на главную страницу

5 Января 2003 года

Армия и общество

Воскресенье

«Русские воины ждут пастырей Церкви»

Записала Марина Григорьева.



     Предметом особого попечения Русской Православной Церкви являются наши войска, участвующие в боевых операциях на территории Чеченской республики. Священник Михаил Васильев, заведующий сектором ВДВ Синодального военного отдела – один из тех, кто неустанно трудится, укрепляя дух воинов. Недавно он в десятый раз побывал в Чечне с душепастырской миссией. В поездке, которая продолжалась с 12 по 22 ноября, принял также участие заведующий сектором сухопутных войск Отдела иеромонах Савва Молчанов. По возвращении отец Михаил встретился с нашим корреспондентом. Вот что он рассказал:
     -Мы вылетели в Моздок вместе с отцом Саввой и группой десантников 45-го полка спецназа ВДВ. В тот же день, прибыв на место, я отправился в Ханкалу, в Штаб объединенной группировки войск на Северном Кавказе. В последнее время резко активизировалась противовоздушная оборона противника. Нам рассказали в Штабе, что уже за 10 минут до вылета боевики обычно знают, кто летит, по какому маршруту, сколько человек – одним словом, все необходимое. Что сказать? Очень больно и огорчительно это. В результате наш вертолет летел ночью, в полной темноте, с погашенными огнями.
     Однако, милостью Божией, прибыли благополучно. Я познакомился с новым командующим ОГВ(С), генерал-лейтенантом С. Макаровым. Он тепло отнесся к нашей миссии, и, более того, обратился к Святейшему Патриарху с просьбой прислать не только батюшек в войска, но и специалистов-религиоведов в информационно - аналитический отдел. Командующий также обратился к начальнику Генерального штаба, генералу армии А. В. Квашнину, с просьбой оформить материальное содержание священников. Да и где бы мы ни были – всюду нас призывали трудиться более активно. Да и я сам видел, насколько наши войска нуждаются в духовном окормлении. За две недели пребывания в Чечне я даже не успел побывать во всех местах, куда меня приглашали.
     В первый же день пребывания в Ханкале я побывал в руинах храма Архангела Михаила в Грозном. Вместе с властями и нашим командованием было решено торжественно отпраздновать 110-летие этого славного храма. Ведь Архистратиг Михаил – глава Небесного воинства, является также покровителем защитников Отечества. Радостно отметить, что нас горячо поддержали и командование, и мэрия города.
     120 прихожанам храма оказана гуманитарная помощь, приходу подарена бытовая техника. И ведь это впервые с 1996 года! Никакие международные гуманитарные организации не помогали.
     Сколько сейчас русских в Грозном? Очень мало, 683 человека. Чеченцев же 250 тысяч. Так что разговоры о якобы «геноциде» чеченцев – сплошной блеф. Численность чеченского населения неуклонно растет, а русского – стремительно падает. Сейчас в Грозном из русских остались только старики-инвалиды и психически неполноценные люди. Кто мог – давно выехал. А этим куда податься? Две недели назад в Октябрьском районе Грозного была вырезана семья русских пенсионеров. Кто их защитит?
     Ведь была же решена эта проблема в столице Косово г. Приштина, где для сербов были выделены два дома! Они живут в этих домах под охраной миротворческих сил. Так же можно сделать и в Грозном. Если будут средства – мэрия города готова создать компактные поселения для русских. Есть и еще один вариант. Сейчас правительство Московской области развертывает программу вывоза из Чечни русских жителей. В домах-интернатах им будет предоставлено, в соответствии с квотой, от 20 до 50 мест.
     По этому и другим вопросам приходилось общаться с так называемыми «лояльными чеченцами». Впечатление было такое, что перед тобой боевики, только прикрывающиеся словесной мишурой и якобы ласковыми улыбками. На самом деле ситуация в Чечне за последнее время резко накалилась. У боевиков – мощное вооружение, ПЗРК «Игла». Их инфракрасные головки настроены на тепловой спектр российского вертолета. Поэтому мы лишь в нынешнем году потеряли 10 летающих машин и столько же совершили аварийную посадку. Поэтому по просьбе командования я освятил все вертолеты. Членам экипажа раздал иконы. Освятил также бронепоезд, на котором перемещается личный состав. Боевики часто минируют железнодорожное полотно, были случаи подрывов.
     Отслужил я также молебны в нескольких воинских частях. Потребность в пастырском служении огромная, она все время растет. Если военнослужащие, бывая в частях, видят там часовню и батюшку – у себя тоже хотят иметь. Особое усердие и благочестие показывают те воины, которые наиболее подвергаются смертельной опасности. Это, как правило, вертолетчики, саперы и спецназовцы. Конечно, духовная жажда наших воинов должна быть утолена. Возможно, стоит организовать служение священников вахтовым методом, по три месяца.
     Завершающим аккордом нашего пребывания в Чечне был престольный праздник в храме Архангела Михаила 21 ноября. На него пришли около семидесяти русских жителей, старички и старушки, изможденные, исхудавшие, многие со следами умственного помешательства после страшных боев и контузий. Все они были несказанно рады, хотя служба и совершалась в руинах, под открытым небом. Вместе с иеромонахом Саввой мы отслужили молебен и причастили прихожан Запасными Святыми Дарами. В это время полторы тысячи военнослужащих блокировали половину Грозного, чтобы обеспечит нашу безопасность. Они так тщательно нас охраняли, что даже с трудом пропустили в храм! Мэр же Грозного был заблокирован и из-за этого опоздал на службу. Будучи офицером МВД, он в присутствии представителей Командования, дал честное слово, что храм будет восстановлен. Очень хотелось бы верить в это.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker