на главную страницу

26 Декабря 2002 года

История Отечества

Четверг

Откуда ты, княже?

Николай Седов.



Недавно любители отечественной истории отметили 1400-летие призвания «варяга Рюрика» новгородцами на княжение. В Калининграде состоялась даже международная научная конференция, участники которой пытались разобраться в происхождении династии первых русских царей. Официальная наука отсчитывает начало российской государственности именно с осени 862 года (по некоторым данным Рюрик взошел на княжеский престол 21 сентября 862 г.).

     Эту версию мы хорошо усвоили еще из школьных учебников. Дескать, еще в IX веке на территории нынешней северо-западной России жили отдельные славянские и финские племена, постоянно враждовали между собой и, устав от распрей, обратили с надеждой свои взоры на Запад. Карамзин, любимый историк императрицы Екатерины II, даже утверждал, что новгородцы обратились к варягу по имени Рюрик с такими словами: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет – идите княжить и владеть нами». Цивилизованный Рюрик пожалел неразумных славян и пришел управлять Русью.
     Позиция Карамзина объяснима. В XVIII веке немка Екатерина II, неожиданно оказавшаяся на русском престоле, нуждалась в оправдании своего прихода к власти. Так возник социальный заказ придворным историкам создать такую «историю» Руси, которая бы обосновывала норманнскую версию происхождения русского государства. Дескать, в русской истории был уже прецедент, когда для введения порядка на Руси призывали иноземного правителя.
     Между тем имеется немало исторических свидетельств, позволяющих утверждать, что Рюрик был не основателем, а продолжателем династии. Он происходил из славянского знатного рода, известного на северо-западе Руси многие века. Его дед по материнской линии – князь Гостомысл правил Новгородом в IX веке. Летописи древнего Новгорода, в том числе летопись новгородского епископа Иоакима, позволяют утверждать, что Гостомысл вел свой род – в одиннадцатом колене – от Славена. Видимо, имелся в виду антский князь, живший в начале V века (справочно: анты – объединение славянских племен, занимавшее в V–VI веках земли между Днестром и Днепром). У Гостомысла было семеро детей: четверо сыновей и три дочери, которых он по традиции выдал замуж за правителей соседних славянских земель. Одна из этих дочерей – Умила, по сведениям Иоакимовской летописи, и была матерью Рюрика.
     В начале IX века земли Новгорода стали объектом притязаний датских викингов, которые стремились установить контроль над водным путем «из варяг в греки» - из Балтики в Черное море по рекам, протекавшим через славянские земли.
     Этот исторический период - конец VIII – начало IX в. - время активизации военных походов викингов (виком называлось в Скандинавии военное поселение). По сути, явление викингов было обусловлено возникновением избыточного мужского населения на территории Скандинавии и Дании. Младшие сыновья феодальных правителей, будучи не в состоянии рассчитывать на отцовское наследство, собирали дружины из искателей приключений и отправлялись в морские разбойничьи походы на юг в надежде на богатую добычу и воинскую славу. Среди этих «солдат удачи» были не только норвежцы, шведы, датчане, но и славяне, финны, балты. Немало наемников из северных земель служили у византийского императора (вэринги - «принесшие клятву»). В Западной Европе скандинавских пиратов именовали норманнами – «людьми Севера» (от слова Nordmann).
     С этими датскими искателями приключений и пришлось столкнуться еще отцу Гостомысла – князю Буривому. Но удача не сопутствовала новгородскому правителю. Его войско было разбито, и город был разграблен датчанами. Но Гостомыслу все же удалось вернуть княжеский престол, выбив викингов с Новгородских земель. Тем не менее угроза новых набегов викингов сохранялась.
     К моменту призвания Рюрика в Новгород в живых не осталось уже ни одного из четырех сыновей Гостомысла, которые не то умерли, не то погибли в схватках с захватчиками. Это и побудило постаревшего Гостомысла вспомнить о Рюрике - сыне дочери Умилы, чтобы не дать угаснуть древнему княжескому роду.
     Умила еще в начале IX века была выдана за князя рарогов Годолюба (в западноевропейских хрониках он назывался Годлавом). Рароги – одна из ветвей прибалтийских славян с городом Рарогом (у германцев – Рерик). Рароги входили в союз бодричей (ободритов), контролировавших южное побережье Балтийского моря (в те времена славяне занимали значительную часть нынешней восточной Германии). Свой род рароги вели, по устным преданиям, от священного сокола Рарога - воплощения славянского Огнебога Семаргла. На балтийском острове Руян (нынешний немецкий Рюген) в городе Аркон находилось одно из главных славянских святилищ – храм Сентовита.
     Княжество Годолюба соседствовало с землями саксов, входивших в состав империи франков, на престоле которых находился тогда Людвик Благочестивый, сын Карла Великого. Видимо, Годолюб был одним из вассалов императора. Это-то и сгубило славянского князя. Его северный сосед – датский король Готфрид находился, выражаясь по-современному, в конфронтации с франкской империей Каролингов и стремился в качестве противовеса ей объединить в единое сильное государство земли датчан, норвежцев, шведов и прибалтийских славян. В 808 году он разгромил немногочисленное войско Годолюба. Его земли с городом Рарогом были включены в датское королевство, а сам князь повешен.
     Умила с малолетними детьми скрылась где-то на соседних славянских землях. Спустя почти два десятилетия, в 826 году, согласно хронике одного из германских летописцев, подросшие Рюрик и его сводный брат Харальд объявились при дворе императора Людвика Благочестивого в Ингельгейме. Видимо, братья рассчитывали на его поддержку в борьбе с датчанами за возращение отцовского княжества. Но реальной помощи Рюрик не получил. Не помогло и то, что он отказался от славянских богов и был крещен самим императором.
     Дальнейшая жизнь внука Гостомысла достойна пера автора авантюрных романов. Собрав дружину таких же, как он, безземельных искателей приключений и забыв о крещении, Рюрик начинает жизнь норманна. Вскоре он становится одним из самых удачливых предводителей морских разбойников. Западноевропейские хроники сообщают, как в 843 году норманны сожгли Нант, затем направились на юг и разграбили Лиссабон и Севилью (844 год), достигнув в итоге побережья Северной Африки. Арабский летописец повествует, что во главе пиратской флотилии викингов стояли братья Харальд и Рюрик. В 850 году хроники вновь упоминают успешные набеги викингов на прибрежные английские города.
     Но мысль вернуть отцовское княжество не покидала Рюрика. В 854 году он обращается к старшему сыну франкского императора – Лотарю с просьбой признать за ним права на захваченные датчанами земли отца. Лотарь вроде бы поначалу поддержал пирата, но затем передумал: воевать с датским королем франкскому правителю не хотелось. В одиночку противостоять датчанам Рюрику было нереально.
     И, хотя в западноевропейских хрониках есть упоминания о попытках Рюрика, получившего прозвище Ютландский, бороться за отцовские земли, исход этого противоборства был очевиден. Рюрику светила незавидная участь: погибнуть в одной из стычек с датскими рыцарями или вновь отправиться в пиратский поход и рано или поздно сгинуть в морской пучине. Так печально завершали свой жизненный путь большинство викингов.
     Поэтому обращение уже забытого деда из Новгорода прийти княжить в землю Новгородскую было Рюрику весьма кстати. Какому отпрыску княжеского рода не хотелось провести остаток жизни в тепле в богатых землях предков. Кстати, Карамзин подозрительно неточен при ссылках на древнерусские летописи, когда приписывает новгородцам слова: «Земля наша велика и обильна,а порядка в ней нет (выделено автором) – идите княжить и владеть нами». В летописях говорится несколько иначе: «наряда в ней нет», «нарядника в ней нет», т.е. речь идет об отсутствии правителя, а не порядка. Гостомысл был очень стар, не мог иметь новых сыновей, и единственным способом не дать угаснуть княжеской династии было найти кого-то по линии одной из дочерей.
     Решение вопроса о преемнике Гостомысла проходило коллективно, с участием правителей союзных Новгороду славянских и финских племенных союзов: словен, кривичей, дреговичей, руси, чуди, веси. То, что выбор пал на Рюрика, было весьма логично. Он был опытным военачальником, прошедшим суровую школу жизни и известным при дворе франкского императора. Немаловажно было и то, что Рюрик ненавидел противников Новгорода - датчан, убивших отца и отобравших княжество. Никто лучше него защитить Новгородские земли в той обстановке вряд ли смог.
     Правда, долгие десятилетия скитаний на чужбине «выветрили» из внука Гостомысла «славянский дух». Он был скорее норманн, чем славянин. Его жена Ефанда происходила, по некоторым сведениям, из рода норвежских королей. Но это не смутило славянских и финских вождей, решавших в Новгороде судьбу северо-западной Руси, ибо речь шла о национальном выживании: с северо-запада «наседали» датчане и шайки балтийских пиратов, с юга угрожало хазарское государство, стремившееся установить контроль над всеми землями восточных славян. Свою политическую игру вел и византийский император.
     На историческую родину Рюрик прибыл с разноплеменной дружиной испытанных воинов. При нем находился брат жены – норвежец Одда, который в русскую историю вошел как Олег Вещий (в летописях – Хельги, т.е. вождь). Именно Олег стал править в северо-западной Руси после смерти Рюрика, пока не повзрослел Игорь - сын Рюрика и Ефанды. Под его командованием в 882 году «варягами» был захвачен Киев, а в 912 году после осады Царьграда (Константинополя) подписан договор с Византией. Олег был женат на старшей дочери Гостомысла, родившей ему Прекрасу, переименованную позднее в Ольгу, которая-то и стала женой князя Игоря.
     По мнению доктора философских наук Валерия Демина, написавшего несколько интересных книг по истории Древней Руси, вопрос о национальности Ефанды весьма дискуссионен. В летописях она именуется урманкой и может рассматриваться или как уроженка земли Мурманской, или как норманнка, т.е. норвежка. Так что вопрос о национальности Олега тоже неясен…
     До сих пор бытует ошибочное мнение, что вместе с Рюриком прибыли два его брата Синеус (Синав, Sinav) и Трувор (Truvor). Об этом писал еще в самом начале XVII века итальянец Мавро Орбини со ссылкой на Сигизмунда Герберштейна: «Рюрик (Rurich) прибыл на Русь с двумя братьями из вандальской провинции Вагрии, славянской области на берегах Балтийского моря».
     Однако ни одна западноевропейская хроника не упоминает о Труворе и Синеусе (Синаве). Возможно, русский летописец ошибся при переводе хроники времен Рюрика, при дворе которого доминировала норвежская речь...
     Существует и ряд других нетрадиционных гипотез происхождения Рюрика. В 1879 году русский фольклорист Елпидифор Барсов опубликовал устное сказание о князе Рюрике, которое не совпадает с общепринятой концепцией призвания варягов на Русь. Устные северные предания того времени гласили, что подлинное имя Рюрика – Юрик и прибыл он в северо-западную Русь из Приднепровья. Своей, также не балтийской, версии происхождения Рюрика придерживается ныне академик Анатолий Фоменко. На основании анализа основного списка «Повести временных лет» - Радзивиловской или Кенигсбергской летописи он делает вывод о том, что лист с «норманнской» теорией, которая легла в основу школьного курса истории, был кем-то вклеен в летопись во времена первых царей из династии Романовых («лишний» лист с церковнославянским номером 9 и арабским номером 8). Но это уже тема отдельной публикации.
     Идеализировать последствия княжения Рюрика на Руси, безусловно, оснований нет. Призвание в Новгород правителя, мировосприятие которого сформировалось в среде прибалтийских славян и германцев, имело не только положительные стороны. Известно, что под воздействием германских и балтийских религиозных культов у прибалтийских славян в отличие от восточных устои древней ведической религии были к VIII веку существенно поколеблены. На их мировоззрение сильное влияние оказало идолопоклонничество германцев, практиковавших человеческие жертвоприношения. У восточных славян издревле были добрые боги, и жестокие нравы Рюрика и его иноземной дружины вызывали неприятие. С возвращением внука Гостомысла в Новгород в религиозный культ восточных славян вошли жертвоприношения, что в последующем способствовало утверждению новой, более «доброй» религии – христианства.
     О жизни Рюрика в Новгороде известно немного. Правил он, подобно западноевропейским феодальным владыкам, жестко. Первым делом был «срублен» новый укрепленный город Ладога, где и «сел» князь. Первая Ладога располагалась не на левом берегу Волхова недалеко от Ладожского озера, а посреди самой Ладоги на острове. Новгород, вопреки утверждениям Карамзина, никогда не был стольным градом Рюрика (во всяком случае письменных свидетельств этому не сохранилось).
     В 864 году новый правитель подавил восстание новгородцев во главе с Вадимом Храбрым (по предположению русского историка Татищева, сына одной из дочерей Гостомысла, т.е. двоюродного брата Рюрика). В 873–875 годах он совершил поездку в Западную Европу, вел переговоры с кем-то из сыновей умершего императора Людовика Благочестивого, но об их содержании сведений не сохранилось. Возможно, если исходить из логики развития событий того времени, князь пытался договориться о союзе против датчан. Но это только предположения. В 879 году Рюрик скончался.
     Согласно преданиям, утверждает член Географического общества РАН Иван Кольцов, князь был похоронен у истока реки Луги (Новгородская область) в каменной подземной полости. Над усыпальницей правителя было создано круглое озеро, которое сейчас называется Тигода. Чаша озера представляет собой своеобразную огромную линзу, образующую над усыпальницей, как считали древние, вертикальный канал некоей связи с Космосом…
     На снимке: РЮРИК (из рукописи русской книги XVII века).
     В наше переходное время, когда жизнь тяжела, споры о происхождении Рюрика и обстоятельствах его призвания на княжение могут показаться бессмысленными. Прошло ведь более одиннадцати веков. Но будем помнить: восстановление исторической памяти - путь к возрождению духовного потенциала России, обретению народом веры в свои силы.
     



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker