на главную страницу

26 Декабря 2002 года

Российское оружие

Четверг

КРЫЛЬЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

Александр МАНУШКИН,«Красная звезда».



У предприятий оборонно-промышленного комплекса в условиях экономического кризиса и отсутствия полноценного гособоронзаказа сложилась разная судьба. Одни не смогли приспособиться к рыночным отношениям и канули в Лету, другие до сих пор еле держатся на плаву, а иные стабилизировали экономическое положение и медленно, но неуклонно начали крепнуть и развиваться. Почему такое происходит? Причин тому несколько, но одна из основных заключается в руководителях нового типа, способных мыслить и действовать по-новому, эффективно использовать в условиях рынка научно-производственный потенциал коллектива.

     К числу таких руководителей с полным правом можно отнести генерального директора - главного конструктора ОАО «Павловский машиностроительный завод «Восход» Павла РЕДЬКО, который одновременно является и генеральным директором ОАО «Гидроагрегат». С ним встретился наш корреспондент и попросил ответить на ряд вопросов.
     


ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
     
Редько Павел Григорьевич родился в Павлово Горьковской области 22 декабря 1954 года. После окончания в 1978 году Московского авиационного института (МАИ) бессменно работает на Павловском машиностроительном заводе, где прошел путь от инженера-конструктора до генерального директора - главного конструктора, которым назначен в 1996 году. Кандидат технических наук.

     

- Павел Григорьевич, как вы оказались генеральным директором сразу двух предприятий?
     - В этом нет ничего сверхъестественного. С самого своего зарождения ПМЗ «Восход» (тогда ОКБ-467) занимался разработкой, опытным производством и испытаниями изделий для авиационно-космической промышленности, а «Гидроагрегат» производил эти же изделия серийно. Эти два предприятия даже расположены на одной территории. В 90-е годы обе организации оказались в критическом финансово-экономическом положении. И когда они вошли в состав корпорации «Аэрокосмическое оборудование», возглавляемой Сергеем Дмитриевичем Бодруновым, был разработан план создания научно-производственного объединения (НПО) на базе «Гидроагрегата» и ПМЗ «Восход». Это делалось для удешевления производства продукции в рамках проводимой корпорацией политики общей интеграции. Одним из первых шагов в объединении предприятий «Восход» и «Гидроагрегат» стала расстановка ключевых менеджеров на этих предприятиях по принципу - один генеральный директор, один главный инженер и так далее. Поэтому впредь, говоря «предприятие», я буду подразумевать и «Восход», и «Гидроагрегат».
     - Представьте, пожалуйста, ваше предприятие?
     - Оно по многим позициям является ведущим предприятием авиакосмической промышленности России, которое занимается проектированием, разработкой, испытаниями и производством электрогидравлического оборудования - приводов для систем управления летательными аппаратами. Наши изделия «летают» практически на всех самолетах, вертолетах, космических аппаратах и ракетах ПВО. В числе наиболее известных сейчас объектов, для которых завод спроектировал и наладил серийное производство приводов, можно назвать самолеты Су-27, Су-30МК, Су-35, С-37 «Беркут», МиГ-29, МиГ-31, МиГ-АТ, Ан-70, Ан-72, Ан-124 «Руслан», Як-130, вертолеты Ка-32, Ка-50 «Черная акула», Ка-52 «Аллигатор», Ка-62, Ми-8, Ми-17, Ми-24, Ми-28 «Ночной охотник», ракета-носитель «Протон», воздушно-космическая система (ВКС) «Буран». Наши приводы управляют всеми подвижными частями оперения самолета и другими элементами летательных аппаратов.
     Например, на истребителе Су-27 устанавливается 48 гидроагрегатов двенадцати наименований. А о качестве и надежности нашего оборудования говорит такой факт. На предприятии были разработаны и изготовлены приводы системы управления ВКС «Буран». После орбитального полета «Буран» спланировал в атмосферу и приземлился на аэродроме в нескольких сантиметрах от контрольной точки. И все это - в беспилотном режиме. Это еще раз подтверждает высокие статические и динамические характеристики рулевых приводов «челнока», которые обеспечили точную посадку на конечном участке полета.
     - Расскажите, пожалуйста, о сегодняшнем дне предприятия.
     - В итоге многолетней практики проектирования, изготовления, испытаний и исследований, выполняемых в тесном сотрудничестве с ЦАГИ, ЛИИ, ВИАМ, МАИ, НИАТ, а также с авиастроительными фирмами имени П. Сухого, А. Микояна, М. Миля, Н. Камова, С. Ильюшина и другими специализированными организациями, в ПМЗ «Восход» определились основные направления и принципы разработки рулевых приводов летательных аппаратов.
     Нами разработан уникальный привод для поворотного сопла двигателя истребителя Су-30МКИ. Агрегат установлен на двигателе.
     На этом же самолете устанавливается вновь разработанный оригинальный привод с неполноповоротным гидродвигателем, обеспечивающим управление антенной системы наведения.
     Уже ведутся работы по проектированию новых приводов для самолетов следующего поколения с линейным электродвигателем (ЛЭД), что упрощает использование приводов в цифровой системе управления.
     Большой цикл работ мы провели для систем управления вертолетами. Для винтокрылых машин «Черная акула» и «Аллигатор» разрабатывается привод системы дистанционного управления, что обеспечит сертификацию вертолетов. Разработан и внедряется привод для вертолета МЧС России Ка-226. Внедрен привод в систему дистанционного управления нового вертолета «Ансат».
     В больших объемах изготавливаются приводы ПК-47 для серийного завода в Киеве, агрегаты для Казанского вертолетного завода, рулевые системы для Кумертауского авиационного объединения, приводы для самолетов Су-30, которые строят на авиационных заводах Комсомольска-на-Амуре и Иркутска.
     Мы ведем ряд работ по контрактам с КНР, Индией в рамках корпорации «Аэрокосмическое оборудование», проведен комплекс работ с итальянскими фирмами АЭРОМАКИ, Телеавиа, Маньяги по самолету ЯК-130, что позволило определить технический уровень наших разработок, которые находятся на уровне мировых стандартов.
     Продолжаются работы по подготовке лицензионной документации на приводы для систем управления самолета СУ-30МКИ для Индии.
     Уровень разработанных приводов и качество поставляемых агрегатов позволяют сделать вывод, что ПМЗ «Восход» и «Гидроагрегат» вступают в новый этап качественного развития. Это подтверждается еще и тем, что завод начинает закупки новейших специализированных станков и другого оборудования. Все подразделения предприятия оснащаются новейшей компьютерной техникой. Также мы продолжаем выпуск продукции для гражданских отраслей промышленности, ведем большую работу по проектированию и изготовлению продукции для автомобильной, металлургической, судостроительной, лесозаготовительной отраслей, топливно-энергетического комплекса и других.
     - Создается впечатление, что все у вас идет гладко, что называется, без сучка и задоринки...
     - Это, конечно, не так. Я уже говорил о том кризисе, который мы пережили в 90-е годы. Его последствия продолжают сказываться и сейчас. Кроме того, работа в новых рыночных, подчас непредсказуемых условиях заставляет «шевелиться» всех, искать нетрадиционных заказчиков и партнеров.
     По-прежнему практически отсутствует гособоронзаказ. Поэтому стараемся делать больше продукции, которая не имеет отношения к авиационной технике. Для того чтобы выжить в рыночных условиях, мы стремимся к соотношению авиационной и общепромышленной продукции 50 на 50 процентов.
     Большая проблема - кадры. Как, впрочем, и во всей авиационно-космической отрасли. Сейчас трудно найти квалифицированных токарей, фрезеровщиков. Мы разработали специальную программу привлечения на предприятие молодых специалистов. На основании отраслевой комплексной «Программы по совершенствованию работы с кадрами на предприятиях и в организациях Росавиакосмоса до 2005 года» мы предусмотрели создание сети подшефных учебных заведений, базовых школ и ряд других мероприятий. В частности, сейчас в МАИ за счет предприятия обучаются 7 человек. И в будущем мы планируем ежегодно направлять в вузы по 5 человек.
     Тесные контакты мы установили с Липецким авиационным учебным центром боевого применения. Его возглавляет генерал-майор Александр Николаевич Харчевский, летавший с Президентом России на истребителе Су-27. С центром мы подписали соглашение о сотрудничестве и шефской помощи. А еще обязались ходатайствовать об отборе своих призывников для службы в этой воинской части. Помогает нам в этом важном деле областной военный комиссар генерал-майор Алексей Павлович Волков.
     Что это дает? Во-первых, это важно в плане патриотического и профессионального воспитания. Люди смотрят на технику, в создании которой принимали участие они или их отцы и деды. Во-вторых, военнослужащие, отобранные по призыву у нас, находятся как бы под постоянным контролем. Мы даже отпечатали красочную памятку, которую вручаем призывникам. В ней, в частности, есть и такие слова: «Администрация предприятия, профсоюзный комитет, комитет солдатских матерей, совет молодежи... желают, чтобы вы, честно исполнив свой гражданский и воинский долг, вернулись на родину. После окончания военной службы мы ждем вас на родном предприятии, где вы сможете проявить свои силы и энергию на благо своей семьи, своей малой родины - земли Павловской». Мы считаем, что ребята, отслужив срочную, возвратятся к нам на предприятие.
     - Как вы выживаете в условиях рыночных отношений?
     - Тут мне хотелось бы затронуть такую проблему. На первый взгляд хорошо, что курс доллара по отношению к рублю не растет большими темпами. Но ведь растут, и значительно, цены на энергоносители и все остальное. И что же получается? Допустим, какая-то деталь, изготовленная на предприятии, в начале года стоила 1 доллар, и мы за нее получали 30 рублей. В конце этого года получаем за нее 32 рубля. Но за электричество и другие энергоносители надо платить на 40 процентов больше. И как результат, если раньше наше предприятие работало с рентабельностью 12 процентов, то сейчас она уже не превышает 3-4 процентов. Если еще полгода работать в подобном режиме, то производство станет убыточным. Т.е. работающим на экспорт предприятиям убийственно, когда рост курса доллара составляет не более 7 проц., а внутренняя инфляция рубля только по официальным данным 14 проц.
     Наши агрегаты стоят на всех самолетах, поставляемых в Китай (Су-30МКК) и в Индию (Су-30МКИ). Это уже истребители ХХI века. Их можно отнести к поколению «четыре плюс». Обидно, что ни одной машины подобного класса нет в строю отечественных ВВС.
     Вызывает сожаление и то, что мы неоправданно, потеряв целое десятилетие в развитии, отстали в создании истребителя пятого поколения, хотя этого могло и не быть. У американцев уже серийно строится F-22 «Рэптор», создан прототип JSF, а мы только рисуем на бумаге и формируем облик подобного самолета. То есть они идут по тому же пути, по которому шли и мы в советские времена: если создавался самолет и ставился на серию, то в ОКБ уже работали над машиной следующего поколения.
     К сожалению, некоторые еще считают, что средства для нужд «оборонки» тратятся лишь в угоду военным. Но это не так. Известно, что авиационная промышленность всегда «тащила» за собой все отрасли и создавала не только тысячи новых рабочих мест, но и новые материалы, новые технологии. Не секрет, что появление алюминиевых сплавов, многих композитных материалов обязано авиационной промышленности. Она потребовала, чтобы эти материалы были.
     А в чем мы сейчас отстаем? Если по гидравлике еще находимся на мировом уровне, то по элементной базе, электронике проигрываем полностью.
     Ныне мы «консервируем» некоторые темы научно-исследовательских работ. Но чудес не бывает. Наступят, допустим, лучшие времена, да не будет уже кадров, которые могли бы той или иной проблемой, разработкой заниматься. Любое направление в науке, в том числе и прикладной, сильно своей школой, традициями, преемственностью. И если пауза затянется на какое-то время, она превратится потом в непреодолимую пропасть.
     То есть низкий уровень гособоронзаказа, отсутствие денег на науку, авиапромышленность - это проблемы не только головных авиационных КБ и комплектующих предприятий. Это проблемы страны. Я считаю, если у нас сейчас нет денег в бюджете на оборонную, авиационную промышленность, это равнозначно тому, что у государства нет денег на развитие страны, на ее будущее.
     - Что бы вы хотели сказать, подводя итог нашему разговору?
     - За десятилетия существования ПМЗ «Восход» и «Гидроагрегата» у нас накоплен уникальный опыт, есть коллектив людей, которые знают, как разрабатывать электрогидравлические системы управления для различных самолетов, вертолетов и ракетной техники мирового уровня. Предприятие пережило и сложные послевоенные годы, и трудные 90-е. Но всегда наш коллектив, мобилизовав все резервы, с честью выходил из трудных ситуаций.
     Благодарен ветеранам, создавшим стабильно работающее, растущее предприятие, всем, кто нашел в себе мужество пережить 10 лет реформ и экономических неурядиц, перестроить предприятие и развить новые направления деятельности. Верю, что последующие годы станут периодом экономической стабильности как в стране, так и в нашем коллективе.
     На снимке: истребитель Су-30МКИ, на котором установлены приводы «Восхода».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker