на главную страницу

9 Января 2003 года

Пульс планеты

Четверг

Стороны настроены решительно

Обстановка вокруг Ирака приобретает все более воинственный характер

Вадим МАРКУШИН.



     Военная политика тем больше военная, чем она больше политическая, замечал классик. К ситуации вокруг Ирака, против которого сейчас готовится интервенция, данное утверждение подходит как нельзя лучше. Чисто военная сторона подготовки нападения при всей масштабности передвижения войск и их сосредоточения в зоне Персидского залива ничем принципиально новым от прежних такого рода маневров не отличается. Весь же “анализ” этой демонстрации силы заключается в том, что СМИ всего-навсего дублируют строго дозированные и тщательно выверенные информаторами Пентагона сведения о передислокациях сухопутных сил, ВВС и ВМС. Этот набор оперативных данных и ложится в основу журналистских разговоров об “этапах” бомбежек и вторжения, очередности подключения к операции сил и средств “коалиции”, о возможности применения сторонами оружия массового поражения и т.п. Как все будет в действительности, никто точно не знает. И в этом состоит хитрая логика всякой войны, призванная ввести в заблуждение не только противника, но и сторонних экспертов.
     Поступающая по электронным СМИ информация по иракской тематике, с одной стороны, указывает на серьезность намерений вдохновителей силового решения. С другой - оттеняет ту извечную манеру нападающего, которая призвана напустить побольше тумана вокруг его действий. Вот некоторые из последних данных.
     Центральное командование вооруженных сил США переместило часть своего персонала из штаб-квартиры во Флориде на авиабазу США в Катаре (сколько конкретно офицеров и какого уровня не сообщается). В то же время представители министерства обороны вновь заявили, что президент Буш еще не принял решения о войне против Ирака.
     Агенты ЦРУ и отряд американского спецназа тайно действуют в Ираке уже не менее четырех месяцев. К январю 2003 года в Ираке собраны около сотни спецназовцев и 50 агентов ЦРУ. Их задача - поиск минных полей и иракских установок по запуску ракет, корректировка целей американских бомбардировщиков, которым придется уничтожать иракскую систему ПВО, а также выявление людей, которые могли бы возглавить Ирак вместо Хусейна. Однако официальные представители ЦРУ и Пентагона отказались прокомментировать журналистам эту информацию.
     Министр обороны Великобритании отдал приказ о призыве резервистов и об отправке ударной авианосной группировки из 17 кораблей в сторону Персидского залива. В то же время он подчеркнул, что решение об участии Лондона в возможной военной операции против Ирака еще не принято и сама военная акция в отношении Багдада не является неизбежной. Турция удвоила военный контингент на севере Ирака, доведя численность войск до 12 тысяч солдат. Увеличение контингента должно показать, что в случае войны Турция не допустит образования курдского государства. Представитель турецкой разведки, как всегда пожелавший остаться неизвестным, сообщил, что в основном дополнительная военная сила - часть мобильных подразделений, базирующихся на границе. При необходимости они могут продвинуться в глубь Ирака. Проблема, однако, заключается в том, что в то время, как турецкое правительство ждет ясной позиции ООН, США обеспокоены условиями договора об использовании турецких военных баз, согласно которым американские военные должны будут подчиняться законам Турции.
     Короче говоря, “аналитику” угрожаемого периода и прогнозируемый ход событий в зоне боевых действий сочиняет и запускает в обращение главным образом министерство обороны США. Оно же потом поправляет тех, кто тиражирует всякую отсебятину в трактовке спущенной фактуры. Оно же корректирует при надобности собственные утверждения, которые сегодня кажутся не столь соответствующими общему политическому фону, чем вчера.
     Дойдет ли дело до большой крови? Военная машина для осуществления нападения на Ирак и свержения нынешнего режима в настоящий момент работает на таких оборотах, что развязывание войны видится наиболее вероятным исходом. К этому, собственно, готовят мировую общественность и пропагандистские видеоролики: мол, уже идущие маневры затеяны для того, чтобы перерасти в реальные боевые действия. И все-таки перерастут ли? Не последует ли команда “Отставить” в самый последний момент? Складывается впечатление, что отмашку пока не готов сделать и сам президент США. До обеда, демонстрируя твердость духа, он может грозить Саддаму расправой, а на сон грядущий умерить воинствующий пыл и заявить, что лучше бы покончить дело миром.
     И это поведение, видимо, отражает общую психологическую атмосферу на вершине американской властной пирамиды. Этакие сумбурные телодвижения между ответственностью и безответственностью, между искушением прогреметь еще одной победой над “международным терроризмом” и опасностью неведомого бумеранга. Пока инспекторы ООН ищут на иракской территории следы от ядерного оружия (а ими тут и не пахнет), в Вашингтоне взвешивают аргументы, не имеющие никакого отношения к реальной угрозе со стороны Ирака. Зато прямо относящиеся к факторам внутреннего развития Америки: укрепление базы энергоресурсов, обновление морально устаревающих арсеналов оружия, упрочение позиций правящей партии посредством новой ура-патриотической волны.
     Ну а что касается “трех главных вещей”, необходимых для войны (деньги, деньги и деньги), то с этим, думается, все будет в порядке. Американцы их напечатают и пустят по свету, распределив таким путем финансовое бремя кампании между теми, кто использует доллар в качестве второй национальной валюты.
     Иное дело - потери людские. Насколько взвешенно прогнозирует их Пентагон? Учитывает ли он ту разницу, которая, конечно же, существует между Ираком и Афганистаном? На эту сторону, кстати, вновь обратил внимание Саддам Хусейн. Соединенным Штатам, по его словам, не удастся справиться с Ираком, как с талибами в Афганистане. «Наша страна - организованна и стабильна, - отметил он, обращаясь к иракским военачальникам... - Армия страны сейчас в гораздо лучшей форме, чем в 1991 году, когда она ушла из Кувейта... В 1991 году у нас не было такого боевого опыта, но сейчас наши вооруженные силы сильнее, наш солдат лучше понимает свою роль и обязанности. Что же касается вооружений, то они развивались, но, в общем, остались теми же, - сказал иракский президент. - Ни одна армия в мире не имела опыта боевых действий с развитым противником, такого, какой мы получили в обстоятельствах, сложившихся в 1991 году».
     Между тем новый вооруженный конфликт в регионе Персидского залива способен привести к тому, что на грани выживания окажутся около 10 миллионов мирных граждан Ирака. Такая оценка последствий возможной операции США против режима в Багдаде содержится в специальном плане работы в чрезвычайных обстоятельствах, разработанном в прошлом месяце рабочей группой ООН. Как явствует из этого 13-страничного документа, Объединенные Нации не исключают угрозы возникновения в Ираке гуманитарной катастрофы. Как сообщила газета «Вашингтон пост», ознакомившаяся с планом, сотрудники специализированных учреждений ООН считают, что по степени негативного воздействия на население Ирака новая война превзойдет операцию «Буря в пустыне» в 1991 году.
     По прогнозам экспертов ООН, боевые действия против правительства Саддама Хусейна приведут к остановке добычи нефти в Ираке, масштабному ущербу для его электроэнергетики, лишат власти возможности распределять среди жителей под контролем ООН продовольственную гуманитарную помощь. Кроме того, предупреждают специалисты, в послевоенном Ираке наверняка вспыхнут эпидемии острых инфекционных заболеваний, в том числе холеры и дизентерии, а оказание помощи людям будет сильно затруднено, поскольку войска США блокируют или уничтожат важные транспортные узлы.
     Содержание и даже само существование плана ООН предпочитает не афишировать, чтобы, как пояснили представители организации, не навлечь на себя упреков в поддержке усилий Вашингтона, направленных на смену режима в Багдаде. Пока администрация США готовится к возможной операции в Персидском заливе, структуры ООН складируют в граничащих с Ираком государствах запасы продовольствия, медикаментов, палаток и других припасов, рассчитанные более чем на 500 тысяч человек, отмечает «Вашингтон пост».
     Наконец, важно в связи с положением вокруг Ирака напомнить о позициях некоторых ведущих мировых держав, которые также способны повлиять на выбор Вашингтона.
     Применение силы против Ирака возможно только с санкции Совета Безопасности ООН, заявил президент Франции Жак Ширак. Оно остается последним чрезвычайным средством и допустимо лишь после того, как мировое сообщество убедится, что все остальные средства решения проблемы исчерпаны, подчеркнул он на новогодней встрече с дипломатическим корпусом в Елисейском дворце. «Такое решение должно быть четким и недвусмысленным, оно может быть принято только Советом Безопасности ООН на основе мотивированного доклада инспекторов ООН, - сказал президент. - Франция всегда готова выполнить возложенную на нее ответственность, но сохраняет за собой право на полную свободу оценки». В январе, напомним, Франция председательствует в СБ ООН.
     Продолжает придерживаться своей точки зрения и Германия, которая только что возглавила в Совете Безопасности ООН один из ключевых комитетов - по санкциям в отношении Ирака. Этому назначению, между прочим, противились США, которых серьезно беспокоила позиция политического руководства ФРГ. Комитету СБ по санкциям в отношении Ирака отведена решающая роль в определении цен на иракскую нефть и одобрении списка товаров, импортируемых Багдадом в рамках гуманитарной программы ООН «Нефть в обмен на продовольствие».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker