на главную страницу

24 Декабря 2002 года

Российское оружие

Вторник

«Скорпион» в бронежелете

В России созданы скоростные штурмовые автомобили

Беседу вел Александр МАНУШКИН,«Красная звезда».



     На международной выставке «Интерполитех-2002», прошедшей в ноябре в Москве и отдельной дивизии оперативного назначения (ОДОН) МВД России, внимание специалистов привлек необычный экспонат. Издали он был похож на обычный командирский «уазик». Однако вблизи оказалось, что он значительно шире «уаза», под его, казалось бы, обычной обшивкой скрывалась броня, а под капотом – мощнейший для такого типа машин 170-сильный двигатель. Но главная особенность состояла в том, что на усиленных дугах безопасности, заимствованных от спортивных автомобилей, крепилось кольцо, на которое можно устанавливать крупнокалиберный пулемет, станковый гранатомет и другое вооружение для ведения кругового (в любую сторону) огня.
     Этот автомобиль, представленный на выставке в экспортном варианте, разработчики назвали «Скорпионом». А создан он корпораций «Защита» - дочернем предприятием Ульяновского автомобильного завода.
     Идея боевого применения автомобиля не нова. Крещение огнем автомобили, оснащенные комплексом стрелково-пулеметного вооружения, прошли еще в годы первой мировой войны. В 1914 году французские офицеры из кавалерийского корпуса «Сордэ» стали устанавливать на грузовых и легковых автомобилях станковые пулеметы «Сент-Этьен» и «Гочкис». В таком виде они использовались для сопровождения колонн, ведения разведки и боевых действий.
     Опыт французов не был забыт и в России в годы Гражданской войны. Известен, например, такой исторический эпизод. В районе хутора Волошин под Ростовом-на-Дону первой конной армии красноармейцев преградила путь к наступлению артиллерийская батарея противника. Тогда в бой были введены несколько грузовиков, в кузовах которых установили по два станковых пулемета «Максим». Перед экипажами двух машин была поставлена задача - разгромить артиллерийскую батарею, мешавшую продвижению войск. Автомобили скрытно выдвинулись вперед и на максимальной скорости буквально ворвались на боевые позиции врага. Пулеметным огнем артиллерийские расчеты были уничтожены практически мгновенно. Успех автомобилистов помог общему наступлению красноармейцев.
     Шло время. Появлялись новые подвижные боевые средства - броневики, танки, бронетранспортеры, боевые машины пехоты. Казалось бы, автомобили, оснащенные вооружением, как боевое средство на поле боя, канут в лету. Но нет, наоборот, такие машины получили дальнейшее развитие.
     Почему такое произошло, каковы перспективы мирового и отечественного автомобилестроения в области создания боевых ударных машин? Об этом корреспондент «Красной звезды» беседует с генеральным директором корпорации «Защита» Владимиром Плишкиным.
     - Владимир Федорович, зачем было «городить огород» и создавать боевое транспортное средство «Скорпион» на базе вездехода УАЗ, когда в Российской, да и в иностранных армиях предостаточно танков, бронетранспортеров, БМП?
     - Главное преимущество, отличительная особенность «Скорпиона» от танков, БТР, БМП - это высокая скорость. А скорость - это внезапность, которая в скоротечных боевых действиях для противника, пожалуй, пострашнее любого оружия.
     Скорость «Скорпиона», равная 180 км/час, в 2-3 раза превышает скорость танков, БТР, БМП. И при выполнении специфических задач, таких как разведка, глубинные рейды в тылу врага, налеты на стартовые и огневые позиции, такой машине по эффективности нет равных.
     Штурмовой автомобиль разработан по техническому заданию одной из стран ближнего зарубежья. Однако во многих армиях ведущих стран мира созданию и боевому применению ударных автомобилей в последние десятилетия придают большое значение.
     Как во время второй мировой войны, так и после нее в американской армии оснащенные легким вооружением джипы использовались в качестве вспомогательного боевого средства в основном в разведывательных батальонах пехотных дивизий. На базе этих автомобилей повышенной проходимости монтировались самые разнообразные системы вооружения, начиная от крупнокалиберных пулеметов и заканчивая ПТУРами и артиллерийскими безоткатными орудиями «Дэви Крокет», которые могли вести стрельбу тактическими ядерными боеприпасами.
     В начале 1980-х годов в связи с созданием в НАТО сил быстрого развертывания в США разработали семейство высокомобильных многоцелевых колесных транспортных средств, известных во всем мире под названием «Хаммер». К началу 1990-х годов в американской армии насчитывалось более 55.000 «Хаммеров». Эта машина выпускается в 15 базовых модификациях, из которых 8 рассчитаны на монтаж легкого вооружения: ПТУРов «Тоу», 40-мм автоматических гранатометов, 12,7-мм и 7,62-мм пулеметов, ЗРК «Стингер». Машины имеют встроенное усиленное бронирование, что позволяет использовать их в качестве тактических автомобилей поля боя.
     Кроме того, в 1990-х годах на вооружении армии США для сил быстрого реагирования принят более легкий боевой автомобиль, созданный на базе спортивной гоночной машины «багги». Он называется Аdvanced Light Strike Vehicle (ALSV). Это новое облегченное высокомобильное средство имеет стабилизированную платформу для монтажа вооружения и высокую скорость, в том числе и по пересеченной местности, что позволило ALSV стать в своем классе лучшим боевым автомобилем.
     Во время операции «Буря в пустыне» специальные части многонациональных вооруженных сил успешно использовали тактику «летучих отрядов». В январе-феврале 1991 года группы британских коммандос на вездеходах «Лендровер» и американских «зеленых беретов» на «Хаммерах» и ALSV вели охоту за иракскими «скадами» - мобильными оперативно-тактическими комплексами и другими точечными целями. Диверсанты скрытно пробирались в места потенциального размещения ракетных установок и других объектов, с помощью лазерных дальномеров и приборов ночного видения устанавливали точное местонахождение иракских ракетных комплексов и через спутниковую систему связи выдавали координаты своей авиации. За 10 секунд до установленного времени они «засвечивали» цель лазерным прибором, и авиационные ракеты накрывали цель.
     Словом, боевые автомобили получили широчайшее распространение, без них не обходится ни одна миротворческая операция ООН, и этот опыт мы использовали.
     - Чтобы использовать этот опыт, надо иметь такие высококлассные машины, как «Хаммер», АLSV или «Лендровер»...
     - Ульяновский автомобильный завод, созданный специально для разработки и серийного производства армейских вездеходов, закладывает в тактико-технические характеристики трех-четырехкратный запас по надежности и прочности. Ну а мощные двигатели в 150-170 лошадиных сил уже созданы на Заволжском моторном заводе. Созданы и широкие высокоскоростные мосты. Кроме того, при создании автомобилей типа «Скорпион» мы использовали наработки «ГАЗа» и других отечественных автозаводов. В общем, в России есть все условия для создания скоростных штурмовых машин типа «Хаммер» или «Лендровер».
     - Был ли прототип и какие требования к автомобилю предъявлялись при создании «Скорпиона»?
     - Да, идея создания штурмового автомобиля родилась у наших конструкторов еще в
     1999 г., когда Ульяновский автозавод разработал и изготовил короткобазовый автомобиль УАЗ-3150 «Шалун». Уже тогда, в 2000 г., на Международном автосалоне мы показали штурмовой автомобиль с установкой ПТУР и специальной «постелью» для крупнокалиберного пулемета. Однако ходовые испытания показали недостаточную скорость, ограниченный объем кузова, низкие грузоподъемность и устойчивость автомобиля. Я уже говорил, что штурмовой автомобиль должен быстро ездить - до 180 и более километров в час. Кроме того, у него должна быть высокая проходимость по бездорожью, устойчивость при поворотах, маневрировании на большой скорости, при движении на косогорах. У «Скорпиона» центр тяжести расположен так низко, что он не опрокидывается даже на боковых уклонах в 55 градусов.
     А представьте себе ударные нагрузки, отдачи, возникающие при каждом выстреле крупнокалиберного пулемета, установленного над крышей автомобиля, достигающие значений в 500-600 кг. Немаловажным фактором является и полная масса вооружения, боезапаса и снаряжения. По нашим расчетам, «Скорпион» должен обеспечить полезную грузоподъемность 1.200 кг.
     «Скорпион» имеет инжекторный двигатель мощностью 170 л.с. Заволжского моторного завода и способен развивать скорость до 180 км/час. Под эту машину сейчас на ЗМЗ разработан и 200-сильный двигатель, но мы его пока поставили под контрольную эксплуатацию, и он проходит ходовые испытания на автомобиле «Барс».
     Колеса имеют литые алюминиево-магниевые диски и пуленепробиваемые шины. Расширенные мосты на «Скорпионе» применены от УАЗ-31622-100. Это так называемые неразъемные скоростные мосты типа «Спайсер», установленные на пружинах с применением четырех газовых амортизаторов на каждый мост и дополнительного стабилизатора поперечной устойчивости на заднем мосту. Они-то и обеспечивают «Скорпиону» высокую скорость и устойчивость. Эффективность тормозной системы достигается применением вентилируемых дисковых тормозов. Расширение автомобиля увеличило и объем кузова, что облегчило размещение в нем оружия и снаряжения.
     В экспортном варианте, который мы представляли на выставке «Интерполитех-2002», машина была бронирована «по пояс». Бронезащита скрытого типа устанавливается не только на кузов, но и на двигатель (специальные баллистические панели). Пулестойкие откидные ветровое и боковые стекла обеспечивают защиту от поражения стрелковым оружием с дистанции 5-10 метров, в том числе и от пули с термоупрочненным сердечником.
     Все элементы бронезащиты являются съемными, что дает возможность их повторного применения при проведении капитального ремонта и замене шасси базового автомобиля. Срок службы комплектов брони составляет не менее 10 лет.
     По желанию заказчика спецавтомобиль «Скорпион» может оснащаться бронезащитой пола и пожаровзрывобезопасными баками. На машину могут устанавливаться противоугонная система сменного кодирования, гидроусилитель руля, кондиционер или климатическая установка, система специальных ослепляющих фар.
     Взамен упоминавшихся мной ранее двух бензиновых двигателей на «Скорпион» по желанию можно установить разработанный Заволжским моторным заводом дизельный двигатель ЗМЗ-51148.10 мощностью 130 л.с. с большим крутящим моментом.
     Спецавтомобиль «Скорпион» может быть доукомплектован средствами индивидуальной защиты - бронежилетами и касками.
     «Скорпион» прошел всесторонние ходовые испытания. На автодроме под городом Дмитровом проверялись его скоростные качества. На выносливость мы проверили автомобиль летом перед выставкой вооружений в Нижнем Тагиле, куда он был доставлен своим ходом, пройдя от Москвы до Нижнего Тагила 2.000 км. Испытывался «Скорпион» и на самой сложной трассе военного автодрома в подмосковных Бронницах. Машина, пройдя комплекс сложных испытаний, показала высокие ходовые качества.
     Но нет предела для совершенства, и мы планируем с оружейными заводами России провести совместные работы по установке на «Скорпион» различных видов вооружения. Надеемся, что к этой работе подключатся Министерство обороны, МВД РФ и другие силовые ведомства.
     - Владимир Федорович, что еще, кроме «Скорпиона», производит корпорация «Защита»?
     - Мы разрабатываем и серийно производим автомобили как скрытого, так и открытого бронирования. Разработка и изготовление опытных образцов бронезащищенных транспортных средств, спецавтомобилей и бронемодулей размещены на собственных производственных площадях корпорации в Москве. Разворачивается производство серийных бронеавтомобилей на Рузском ремонтно-техническом предприятии в Московской области, в Уральском представительстве корпорации «Защита» в Перми и на Энгельсском заводе специальных автомобилей. Общие производственные площади, задействованные корпорацией «Защита», составляют более 15.000 кв. метров, где оборудовано 12 постов сборки специальных бронированных автомобилей, выпускаемых по заказам Минобороны и МВД России, банков и других организаций.
     Техническое оснащение корпорации - это прежде всего мощный лазер для резки брони и термопечи для ее закалки. В качестве защитного конструкционного материала применяется броневая сталь марки «44» разработки НИИ стали с эксклюзивным правом производства и применения. Броня марки «44» обеспечивает сочетание высокой прочности, пластичности, вязкости и хладостойкости, по бронезащитным характеристикам не имеет аналогов среди зарубежных и отечественных производителей. Для повышения пулестойкости от бронебойных пуль применяется керамическая броня, а также многокомпонентная керамика на основе карбида бора, запатентованная в России и США. В целях снижения удельной массы бронезащиты используются арамидные ткани типа кевлар и СВМ.
     Пулестойкое бронестекло и высокопрочная сталь обеспечивают защиту от пуль автоматов АК и АКМ калибра 7,62 и 5,45 мм с дистанции 5-10 м. В ряде случаев при применении композитной керамической брони обеспечивается защита от пуль с термоупрочненным и бронебойным сердечником, винтовки СВД и осколков гранаты Ф-1. Разработана и применяется на ударных легковых автомобилях бронезащита от пуль крупнокалиберного пулемета 12,7 мм.
     В качестве базовых автомобилей используются практически все модели производства Ульяновского автозавода, проведены разработки бронеавтомобилей на базе полноприводных автомобилей Горьковского автозавода, подготавливаются к сертификационным испытаниям бронированные городские автобусы производства Энгельсского завода спецавтомобилей.
     Корпорация «Защита» объединяет усилия и возможности более 20 отечественных предприятий, направленные на создание высокозащищенных российских бронеавтомобилей двойного назначения. Нами изготовлено более 1.000 бронеавтомобилей для службы инкассации банков России и СНГ, по заказу миротворческих сил ООН поставлялись спецавтомобили в Косово (Югославия). Сейчас бронеавтомобили скрытого бронирования по госзаказам поставляются для Минобороны и МВД России. Специальные автомобили разработки и производства корпорацией «Защита» с 2002 года поставляются в Корею и страны СНГ. В качестве опорной базы корпорация «Защита» на Балканах в городе Варна создается совместное предприятие по производству бронированных автомобилей двойного предназначения.
     Корпорация «Защита» постоянно проводит опытно-конструкторские работы по совершенствованию действующих и созданию перспективных образцов легкобронированных и штурмовых высокомобильных автомашин (на базе как отечественного, так и зарубежного производства), повышает качество выпускаемых изделий, стремится быть надежным партнером, выдерживает сроки поставки, ведет гибкую финансовую политику, направленную на снижение цен своей продукции, предлагает различные условия поставки.
     На снимках: «Скорпион» - вид спереди; вид сверху - подвижное кольцо для установки вооружения.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker