на главную страницу

5 Января 2003 года

Тема номера

Воскресенье

Финансовые перспективы года

Беседу вел Иван ИВАНЮК, «Красная звезда».



В новый год мы вступили с утвержденным федеральным бюджетом. Этот основной финансовый документ страны фактически определяет всю жизнь Вооруженных Сил, строго регламентируя каждую статью расходов.
Более подробно об их содержании, об общих тенденциях военного строительства, которые закреплены в бюджете-2003, мы попросили рассказать начальника Главного финансово-экономического управления – заместителя министра обороны Российской Федерации Любовь КУДЕЛИНУ.

     - Любовь Кондратьевна, насколько полно, на ваш взгляд, в бюджете следующего года учтены интересы Министерства обороны, в первую очередь отвечающего за обороноспособность страны?
     - Я считаю, что в целом он более адекватно, чем в уходящем году, отражает процессы, происходящие в Вооруженных Силах. Нами в ходе работы над проектом бюджета была проделана большая работа по защите наших предложений в Минфине России. Это позволило существенно улучшить основные параметры расходов на национальную оборону, снять многие разногласия по финансированию армии и флота, добиться реальной прибавки в ассигнованиях.
     - И сколько же она составляет?
     - По разделу «Национальная оборона» уровень финансирования по сравнению с 2002 годом увеличится более чем на 20 процентов. Есть прирост и по другим разделам федерального бюджета, связанным с военными расходами. Вместе с тем речь отнюдь не идет о милитаризации страны – приблизительно в такой же пропорции растут и другие расходы федерального бюджета. Читатели «Красной звезды» знают, что сейчас очень остро стоит вопрос о переоснащении Вооруженных Сил, обеспечении их современными образцами вооружения и военной техники. Поэтому почти половина суммы, превышающей нынешний уровень расходов, будет направлена на обеспечение мероприятий, предусмотренных Программой вооружений на 2003 год. В связи с ростом денежного довольствия военнослужащих и заработной платы гражданского персонала, естественно, потребуются дополнительные финансовые ресурсы. Это составляет порядка 43 процентов от общего роста бюджетных расходов. Оставшиеся 7 процентов роста связаны с боевой подготовкой и материально-техническим обеспечением войск. Здесь дополнительные расходы вызваны ростом тарифов на услуги естественных монополий. При этом далеко не все проблемы Министерству обороны удастся решить в полном объеме.
     - А можно сказать в самом общем виде, что улучшится, а что нет?
     - По сравнению с 2002 годом существенно увеличены расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, закупку специального топлива, горючего и смазочных материалов, содержание госпиталей и оплату вещевого имущества. Вместе с тем, несмотря на неизбежный рост цен, многие направления расходов остаются практически на прежнем уровне: спорт, издательские расходы, учебные расходы военных вузов, расходы по содержанию учебных и военных объектов, оплата услуг связи, расходы ветеринарно-санитарной службы и др.
     - Любовь Кондратьевна, если не возражаете, давайте пройдемся по конкретным тратам, которые сказываются на служебных делах и социальном самочувствии военнослужащих, рабочих и служащих, военных пенсионеров. Первый вопрос: есть ли в бюджете деньги на планировавшееся повышение денежного довольствия и заработной платы?
     - Утвержденные объемы средств позволяют с 1 января повысить оклады военнослужащим по воинскому званию – это планировалось в рамках утвержденной системы реформирования системы денежного довольствия, а также с 1 октября 2003 года провести его индексацию в 1,11 раза. С этого же времени планируется на 11 процентов поднять заработную плату в органах военного управления и на 33 процента – персоналу, получающему зарплату по единой тарифной сетке. Здесь особых сложностей, на мой взгляд, не предвидится. Проблема в другом: при определении фонда денежного довольствия на выплату в следующем году надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы сумма определена из расчета предельного размера этой надбавки 55 процентов от должностного оклада, хотя, согласно действующему законодательству, она составляет 70 процентов. Это обязывает командование дифференцированно подходить к установлению надбавки каждому военнослужащему.
     - Опубликованное недавно в нашей газете постановление правительства о выплате квартальных премий вызвало немало вопросов у наших читателей. Кроме того, всех интересует: в какие сроки будет выплачено единовременное денежное вознаграждение по итогам 2002 года?
     - Постановление, о котором вы говорите, фактически лишь устранило имевшиеся в различных нормативных актах противоречия, которые иногда служили поводом для обращения в суд. Вот и все. Фактически же премия за добросовестное исполнение служебных обязанностей как выплачивалась, так и будет выплачиваться четыре раза в год в размере 75 процентов от суммы окладов по воинской должности и званию в месяц, следующий за окончанием квартала. Премия за октябрь - декабрь этого года обязательно будет выплачена в январе 2003 года. Кроме того, мы хотим сломать традицию последних лет, когда ЕДВ выдавалось на руки буквально в последних числах июня следующего года, и выплатить его в течение первого квартала.
     - Ходят слухи, что готовится решение об отмене 20 окладов, выдаваемых кадровому военнослужащему при увольнении в запас, если он прослужил не менее 20 лет. Правда ли это?
     - Нет, эти слухи абсолютно беспочвенны. Наоборот, как я уже не раз говорила, руководством страны предпринимаются все возможные в сложившихся экономических условиях меры, чтобы поднять благосостояние людей в погонах.
     - А как будет обстоять дело с продовольственным обеспечением личного состава?
     - Это одна из наиболее полно обеспеченных статей бюджета следующего года. На 2003 год выделяется на 1,8 млрд. рублей больше, чем в 2002 году. Выделенных средств хватит на закупки продовольствия как по основной норме, так и по спецзаказам, а также на выплату компенсации взамен продовольственного пайка в установленном размере. Увеличен объем средств на закупку техники и имущества продовольственной службы.
     - Очень многие военнослужащие задают вопрос: не увеличится ли размер компенсации за продпаек?
     - Нет, не увеличится и будет составлять как и прежде 20 рублей в сутки. К сожалению, таковы на сегодняшний день возможности государства. Притом что расчетная стоимость пайка составляет 47 рублей 64 копейки в сутки. Исходя именно из этой суммы, сделаны расчеты по обеспечению личного состава, находящегося на котловом довольствии и получающего продовольственные пайки на руки.
     - Невозможно обойти вниманием еще один вопрос, решение которого откладывается из года в год, – обеспечение военнослужащих в полном объеме вещевым имуществом. Согласитесь, дисциплина, дух в войсках во многом зависят от соблюдения всех воинских ритуалов, которые немыслимы без соблюдения правил ношения военной формы. А некоторые вопрос ставят и так: если обмундирование не выдают, и одежду приходится покупать за свои деньги, почему государство в таком случае не выплачивает компенсацию?
     - Я могу сказать, что в следующем году ожидаются подвижки в лучшую сторону. Ассигнования на вещевое обеспечение увеличены на 1 млрд. рублей, эти средства пойдут в основном на централизованную закупку вещевого имущества. Видам Вооруженных Сил, военным округам, флотам и родам войск бюджетные средства выделяются на пошив обмундирования в ателье военторга, на оплату банно-прачечных расходов и частично – на выплату денежной компенсации взамен предметов обмундирования. Она будет выдаваться не только увольняемым в запас военнослужащим, как это было в последнее время, но и убывающим к новому месту службы. Для этого требуются немалые средства. Кроме того, в бюджете появилась новая статья, определяющая право каждого военнослужащего на получение денежной компенсации такого рода в размере до 3 тысяч рублей в год. Поэтому нам предстоит в ближайшее время не только отрегулировать порядок этих выплат, но и создать механизм погашения задолженности по выплате компенсации за предыдущие годы. И главное - изыскать средства на это как за счет перераспределения средств внутри сметы Минобороны, так и за счет внебюджетных источников.
     - Скажите, а при подготовке бюджета не рассматривался вопрос об индексации стоимости предметов вещевого имущества? Цены ведь растут из месяца в месяц…
     - Нет, пока такой вопрос не рассматривался.
     - Любовь Кондратьевна, хоть мы и начали разговор с социальных проблем – они самые острые, но всех военнослужащих не меньше волнует и то, как будет идти боевая учеба. Ведь каждый хочет реализовать себя в выбранной профессии, а не просто числиться где-то и получать деньги. А здесь все будет зависеть от материально-технического обеспечения войск…
     - Установленные лимиты потребления горючего, к сожалению, не позволят в полном объеме обеспечить боевые стрельбы, тактические учения на уровне рот, полков и батальонов. Не будут в полном объеме выполнены учебные программы подготовки курсантов высших военных учебных заведений. Хотя в целом ситуация постепенно меняется к лучшему. Военные корабли будут больше находиться в море, возрастет налет личного состава ВВС и ВМФ, хотя и не достигнет установленной нормы. Полностью будут обеспечены потребность в горючем гарнизонов Крайнего Севера и Арктики, боевое дежурство, обеспечение ядерной безопасности страны и сил ядерного сдерживания.
     В чем здесь главная проблема? Денег ведь опять выделяется значительно больше по сравнению с предыдущим годом. Уровень расходов возрастет на 1,5 млрд. рублей. Однако, в связи с увеличением с 1 января 2003 года акцизов на бензин и дизельное топливо, заложенных в бюджете средств хватит, чтобы обеспечить нефтепродуктами Вооруженные Силы лишь на уровне 2002 года.
     - Буквально на днях Государственная Дума приняла в первом чтении закон, согласно которому тарифы на энергоносители должны утверждаться до принятия бюджета и оставаться неизменными в течение года. Может быть, это позволит избежать чехарды, которая происходит с тем же горючим не первый год, когда цены в течение года меняются несколько раз, и бюджет трещит по швам…
     - Я тоже считаю, что в экономике невозможно работать без строгих, всем понятных правил. Будем надеяться на позитивные изменения в этом плане, которые, несомненно, будут благоприятными и для Вооруженных Сил. Нельзя сказать, что и сейчас ситуация не меняется к лучшему, но происходит это очень медленно.
     - Аналогичная ситуация ведь и с транспортными расходами. Будет ли улучшено финансирование этой статьи расходов?
     - Финансирование транспортных расходов по-прежнему остается одной из самых сложных проблем. Выделяемых средств хватит, чтобы обеспечить грузовые перевозки на 81 процент, а пассажирские и того меньше. Придется, как и в этом году, вводить определенные ограничения. Воздушным транспортом будут обеспечиваться только перевозки по призыву и увольнению в регионах Крайнего Севера и Дальнего Востока. Воспользоваться самолетом, если расстояние не будет превышать 3 тысячи километров, можно будет только в исключительных случаях. А поскольку пассажирские перевозки железнодорожным транспортом ограничить никак невозможно, то придется в пределах сметы Министерства обороны изыскивать дополнительные средства. Хочу также подчеркнуть, что все транспортные расходы, связанные с проведением военной реформы, будут профинансированы в полном объеме.
     - Если уж зашла речь о разделе «Военная реформа», расскажите, пожалуйста, какие в нем предусмотрены новшества?
     - Главное, пожалуй, то, что нам удалось добиться более сбалансированного распределения средств, выделяемых на решение жилищной проблемы военнослужащих, увольняемых в запас. Это позволяет, в частности, обеспечить их более эффективное использование. В бюджете предусмотрено, что 20 процентов средств, выделяемых по разделу «Военная реформа» на реализацию программы «Государственные жилищные сертификаты», будет выделяться на приобретение и строительство жилья по заказу Министерства обороны в социально привлекательных регионах. Кроме того, 4 млрд. рублей будет направлено на создание служебного фонда жилья. В общем, на капитальные затраты по этому разделу будет израсходовано свыше 75 процентов средств. Хочу также отметить, что деньги для расчета с увольняемыми с учетом негативного опыта нынешнего года будут доведены до видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов и родов войск только после уточнения планов организационно-штатных мероприятий, плана увольнения военнослужащих и плана обеспечения их жильем.
     - А как будет обстоять дело с финансированием квартирно-эксплуатационных расходов?
     - Расходы на оплату топливно-энергетических ресурсов и водоснабжения, потребляемых бюджетными учреждениями, будут профинансированы полностью. А вот расходы на техническую эксплуатацию и текущий ремонт казарменно-жилищного фонда и коммунальных сооружений – только наполовину, хотя это тоже шаг вперед в плане содержания стареющих военных городков. Как и в 2002 году, будет явно не хватать денег на обеспечение войск мебелью, казарменным инвентарем и другим имуществом. Остаются необеспеченными источниками финансирования мероприятия по оформлению документации на землю, закрепленную за воинскими частями, организациями и учреждениями Минобороны. Нужна более активная работа по урегулированию этой проблемы с органами законодательной и исполнительной власти как в центре, так и на местах.
     - Я знаю, что Закон «О федеральном бюджете на 2003 год» предусматривает приостановление действия необеспеченных ресурсами нормативных актов. О чем конкретно идет речь?
     - Планируется приостановить с 1 января по 31 декабря 2003 года действие минимального количества законодательных актов, затрагивающих интересы Вооруженных Сил и военнослужащих. Во-первых, пункта 5 статьи 30 Федерального закона от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе», который устанавливает финансирование медицинского освидетельствования граждан, подлежащих призыву на военную службу, за счет средств федерального бюджета. Во-вторых, как и в 2002 году, приостанавливается выплата денежных компенсаций за непредоставление органами местного самоуправления жилья по избранному месту жительства уволенным военнослужащим (второй абзац пункта 14 статьи 15 Закона «О статусе военнослужащих»). В третьих, в течение года не будет действовать второй абзац пункта 2 статьи 24 Закона «О статусе военнослужащих» в части предоставления льготных кредитов членам семей военнослужащих, потерявших кормильца, на строительство, ремонт индивидуальных жилых домов и садовых домиков, а также на благоустройство садовых участков.
     - Но ведь наряду с нехваткой средств, наверное, где-то можно изыскать излишки, нерациональное использование денег и просто бесхозяйственность. Что в этом плане намерено предпринять руководство Главного финансово-экономического управления?
     - Конечно, нельзя представлять себе исполнение бюджета в течение года, как механическое сведение баланса по той или иной статье расходов. Бюджет требует напряженной повседневной работы и в части экономического анализа, и в части экспертных оценок, и в части контроля. И не только от работников финансово-экономической службы. Я уже говорила о том, что необходимы четкость и организованность органов военного управления при проведении организационно-штатных мероприятий – любые нестыковки и задержки при этом выливаются в дополнительные расходы. «Красная звезда» несколько месяцев назад обоснованно ставила вопрос о необходимости уточнения статуса воинских структур, которые должны содержаться за счет своих доходов, а не за счет бюджетных ассигнований. Речь, в частности, идет о военно-научных учреждениях, деятельность которых должна быть приведена в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации.
     Что касается ГлавФЭУ, то главную задачу я вижу в поиске ресурсов внутри сметы Министерства обороны для того, чтобы «расшить» узкие места. Единственно возможный путь здесь – перераспределение средств на основе детальной проработки реальной потребности в них. Разумнее всего это сделать на основе данных бухгалтерской отчетности за 2002 год и с учетом текущей ситуации в войсках. Пора уходить от старых стереотипов, мешающих управлению финансовыми ресурсами в интересах Вооруженных Сил. Ближайшая наша задача - совместно с командованием и финансово-экономическими органами на местах - оперативно довести выделенные ассигнования до воинских частей, каждого военнослужащего.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker