Говоря о ситуации в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), складывавшейся на протяжении уходящего года, в первую очередь стоит, наверное, отметить то, что она по-прежнему сохраняет свою противоречивость. С одной стороны, в нем шли процессы, направленные на укрепление безопасности и сотрудничества. С другой, происходили, как, впрочем, и во всяком другом регионе, события, которые того и гляди могли вылиться в очень серьезные испытания не только для региона, но и для всего мира. Плюсом можно назвать то, что за прошедший год здесь не возникло новых очагов напряженности и все неприятности происходят там, где и ожидали. А также набирали темпы новые процессы, которые, по мнению экспертов, вероятнее всего будут определять основные параметры азиатско-тихоокеанской системы международных отношений в течение достаточно продолжительного времени. Происходило формирование элементов новой региональной архитектуры в экономической и политической областях, в первую очередь в сфере безопасности.
Это в полной мере относится как к общерегиональным форумам, таким как Региональный форум АСЕАН (АРФ) и АТЭС, так и к субрегиональным структурам типа АСЕАН или Шанхайской организации сотрудничества. В принципе АТР можно рассматривать как регион, где проявляется объективная тенденция к становлению многополярности. Но при этом следует обратить особое внимание на усилия определенных стран региона к односторонним действиям, к укреплению замкнутых военно-политических структур блокового характера. Особенно это характерно для американской политики. США как сверхдержава и член многих региональных организаций явно стремятся укреплять свое присутствие в АТР всеми доступными и недоступными способами.
Заметим, что рассматриваемый регион обладает всеми «угрозами и вызовами», характерными для нынешнего времени. В том числе и «горячими точками». Так, начало года было отмечено обострением отношений между Индией и Пакистаном. Учитывая обладание странами ядерным оружием, некоторые эксперты даже предсказывали возможность его применения в случае начала активных боевых действий. Худшего удалось не допустить, однако постоянные стычки на границе, артиллерийские обстрелы территорий и деятельность в Индии различных экстремистских групп, поддерживаемых Пакистаном, не позволяют пока говорить о стабилизации обстановки. Более того, как ни печально, но в настоящее время нет никакой тенденции для урегулирования ситуации.
Но все же основной проблемой для региона в прошедшем году по-прежнему оставался корейский вопрос. Именно эта проблема на данный момент рассматривается экспертами как главный очаг противоречий и угрозы стабильности АТР. Соединение железных дорог двух Корей, это, несомненно, хорошо. Но на общем фоне этого явно мало. Негатива в ситуации на Корейском полуострове, к сожалению, больше чем позитива. Тем более что так здесь и не обозначено никаких мирных политико-дипломатических развязок. Усилий, которые предпринимаются для урегулирования обстановки на полуострове, пока что явно недостаточно. И от этого она становится все более тревожной.
Нельзя обойти вниманием и тот факт, что за прошедший год Япония продемонстрировала явное стремление к укреплению своих позиций не только в АТР, но и в мире. Причем это стало возможным благодаря расширению и наращиванию военно-политического сотрудничества с США, а также поддержка Вашингтона в различных вопросах. Это и действия с опережением при высказывании позиции по Северной Корее. И решение о создании системы ПРО ТВД. И направление в район Персидского залива боевых кораблей, что свидетельствует о явном отходе Японии от своих ранее добровольно принятых обязательств. И это не могло не вызвать серьезной обеспокоенности у ее соседей, которые до сих пор хранят в своей памяти кровавые действия японского милитаризма.
Естественно, что за последнее время на повестку дня как никогда остро встал вопрос терроризма. Противодействие терроризму и экстремизму для всех государств региона представляется разным. Ведь некоторым из них не приходилось вступать в борьбу с террористами на собственной территории. Тем не менее тема терроризма постоянно обсуждалась в рабочем порядке на всех форумах АСЕАН и АРФ. Кроме того, проводились региональные встречи по данному вопросу. Пока что рано говорить о выработанной единой стратегии в борьбе с этим явлением. Однако налицо стремление регионального сообщества бороться с новым злом.
Говоря о положительных событиях, можно отметить дальнейшее сотрудничество ведущих тихоокеанских держав как на двусторонней основе, так и в многостороннем формате. Стоит отметить усиление многосторонних связей между Индией, Китаем и Россией. Более чем удачно за последний год зарекомендовала себя Шанхайская организация сотрудничества, став действительно региональной организацией, призванной стать политическим инструментом стабильности и многостороннего взаимодействия на евроазиатском континенте. Кроме того, эта организация ставит задачей укрепление доверия между странами региона, в том числе и в военном плане. К ШОС проявляют повышенный интерес Индия, Монголия, Иран. Другие субрегиональные структуры, как, например, АСЕАН, и некоторые страны рассматривают вопросы о координации деятельности или взаимодействии с Шанхайской организацией сотрудничества.
Подводя итоги, можно сказать, что АТР явно претендует на своего рода модель, на которой отслеживается становление многополярной системы международных отношений.
|