на главную страницу

5 Января 2003 года

Армия и общество

Воскресенье

Меннониты —— секта пацифистов

Андрей Компанеец,
курсант Военного университета Министерства обороны РФ.



     Проблема альтернативной службы, ставшая недавно столь актуальной, напомнила нам о тех религиозных течениях, которые не приемлют службы в армии: духоборы, адвентисты седьмого дня, последователи учения Льва Толстого. Однако в дружный армейский коллектив не хотели вливаться, пожалуй, меннониты.
     Меннонитство возникло в первой половине XVI века в Нидерландах и получило название от своего родоначальника Меннона Симонса. Вероятно, как это всегда и везде бывает, появление секты стало результатом социального недовольства определенной части населения. Этому способствовал также и общий дух реформации, царивший в Европе. Конкретным толчком стала ужасная расправа с народным движением в Нидерландах в 1534-35 rr. Стали появляться люди, проповедовавшие непротивление злу насилием.
     С точки зрения психологии не так уж трудно объяснить эту тенденцию. Ищущая справедливости толпа была опрокинута государством. Но усталость, страх перед режимом и утраченные не надежды давали поверить, что все было напрасно. Люди искали некую оболочку, способную одновременно успокоить пламенное сердце и оградить от государственного произвола. Взоры их обратились к религии. Но поскольку католическая церковь всецело поддерживала официальную власть, народные массы откололись от неё. По большому счету, этот тот же самый протест, но в иной форме.
     При короле Карле V еретиков начали преследовать, и в начале 40-х первая волна эмиграции меннонитов покинула родные пределы и отправилась в Германию и Фрисландию. Однако и там Карл настиг меннонитов. Постепенно сектанты распространились по всей Европе.
     В Россию первые меннониты пришли в 1789 г. из Пруссии по приглашению Екатерины II. Первые их немногочисленные семейства расселились главным образом на землях Екатеринославской, Таврической,- Херсонской. Уже к 1917 году численность сектантов составляла около 100 тыс. Следует отметить, что царское правительство относилось вполне лояльно к меннонитским поселениям. Под нужды сектантов были выделены земельные наделы. По сравнению с другими колонистами меннониты находились в привилегированном положении. Например, поземельных податей они уплачивали в шесть раз меньше, чем немецкие поселенцы. Когда колония пополнялась вновь прибывшими семьями, государство дополнительно выделяло земли под их проживание и хозяйство. Количество общин сектантов на благодатной русской почве постоянно увеличивалось.
     В целом среди меннонитов наблюдалась ненависть к русскому народу. Эта ненависть была выгодна вождям сектантов, которыми она и разжигалась. Тем самым они добивались еще большей этнической, а, следовательно, экономической изоляции общины.
     С приходом к власти большевиков позиция меннонитов радикально изменилась. Они были вынуждены оставить идею непротивления злу и с оружием в руках защищать свои капиталы. Несколько сотен сектантов сражалось а рядах Деникинской армии. Однако после окончательного захвата власти большевиками меннониты опять стали уклоняться от службы в армии. С этой целью они признали свои бывшие сражения ошибкой и вернулись к пацифизму.
     Вероучение меннонитов приобрело свою окончательную форму в Дортрехте, Голландия, на соборе 21 апреля 1632 г. Это так называемая декларация основных положений основного Христианского вероучения, как ее называют сами представители секты. 18 пунктов документа содержат в себе подробное изложение религиозных взглядов меннонитов. Большинство статей лишь повторяют основные положения христианства или пересказывают главные библейские события.
     Что касается несения военной службы, то сектантами оно не приемлется по нескольким причинам. Во-первых, меннониты отрицали всякие клятвы, в том числе и воинские присяги. А во-вторых, это полный пацифизм: «Касаясь мести, когда мы противимся нашим врагам мечом, мы верим и исповедуем, что Господь Иисус запретил последователям любую месть и насилие, и поэтому наставил их не воздавать злом за зло, ни ругательство; но вложить мечи в ножны или, как говорили пророки, перековать их на орала. Относитено клятв мы верим и исповедуем, что Господь Иисус запрещал своим последователям делать это; т.е. что не клясться вовсе, но чтоб их «да» было «да» и их «нет» было «нет».
     Сейчас к подобным взглядам государство относится более чем либерально. Но ведь священный долг перед Родиной исполнять мы должны. Поэтому опыт царской России в этом вопросе был бы нам очень полезен. В 1874 году закон о всеобщей воинской повинности распространили и на меннонитов. Реакция сектантов была предсказуемой: до 15 тысяч человек выехали из Империи в Канаду и Америку. Тогда Россия несколько ослабила требования, при этом не ущемив собственные интересов: меннонитов стали направлять на службу в пожарные и лесничьи команды на четыре года. Этот компромисс был выгоден всем. Хотя недовольные все равно были.
     Таким образом, подтверждается старая истина: секта выдергивает из Писания нужный отрывок и делает его главным в системе вероучения. Не исключено, что для тех молодых людей, которые стали меннонитами, это всего лишь прикрытие от армии.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker