Беседу вел Андрей ПОЧТАРЕВ, «Красная звезда».



     
Визитная карточка

     КОНТАШОВ Анатолий Павлович. Родился 17 июля 1952 года в семье фронтовика в г. Климовичи Могилевской области.
     В 1973 г. окончил Ленинградское высшее зенитно-артиллерийское командное училище. С 1973 по 1977 г. проходил службу командиром взвода, заместителем командира батареи – преподавателем в учебном центре ПВО Сухопутных войск Уральского военного округа.
     С 1977 по 1994 г. – в органах госбезопасности на оперативных и руководящих должностях.
     В 1984-1986 гг. и в 1989-1991 гг. выполнял интернациональный долг в Демократической Республике Афганистан. Награжден афганскими тремя орденами «За храбрость» и орденом «Дружбы народов», многими отечественными медалями.
     Полковник запаса.
     С 2000 года – председатель регионального объединения ветеранов военной контрразведки Ленинградского военного округа.

     



     23 года назад, 25 декабря 1979 года, в 15.00 в соответствии с постановлением Политбюро ЦК КПСС № 175/125 от 12.12.1979 г. и распоряжением министра обороны СССР войска 40-й армии (около 50 тыс. человек) и авиация ВВС начали переход и перелет государственной границы Демократической Республики Афганистан. Ввод войск основывался на советско-афганских договорах 1921 г. и 5 декабря 1978 г. «О дружбе, добрососедстве и сотрудничестве» и неоднократных просьбах об этом правительства республики.
     Принимая решение о вводе, советское руководство в числе других не могло не учитывать и ряд не менее существенных факторов. Во-первых, в Афганистане уже шла настоящая гражданская война за власть. При военной и моральной поддержке извне к концу 1979 г. мятежники сумели довести численность своих полурегулярных формирований до 40 тыс. человек и развернуть боевые действия в 16 из 27 (на тот период) провинциях. Четыре провинции они контролировали полностью, еще в 12 удерживали 90 процентов территории и все основные коммуникации. И только три провинции - Кабул, Кундуз и Баглан - оставались за афганским правительством. Во-вторых, нельзя было дальше допускать разгула репрессий в отношении своего народа со стороны правящего режима Х. Амина. Ежедневно по подозрению в причастности к оппозиции расстреливались тысячи ни в чем не повинных людей. В-третьих, надо было исключить обращение аминовских властей к США с просьбой о военной помощи. Осуществляя на практике теорию помощника американского президента З. Бжезинского о создании «зеленого подбрюшья» под советскими среднеазиатскими республиками и потеряв Иран, в условиях «холодной войны» Вашингтон смог бы разместить в ДРА ракеты малого и среднего радиуса действия из состава стратегических ядерных сил и разведывательную контрольно-измерительную аппаратуру. И наконец, в четвертых, опасения за южные границы СССР вызывали реальные шаги Пакистана по приручению, покорению и присоединению Афганистана с целью создания в будущем «новой Великой османской империи». В этом ему активно помогало ЦРУ США. На пакистанской территории к декабрю 1979 г. была создана целая сеть центров исламских фундаменталистских организаций, в том числе связанных с современной террористической международной организацией «Братья мусульмане», готовивших боевиков для моджахедских оппозиционных отрядов из числа афганских беженцев (до 750 тыс. чел.). Как показали последние события, из детей этих беженцев и родилось современное движение талибов и террористов «Аль-Каиды», составляющее ныне одну из самых серьезных угроз безопасности прогрессивных стран мира, включая Россию.
     В числе первых, кто вошел в Афганистан, были и представители КГБ СССР (спецотряды «Зенит», «Гром»), военные контрразведчики... 19 декабря органы военной контрразведки отметили свой профессиональный праздник, помянули всех тех, кто отдал свои жизни во славу Отечества, отдали дань уважения тем, кто своим порой незримым, но очень нужным трудом и сегодня обеспечивает его безопасность и покой. В силу специфики службы их не балуют своим вниманием средства массовой информации, хотя поведать военные контрразведчики могут о многом. В этом можно легко убедиться на примере одной из ведущих организаций в стране - регионального объединения ветеранов военной контрразведки Ленинградского военного округа. О ее активе и наш сегодняшний рассказ.
     Контактный телефон в Санкт-Петербурге: (812) 550-01-52.


     – Анатолий Павлович, прошло 23 года со дня ввода советских войск в Афганистан. Как известно, II съезд народных депутатов СССР в декабре 1989 г. принял постановление, в котором «морально и политически осудил» данный факт. Под воздействием роста угрозы международного терроризма сегодня со стороны «Аль-Каиды» и распространения этой чумы по планете, в том числе и в России, каково ваше мнение о правомерности ввода ОКСВ на территорию ДРА?
     – Мне представляется, и в этом со мной солидарны многие воины-«афганцы», к нам постепенно приходит понимание того, что уже тогда мы оказались на передовом рубеже противостояния с набиравшими силу религиозными экстремистами и террористами. Вполне очевидно, что в той конкретной исторической военно-политической обстановке руководство СССР обладало в полной мере разведывательной и иной информацией, позволявшей ему принять решение о вводе советских войск в Афганистан, чтобы обезопасить южные границы государства и тем самым оградить его позиции в регионе в связи с напряженностью, которая к тому времени сложилась в ДРА. В той ситуации нарастали элементы вооруженного вмешательства извне, прежде всего со стороны определенных кругов США, намеревавшихся взять здесь реванш за утрату позиций после падения шахского режима в Иране.
     Другое дело, что советская внешнеполитическая деятельность тогда была излишне идеологизирована, к тому же вопреки Конституции СССР решение о вводе принималось не Верховным Советом и его Президиумом, а узким кругом лиц из числа членов Политбюро ЦК партии.
     В целом по своей сути ислам прогрессивен, но в любой религии радикализм как крайнее течение принимает уродливые формы и ведет к экстремизму. Это мы и наблюдали в Афганистане, мы видели, как радикалов используют в своих целях западные спецслужбы. Сегодня это проявляется в политике двойных стандартов по отношению к России. Возьмите, например, Данию и ее решение не выдавать нам чеченского бандита Закаева.
     Когда мы ввели войска, афганские органы безопасности, к примеру, постоянно контролировали угрозу расползания наркотиков. Мы проводили мониторинг. А ныне, через год после проведения американцами антитеррористической операции в Афганистане, производство наркотиков увеличилось в этой стране опять ровно в 2 раза.
     Моя оценка – ввод советских войск был правомерен и необходим. Более того, если бы мы не бросили Наджибуллу в 90-е годы, ситуация сегодня в этой стране была бы совсем иной, поверьте. Армия и большинство народа верили в СССР и дружелюбно к нам относились. Поскольку я все это видел своими глазами, остался на душе до сих пор горький привкус предательства со стороны тогдашнего руководства страны.
     Что касается моих коллег, личного состава 40-й армии, то тут я поддерживаю оценку, данную в феврале нынешнего года Президентом России Владимиром Путиным: «Воины-интернационалисты – солдаты, офицеры, генералы честно и до конца выполнили свой воинский долг. Тысячи награжденных боевыми орденами и медалями, многочисленные примеры стойкости, героизма и самоотверженности – яркое свидетельство их верности долгу и военной присяге...»
     – На вашу долю выпали две командировки в Афган – 4 года. Вполне очевидно, что повидали всякое, со многими пришлось послужить и повоевать...
     – Да, срок немалый. В первой командировке я курировал отдел военной контрразведки 9-й горнопехотной дивизии афганской армии, а во второй – Генштаб, ВВС и ПВО ДРА. Служил под началом генерал-майора Н. Калягина, потом – генерал-лейтенантов Владимира Зайцева, Валентина Ревина. Командующими армией были генерал-лейтенанты Игорь Родионов, Виктор Дубынин, а с июня 1989 года до конца старшим Оперативной группы Минобороны являлся генерал армии Махмут Гареев.
     – Часто ли приходилось бывать на боевых? Что более всего врезалось в память?
     – Работал в провинции Кунар. Вспоминаю обстрелы в Асадабаде, где мы с товарищем Валентином Рябовым и афганскими коллегами боролись с бандитизмом. Когда его ранило, контузило, я лично отправлял его «вертушкой» в Джелалабадский госпиталь. Ныне он возглавляет Рязанское управление налоговой полиции. В Кунаре вместе бок о бок трудились с Владимиром Лозовским – руководителем нашей оперативной группы. Сегодня он также в налоговой полиции, генерал-лейтенант, возглавляет управление в Сибирском федеральном округе.
     Самые добрые, теплые воспоминания остались о командире 5-го отдельного батальона 15-й бригады спецназа Григорие Быкове. Год вместе с ним мы тесно взаимодействовали, когда его подразделения уходили на перехват «духовских» бандгрупп и караванов. С болью в сердце недавно воспринял печальную весть из газеты «Побратим», что Григорий от полученных ран ушел из жизни семь лет назад.
     А больше всего врезались в память, как вы говорите, события 6 марта 1990 года, когда в Кабуле произошла попытка военного переворота. Тогда я, наш советник начальника афганского ГРУ и переводчик оказались в роли задержанных путчистами в помещении Генштаба. Угроза жизни была более чем реальной. Только наши решительные действия помогли освободиться. А потом до подавления путча пришлось под обстрелом обеспечивать безопасность советского посольства. Этот эпизод, кстати, ярко описан в книге генерала армии М. Гареева «Афганская страда».
     – Анатолий Павлович, что представляет из себя ваше ветеранское объединение?
     – Наше Региональное объединение берет свое начало с 1965 года. Тогда возникла Секция ветеранов-контрразведчиков при Управлении КГБ по Ленинграду и Ленинградской области. Через три года это был уже самостоятельный Совет ветеранов военной контрразведки Ленинградского, Волховского и Карельского фронтов. У его истоков стояли фронтовики. Совет возглавил генерал-майор А. Нестеров, затем более 30 лет им руководил полковник в отставке И. Леонов, далее три года - генерал-майор в отставке Н. Сергеев. Потом избрали меня. Мы реорганизовались, юридически зарегистрировались и стали именоваться как ветераны военной контрразведки Ленинградского военного округа. Сегодня в наших рядах более 600 человек тех, кто прошел Великую Отечественную, войны во Вьетнаме, в Египте, Афганистане, Анголе, Чечне и другие «горячие точки».
     – Каковы ваши приоритеты в работе?
     – Прежде всего это адресная социальная поддержка наших ветеранов, помощь семьям погибших, вдовам и детям. Здесь хотелось бы выразить огромную благодарность тем руководителям предприятий и фирм, кто не забывает нас и с нами сотрудничает. Это гендиректор Питерского нефтяного терминала Игорь Телешев, его заместитель Николай Спасиченко, гендиректор ООО «Балтнефтепровод» Александр Глебов, директор ООО «Татнефть-Балтика» Раис Яркаев и многие другие.
     Неоценимую помощь оказывают нам командующий округом генерал-полковник Валентин Бобрышев, начальник управления воспитательной работы полковник Руслан Нехай, начальник управления ФСБ по Ленинградскому военному округу генерал-майор Олег Артемьев. Они непременные участники всех наших мероприятий, с ними мы работаем в тесном контакте. Объединение тесно взаимодействует и с санкт-петербургским клубом молодых контрразведчиков.
     Большой пласт составляет наша издательская деятельность. Достаточно сказать, что ветеранами объединения выпущено 6 книг. Среди них: «Армейские чекисты», «В поединке с абвером» (книга выдержала 5 изданий, в том числе 3 за рубежом), Книга памяти, куда внесены имена всех 1.278 военных контрразведчиков, отдавших жизнь в битве за Ленинград (автор-составитель Алексей Муратов), альбом «Армейские чекисты на защите Ленинграда в годы Великой Отечественной войны», который в свое время был вручен Ю.В. Андропову, получил его высшую оценку и ныне хранится в Музее обороны города. К 80-летию военной контрразведки Петроградского и Ленинградского военного округа мы выпустили новое издание «На защите безопасности Отечества», уже представленное на соискание премии им. Маршала Советского Союза Л.А. Говорова. Мой заместитель Борис Пидемский в прошлом году издал свою книгу «Поздняя осень 1941-го». Надо отдать должное всем другим ветеранам, кто активно трудится на этом поприще: Александру Богданову, Александру Родионову, Михаилу Поспелову, Ивану Леонову. Только Иван Яковлевич, например, опубликовал 12 очерков о военных контрразведчиках в газете «Новости разведки и контрразведки».
     Традиционными у нас стали выступления на ленинградском телевидении. Шефствуем мы и над средней школой № 481 города Санкт-Петербурга (директор М. Осмоловская), где создан музей «Чекистская слава».
     Есть в нашем объединении и свои воспитанники-Герои. В частности, Борис Соколов.
     В планах организации продолжение работы по укреплению рядов за счет создания ее структур в городах Архангельск, Петрозаводск, Псков, Великий Новгород. На основе сохранения преемственности и связи поколений ветеранов, контрразведчиков будем постепенно омолаживать наш актив.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker