на главную страницу

25 Декабря 2002 года

Армия и общество

Среда

Зависть богов

Ольга БОЖЬЕВА,«Красная звезда».



Передо мной сидела статная белокурая женщина: «Напишите о моем сыне! Я - внучка, дочь, жена и мать офицеров. С самого детства помню, как вся семья собиралась за большим столом, и дед, а потом отец читали «Красную звезду». Мне важно, чтобы именно ваша газета рассказала о моем Сереже...»

     «Уважаемые Борис Станиславович и Светлана Ивановна, с глубокой скорбью сообщаю вам о том, что 22 мая 2001 года в 16 часов 15 минут юго-восточнее Ржева потерпел катастрофу самолет Ан-12, командиром экипажа которого был ваш сын - майор Грищенко Сергей Борисович... Им было предпринято все возможное, чтобы избежать гибели экипажа, а также гражданского населения на месте падения. Поступок Сергея стал образцом мужества и героизма для всех авиаторов России...
     Командир войсковой части полковник Игорь Ильичев.»

     Был весенний солнечный день. Командир авиаотряда летчик 1-го класса майор Сергей Грищенко готовил самолет и экипаж к очередному вылету. Все шло по плану. Проходя по аэродрому, Сергей вновь наткнулся на просящий взгляд Игоря Еремеева. «Командир, ну возьми полетать», - этот настырный лейтенант, недавно окончивший Балашовское училище, уже который день ходил за ним следом. «Знает, наверное, что у меня «правак» отпросился по семейным. Ну что ж, - сказал лейтенанту, - собирайся». Тот, радостно козырнув, вихрем помчался по бетонке. «Мне бы такую прыть», - усмехнулся командир, - молодость!» Вспомнилось, как на днях гостил у матери и наконец-то за долгие месяцы отоспался. Так не хотелось уезжать из дома! А она еще говорит: «Сынок, отдохни. Давай у знакомого врача возьмем освобождение». Он тогда ответил: «Мама, как у тебя все просто, меня ведь экипаж ждет, а я начну липовой справкой размахивать? Но ничего, зато, когда вернусь, тебя ждет сюрприз».
     Сергей Грищенко знал, что уже готов приказ о его назначении командиром эскадрильи. Ребята-сослуживцы, потирая ладони, подшучивали: «Ох, Борисыч, придется тебе по полной проставляться!» Сергей улыбался: «Это еще впереди. А вот завтра после полета все ко мне - у дочери день рождения».
     Но «завтра» для них не наступило...
     * * *
     Из сочинения ученика 4-го класса Сергея Грищенко: «Когда я вырасту, то пойду учиться в авиационное училище. У меня дедушка и папа - летчики. Это профессия мужественная и существует для того, чтобы защищать небо Родины».

     Сережа родился в Иркутске, в этом городе встретились его будущие родители. Светлана, окончив Иркутский пединститут, преподавала в авиационном училище. Борис Грищенко, уже будучи офицером, приехал в Иркутск, чтобы экстерном получить высшее образование. Так молодая учительница вышла замуж за курсанта. И началась жизнь в авиагородках. Борис летал, Светлана, приехав в очередной гарнизон, ставила чемоданы и сразу шла на работу в ближайшую школу. Маленького Сережу брала с собой. Он сидел на последней парте.
     Наверное, рано начавшиеся школьные годы сделали ее первенца не по годам взрослым. Когда мать звала: «Сынок, все бросай, пора обедать!» - он не трогался с места, пока не «загонит на стоянку» игрушечные самолеты. Это качество сохранилось на всю жизнь. Позже его командир полковник Игорь Ильичев, рассказывал: «Даже если ночью прилетит, пока не заполнит все документы, домой не уедет».
     Когда в семье Бориса Грищенко родился второй сын, то на ступенях роддома первым на руки его взял Сережа и по-мужски уверенно понес к машине. Так же уверенно потом всю жизнь оберегал и воспитывал младшего брата. Однажды младший Иван сломал ногу, Сергей отвез его в больницу и дежурил там всю ночь, хотя это были последние сутки его первых курсантских каникул. А уехав, все писал из училища: «Мама, когда Ване снимут гипс? У меня нога болит». Она «ныла» у старшего брата, пока не срослась у младшего.
     «В тот день, когда произошла катастрофа и погиб Сергей, - вспоминает Светлана Ивановна, - первым это почувствовал Иван. Я пришла домой и увидела, что Ивану плохо. Бросилась к нему: «Что с тобой?» Он еле ответил: «Мама, у меня болит все тело». Вызвала врача, суетилась возле него и вдруг услышала, как по телевизору передали, что потерпел катастрофу военно-транспортный самолет. Посмотрев на своего младшего сына, я вспомнила про его сломанную в детстве ногу и сразу поняла: что-то случилось с Сережей...»
     Мысль о небе для Сергея была обыденной с раннего детства, другой судьбы он не видел, хотя увлекался классической литературой, историей, поэзией, занимался музыкой, и учителя прочили его в МГУ. Но он, выдержав конкурс в восемь человек на место, поступил в Балашовское высшее военное авиационное училище. И на все уговоры матери оставить службу отвечал: «Не уйду, небо - моя работа». Он сразу почувствовал самолет. В аттестации даже осталась формулировка, которую обычно не принято писать в официальных документах, - «прирожденный летчик».
     * * *
     Из сочинения ученика 8-го класса Сергея Грищенко: «В 1942 году на участке фронта в районе Грозного шли бои местного значения. Айдомир Ахмедович Агизов был заряжающим противотанковой пушки. Его полк двое суток стоял насмерть. Когда осталось только одно его орудие, Айдомир Агизов дал себе клятву - драться с врагом до конца. Солдат поджег один за другим пять танков, был дважды ранен, но огневой позиции не покинул...»

     В районе Грозного заходил на посадку Ан-12 со специальным грузом на борту. С земли сообщили, что по метеоусловиям его принять не могут, на аэродром стеной надвигался ливень. Но командиру корабля Сергею Грищенко сверху было видно, что он еще успевает сесть на сухую полосу, тем более как пришлось доложить: «Горючее не позволяет уйти на запасной аэродром». Да и груз тоже не позволял. Земля была вынуждена дать «добро». Ан-12, едва успев коснуться шасси сухого бетона, со всей силы ударился о водяную стену и, тормозя, принял «душ» уже на взлетной полосе в окружении пожарных машин. «Счастливчик, ты, командир, - говорили пожарные, - где ж ты так научился садиться?»
     А учиться приходилось и в Таджикистане, и в Чечне, и на Севере. Недаром ведь молодого способного офицера сразу приметили отцы-командиры и отправили в школу боевого применения командного состава, которая находилась тогда в Фергане. Он оказался самым молодым среди всех - 21 год. Правда, окончить школу ему так и не пришлось.
     Это было время, когда начал рушиться Советский Союз. Зашевелились банды местных националистов, возникла угроза угона самолетов и расправы над курсантами. Надо было уезжать, но не могли офицеры смириться с тем, что самолеты достанутся бандитам. И однажды под вечер, оставив все вещи в гостинице, чтобы не вызывать подозрения, дружной компанией отправились якобы погулять. На самом же деле добрались до самолетов, без всяких запросов запустили моторы и взлетели, взяв курс на Россию. 15 тяжелых машин сели на аэродроме под Тверью. Сегодня такой поступок наверняка заслужил бы награду. Но в то время он остался незамеченным, не было еще орденов у новой России...
     * * *
     Выписка из Указа Президента Российской Федерации:
     "За мужество, отвагу и самоотверженность, проявленные при исполнении воинского долга, наградить орденом Мужества майора Грищенко Сергея Борисовича (посмертно).
     Президент Российской Федерации в. ПУТИН.
Москва. Кремль. 6 ноября 2001 года."

     Стрелки на часах в кабине Ан-12 остановились на цифрах 16.23.17. Через несколько минут гарнизон узнал о катастрофе. В доме Грищенко замолчал телефон. В 20.00 в «Новостях» сообщили имя командира погибшего экипажа, но у семьи все еще оставалась слабая надежда. Нет, не слабая, а страшная надежда! Когда Сергей учился в Балашовском училище, на его курсе был еще один Сергей Грищенко. И родители, понимая весь ужас своей надежды, продолжали верить, что это не их первенец. Но телефон по-прежнему молчал. Утром Борис Станиславович позвонил по военной связи и сразу сник: «Это - Сережа». Падая, мать увидела голубые-голубые глаза сына и его улыбку во все небо...»
     Сергей всегда улыбался, был высокий, статный. Когда он шел по городку с красавицей-женой, держа за руку сына и покачивая перед собой коляску с годовалой дочерью, многие с восхищением улыбались: «Какая пара!» За месяц до трагедии невестка делилась со свекровью: «Знаете, мама, столько всего от женщин наслушалась: кто-то изменяет друг другу, кто-то ругается, некоторые уже развелись. А у нас все, как в первые дни, мне даже страшно...»
     Недаром говорят, что боги ревнивы...
     * * *
     Из сочинения шестилетнего Мити Грищенко: «На поляне - годы... Ветер уносит листочки как время. Я - сын того листочка, который время унесло в такую даль, что не догнать мне моего отца...»

     Самолет врезался в землю на поляне среди бескрайнего леса. Причина катастрофы так и не была установлена. При наборе высоты произошел отказ жизненно важных узлов одновременно по 25 параметрам. В течение 6 минут экипаж старался увести машину как можно дальше от городских кварталов Ржева.
     На месте упавшего самолета осталась огромная зияющая воронка. Рядом с ней в память о летчиках, сохранивших им жизнь, жители Ржева установили большой деревянный крест.
     Сын Сергея, играя со своей сестренкой, иногда говорит: «Я вырасту сильным, как мой папа, тоже стану летчиком и буду тебя защищать».
     Какая судьба ему достанется? Пусть только в их общем небе никогда не настигнет его зависть богов.
     На снимке: Сергей ГРИЩЕНКО. Сфотографироваться майором он так и не успел.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker